Решение по делу № 33-796/2020 от 28.10.2020

Судья Кривошеева И.В.

Дело № 2-1857/2020

Дело № 33-796/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2020 г.          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Слободчиковой М.Е., Кукшиновой О.М.,

при секретаре Князь Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14.08.2020, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в защиту интересов Кудиновой Е. Л. к управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Кудиновой Е. Л. компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.

Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Фармация» в пользу Кудиновой Е. Л. компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения Кудиновой Е.Л., прокурора Кишкуновой Л.Е., представителя ответчика - управления здравоохранения правительства АО Прохоровой А. В., представителя третьего лица ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» Съединой А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах Кудиновой Е.Л. к управлению здравоохранения правительства ЕАО (далее - управление) о компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что Кудинова Е.Л. является инвалидом <...> группы. 10.01.2020 ей выписан рецепт на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <...> Указанный рецепт был зарегистрирован к отсроченному обслуживанию в связи с отсутствием препарата. Однако в установленный законом десятидневный срок обслужен не был. Фактически Кудинова Е.Л. была обеспечена данным лекарственным препаратом только 17.04.2020.

Поскольку данное лекарственное средство является для Кудиновой Е.Л. жизненно важным, она вынуждена была приобрести его за свой счёт, потратив на его приобретение 8 575 рублей. В связи с несвоевременным обеспечением Кудиновой Е.Л. лекарством у неё ухудшилось самочувствие, участились приступы эпилепсии.

Неправомерными действиями ответчика Кудиновой Е.Л. причинён моральный вред.

Просил взыскать с управления здравоохранения правительства ЕАО в пользу Кудиновой Е.Л. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда к участию в деле привлечено в качестве соответчика государственное предприятие ЕАО «Фармация» (далее - ГП ЕАО «Фармация»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смидовичская районная больница» (далее - ОГБУЗ «Смидовичская районная больница»).

В судебном заседании представитель прокуратуры Высотин Д.В. требования поддержал по доводам иска, просил их удовлетворить.

Материальный истец Кудинова Е.Л. требования поддержала по доводам иска. Дополнительно пояснила, что врачом ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» 10.01.2020 ей выписан рецепт на препарат <...>», в этот же день она обратилась в аптеку ГП ЕАО «Фармация», расположенную в п. Смидовичи. Так как препарата в наличие не было, она сдала рецепт в аптеку. В феврале она так и не была обеспечена данным лекарственным препаратом, в связи с чем вынуждена была приобрести его за свой счёт. Утверждала, что фактически препарат получила в марте 2020 года.

Пояснила, что из-за несвоевременного обеспечения лекарством у неё участились приступы заболевания, из-за чего ей приходилось вызывать скорую помощь.

Представитель ответчика управления здравоохранения правительства ЕАО Прохорова А.В. требования не признала. Пояснила, что вины управления в несвоевременном обеспечении истицы лекарственным препаратом не имеется. Управлением для исполнения обязанности по обеспечению граждан бесплатными лекарственными препаратами заключены государственные контракты с ГП ЕАО «Фармация», которому в рамках данных контрактов были выделены денежные средства на приобретение лекарственных препаратов. При этом, согласно условиям контрактов ГП ЕАО «Фармация» обязано за собственные денежные средства закупать необходимые лекарства, после чего выставлять управлению счёт на оплату.

Указала на отсутствие причинно-следственной связи между ухудшением состояния здоровья истицы и несвоевременным обеспечением её лекарственным препаратом, поскольку Кудинова Е.Л. самостоятельно снизила дозировку препарата. При этом она не обращалась за медицинской помощью в период отсутствия у неё лекарства.

Представитель ответчика ГП ЕАО «Фармация» Стебловская Е.В. требования не признала. Пояснила, что после обращения истицы за получением лекарственного препарата <...>» было установлено, что ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» не включила данный препарат в плановую заявку на 2020 год. Таким образом, на 2020 год потребность в данном препарате отсутствовала, денежные средства на его закупку не выделены. В последующем ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» внесла данный препарат в дополнительную заявку, которую управление здравоохранения правительства ЕАО не утвердило, поэтому денежные средства на приобретение данного лекарства предоставлены не были.

ГП ЕАО «Фармация» за счет своих денежных средств приобрело данный препарат, который поступил в учреждение 11.02.2020, и был отпущен 17.02.2020.

С января 2020 года в Смидовичском районе закрыт аптечный пункт, поэтому ГП ЕАО «Фармация» осуществляет доставку препаратов до ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», после чего медицинское учреждение самостоятельно осуществляет выдачу препаратов пациентам.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» Косими М. требования не признал. Пояснил, что препарат «<...>» не был включён ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» в плановую заявку на 2020 год в связи с ограниченным финансированием. В последующем препарат был включён в дополнительную заявку, которая должна была быть утверждена и обеспечена.

Указал, что лекарственный препарат по рецепту от 10.01.2020 получен истицей в марте 2020 года.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе управление здравоохранения правительства ЕАО просило решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, указало, что вины управления в необеспечении истицы своевременно лекарственным препаратом не имеется. При составлении плановой заявки потребности в бесплатных лекарственных препаратах на 2020 год ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» не включила в заявку препарат «<...>», необходимый Кудиновой Е.Л. В связи с чем управление основную заявку утвердило из расчёта заявленных ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» лекарственных препаратов.

Таким образом, считает, что именно действиями медицинского учреждения Кудиновой Е.Л. причинены нравственные страдания.

Управление возложенные на него обязанности по обеспечению населения льготными лекарственными средствами выполнило надлежащим образом, заключив государственные контракты с ГП ЕАО «Фармация» и перечислив учреждению денежные средства на закупку препаратов.

Доказательств противоправного поведения управления стороной истца не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления здравоохранения правительства ЕАО Прохорова А.В. доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Прокурор ЕАО, истица Кудинова Е.Л., представитель третьего лица ОГБУЗ «<...> больница» Съедина А.В. возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика ГП ЕАО «Фармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части исходя из доводов апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 вышеуказанного федерального закона)

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999                      № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) закреплено право граждан, являющихся неработающими инвалидами второй группы, и граждан, страдающих <...>, на получение социальной поддержки от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости, по рецептам врачей.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утверждён перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, в который включён препарат <...>».

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Аналогичное правовое регулирование содержит пункт 9 порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 33-пп.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,                 Кудинова Е.Л. является инвалидом <...> группы бессрочно, ей установлен диагноз <...>

Кудиновой Е.Л. врачом ОГБУЗ «<...> больница» выписан рецепт на получение лекарственного препарата <...> за счёт средств федерального бюджета: № <...> от 10.01.2020 (100 мг № 14, 7 упаковок).

В этот же день Кудинова Е.Л. предъявила рецепт на обслуживание в аптечный пункт в Смидовичском районе, однако в связи с его закрытием рецепт, был направлен в ГП ЕАО «Фармация», и принят к исполнению 20.01.2020, что сторонами не оспаривалось и подтверждается реестром отпущенных рецептов лекарственных средств от 20.04.2020.

Стороной ответчика ГП ЕАО «Фармация» не отрицалось и из материалов дела следует, что необходимого истице препарата в наличие не имелось, в связи с чем 20.01.2020 рецепт от 10.01.2020 был зарегистрирован в журнале отсроченного обеспечения. Фактически лекарственный препарат был заказан ГП ЕАО «Фармация» 04.02.2020, поступил 11.02.2020, передан 17.02.2020 в ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», которая в связи с закрытием на территории района аптеки осуществляло выдачу лекарственных препаратов. После чего сотрудником данного медицинского учреждения «лакосамид» вручен истице.

Таким образом, рецепт от 10.01.2020 был исполнен с нарушением установленного законом десятидневного срока для отсроченного обслуживания.

Не получив лекарственный препарат своевременно, Кудинова Е.Л. 14.02.2020 приобрела его за свой счёт, оплатив 8 575 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришёл к правомерному выводу о том, что в результате бездействия управления здравоохранения правительства ЕАО, выразившегося в непринятии мер по контролю за обеспечением истицы жизненно важным лекарственным препаратом, и неправомерных действий ГП ЕАО «Фармация», выразившихся в нарушении сроков предоставления лекарственного препарата, Кудиновой Е.Л. причинён моральный вред. При этом, суд, учитывая степень физических и нравственных страданий Кудиновой Е.Л., исходя из критериев разумности и справедливости, удовлетворил требования частично, взыскав с каждого из ответчиков в её пользу по 2 500 рублей.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований к управлению здравоохранения правительства ЕАО согласилась, поскольку он принят в соответствии с нормами материального права и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Доводы жалобы об отсутствии вины управления в причинении истице морального вреда являются несостоятельными.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).

Пунктом 2.5 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.

В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учёт и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.

Согласно положениям раздела 2.5.1 Регламента работы в информационной системе обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами питания на территории ЕАО, утверждённого приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 07.08.2019 № 258-ОД (далее - Регламент), функциями управления здравоохранения правительства ЕАО, реализуемыми в информационной системе, является анализ и утверждение дополнительных заявок медицинских организаций и принятие мер по их обеспечению, осуществление мониторинга ситуации с льготным лекарственным обеспечением населения ЕАО, оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения.

Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на управление здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что управление здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Кудиновой Е.Л. исполнило ненадлежащим образом.

Судом установлено, что ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» 02.12.2019 сформирована заявка на обеспечение граждан лекарственными препаратами на 2020 год за счёт средств федерального бюджета, препарат «<...>» в неё не включён, данная заявка утверждена управлением здравоохранения правительства ЕАО.

20.01.2020 ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» сформировала дополнительную заявку, включив в неё жизненно важный лекарственный препарат «<...>» в дозировке 100 мг в количестве 88 упаковок.

Однако управление здравоохранения правительства ЕАО указанную дополнительную заявку не утвердило до настоящего времени, что подтверждается имеющимися в материалах дела по состоянию на июль - август 2020 года скриншотами из информационной системы обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и пояснениями представителя управления в апелляционной инстанции.

Кроме того, сведения о выданном Кудиновой Е.Л. с использованием информационной системы рецепте на препарат <...>», и что данный рецепт отсрочен и своевременно не отпущен, в силу пункта 1 раздела 1.2, пунктов 4 и 13 Регламента имелись в информационной системе и были доступны управлению как одному из участников информационного взаимодействия по обеспечению населения льготными лекарственными препаратами.

Вместе с тем, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ управление здравоохранения правительства ЕАО доказательств того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировало отпуск лекарственного препарата в срок по отсроченному рецепту, согласовало дополнительную заявку, организовало вопрос отпуска лекарственных препаратов в срок после их поступления в ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», суду не представило.

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Таким образом, материалами дела вина управления в причинении Кудиновой Е.Л. морального вреда нашла своё подтверждение, поскольку ответчиком обязанность по контролю за отпуском лекарств не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение Кудимовой Е.Л. лекарственным средством, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется правовых оснований для освобождения управления здравоохранения правительства ЕАО от ответственности.

Определённый размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости, соответствует характеру и степени физических и нравственных страданий Кудиновой Е.Л., фактическим обстоятельствам причинения вреда, основания для его снижения отсутствуют.

Доводы жалобы о том, что моральный вред истице причинён действиями ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», не включившим необходимый препарат в основную заявку на 2020 год, не влекут отмену принятого решения, поскольку управление не было лишено возможности предпринять меры по обеспечению Кудиновой Е.Л. положенным ей по закону лекарством в рамках исполнения дополнительной заявки, а также в порядке контроля за отпуском выписанного ей рецепта.

Вопреки доводам жалобы, заключение государственного контракта с ГП ЕАО «Фармация» не освобождает управление здравоохранения правительства ЕАО от обязанности по контролю за обеспечением населения льготными лекарственными средствами, которую оно в отношении Кудиновой Е.Л. надлежащим образом не исполнило.

На основании изложенного решение Биробиджанского районного суда ЕАО от <...> по доводам жалобы отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Председательствующий      Н.С. Серга

Судьи          М.Е. Слободчикова

         О.М. Кукшинова

33-796/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудинова Елена Леонидовна
Кишкунова Л.Е.
Прокурор Смидовичского района ЕАО
Ответчики
Управление здравоохранения правительства ЕАО
Государственное предприятие ЕАО "Фармация"
Другие
ОГБУЗ "Смидовичская районная больница"
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Слободчикова Марина Егоровна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
29.10.2020Передача дела судье
20.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Передано в экспедицию
20.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее