РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 10 мая 2017 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Кобелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-285/2017 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алкинского сельского поселения, администрации Чеботарихинского сельского поселения, администрации Мингатуйского сельского поселения, администрации Барлукского сельского поселения, администрации Большекашелакского сельского поселения, администрации Усть-Кадинского сельского поселения, администрации Лермонтовского сельского поселения, администрации Панагинского сельского поселения, Муниципальному казенному учреждению культуры «Барлукский социально-культурный центр», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Тулинская средняя общеобразовательная школа» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, составить, утвердить и предоставить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы, 1-4 класса опасности для окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Куйтунского района указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрациями Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Мингатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа», природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами. В ходе проведенной проверки установлено следующее. В соответствии со ст.2 ФЗ «Об образования в Российской Федерации» организациями, осуществляющими образовательную деятельность, следует считать образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» в установленном законом порядке осуществляет образовательную деятельность и обучает своих воспитанников, в связи с чем подпадает под статус образовательной организации, имеет необходимую материальную базу (здания, оборудование и другое имущество). В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов -предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетов экологической обстановки на данной территории; отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида три производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. В силу ст. 4.1 Федерального загона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. На основании статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей срды (часть 2 указанной статьи). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 указанной статьи). Согласно Критериям отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 4.12.2014 г. №536, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 18.07.2014 г. №445, утратившие потребительские свойства лампы люминесцентные, картриджи печатных устройств с содержанием тонера 7% отработанные, жидкокристаллических мониторы, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с проводами, принтеры, сканеры, системные блоки отнесены к 1, 4 классам опасности. Постановлением. Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила проведения паспортизации отходов). Солгано п. 4, 7 Правил проведения паспортизации отходов, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копни документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Согласно информации администрации Алкинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 4 единицы орг.техники, 4 картриджа. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Чеботарихинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 4 принтера,, 10 картриджей, 7 люминесцентных ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Мингатуйского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 3 единицы оргтехники, 2 картриджа. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Барлукского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 4 компьютера, 6 единиц оргтехники. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Большекашелакского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 2 единицы оргтехники. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Усть-Кадинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 5 единиц оргтехники. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Лермонтовского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 4 единицы орг.техники, 4 картриджа, 11 люминесцентных ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации Панагинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 2 единицы оргтехники. Паспорта опасных отходов отсутствуют. Согласно информации МКУК «Барлукский социально-культурный центр», следует, что в своей деятельности МКУК «Барлукский социально-культурный центр» использует 2 компьютера, 2 принтера, 7 единиц орг.техники, 10 люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют. В результате деятельности МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» образуются такие отходы как мусор от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 7 37 100 01 72 5), оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 81 000 00 00 0), оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 922 01 52 4). Паспорта опасных отходов отсутствуют. В соответствии с п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, установлено, что администрациями Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Мингатуйского сельского поселения, Барлуского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр» при эксплуатации зданий по месту, образуются отходы, в том числе, в виде компьютерной техники (картриджей печатных устройств, жидкокристаллических мониторов, клавиатур, манипуляторов «мышь» с проводами, принтеров, сканеров, системных блоков) которые относятся к 1 -4 классам опасности для окружающей среды, МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» образуются отходы в виде мусора от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства, бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства. При этом, администрациями Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Мингатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды. Выявленные нарушения законодательства стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей работниками администраций Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Минагатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» и отсутствием контроля, за работой подчиненных работников со стороны руководства. В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд обязать администрации Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Минагатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства; Составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности администрации Алкинского сельского поселения, администрации Чеботарихинского сельского поселения, администрации Минагатуйского сельского поселения администрации Барлукского сельского поселения, администрации Большекашелакского сельского поселения, администрации Усть-Кадинского сельского поселения, администрации Лермонтовского сельского поселения, администрации Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Серебренников С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Барлукского сельского поселения, представитель ответчика Муниципального казенного учреждения культуры «Барлукский социально-культурный центр» по доверенностям Дубровский Д.Н. исковые требования прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что вопрос не решается в свиязи с отсутствием финансовых средств.
Представители ответчиков администрации Большекашелакского сельского, администрации Усть-Кадинского сельского поселения, администрации Лермонтовского сельского поселения, администрации Панагинского сельского поселения, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тулинская средняя общеобразовательная школа», Администрации Алкинского сельского поселения, администрации Чеботарихинского сельского поселения, администрации Мингатуйского сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из информации администрации Алкинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 4 единицы орг.техники, 4 картриджа. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Чеботарихинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 4 принтера,, 10 картриджей, 7 люминесцентных ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Мингатуйского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 3 единицы оргтехники, 2 картриджа. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Барлукского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 4 компьютера, 6 единиц оргтехники. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Большекашелакского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 2 единицы оргтехники, 1 ноутбук. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Усть-Кадинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 5 единиц оргтехники, паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Лермонтовского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 3 компьютера, 4 единицы орг.техники, 4 картриджа, 11 люминесцентных ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации Панагинского сельского поселения, следует, что администрация в своей деятельности использует 2 компьютера, 2 единицы оргтехники, 1 ноутбук. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
Из информации МКУК «Барлукский социально-культурный центр», следует, что в своей деятельности МКУК «Барлукский социально-культурный центр» использует 2 компьютера, 2 принтера, 7 единиц орг.техники, 10 люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп. Паспорта опасных отходов отсутствуют.
В результате деятельности МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» образуются такие отходы как мусор от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 7 37 100 01 72 5), оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 81 000 00 00 0), оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 922 01 52 4). Паспорта опасных отходов отсутствуют.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» организациями, осуществляющими образовательную деятельность, следует считать образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» в установленном законом порядке осуществляет образовательную деятельность и обучает своих воспитанников, в связи с чем подпадает под статус образовательной организации, имеет необходимую материальную базу (здания, оборудование и другое имущество).
В соответствии со ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов -предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетов экологической обстановки на данной территории; отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида три производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу ст. 4.1 Федерального загона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей срды (часть 2 указанной статьи). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 указанной статьи).
Согласно Критериям отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 4.12.2014 г. №536, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 18.07.2014 г. №445, утратившие потребительские свойства лампы люминесцентные, картриджи печатных устройств с содержанием тонера 7% отработанные, жидкокристаллических мониторы, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с проводами, принтеры, сканеры, системные блоки отнесены к 1, 4 классам опасности.
Постановлением. Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила проведения паспортизации отходов).
Солгано п. 4, 7 Правил проведения паспортизации отходов, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копни документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии с п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, установлено, что администрациями Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Мингатуйского сельского поселения, Барлуского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр» при эксплуатации зданий по месту, образуются отходы, в том числе, в виде компьютерной техники (картриджей печатных устройств, жидкокристаллических мониторов, клавиатур, манипуляторов «мышь» с проводами, принтеров, сканеров, системных блоков) которые относятся к 1 -4 классам опасности для окружающей среды, МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» образуются отходы в виде мусора от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства, оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства, бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства.
При этом, администрациями Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Мингатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды.
Выявленные нарушения законодательства стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей работниками администраций Алкинского сельского поселения, Чеботарихинского сельского поселения, Минагатуйского сельского поселения, Барлукского сельского поселения, Большекашелакского сельского поселения, Усть-Кадинского сельского поселения, Лермонтовского сельского поселения, Панагинского сельского поселения, МКУК «Барлукский социально-культурный центр», МКОУ «Тулинская средняя общеобразовательная школа» и отсутствием контроля, за работой подчиненных работников со стороны руководства.
Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить полностью.
Обязать администрации Алкинского сельского поселения, администрацию Чеботарихинского сельского поселения, администрацию Минагатуйского сельского поселения, администрацию Барлукского сельского поселения, администрацию Большекашелакского сельского поселения, администрацию Усть-Кадинского сельского поселения, администрацию Лермонтовского сельского поселения, администрацию Панагинского сельского поселения, Муниципальное казенное учреждение культуры «Барлукский социально-культурный центр», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тулинская средняя общеобразовательная школа» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать администрации Алкинского сельского поселения, администрацию Чеботарихинского сельского поселения, администрацию Минагатуйского сельского поселения, администрацию Барлукского сельского поселения, администрацию Большекашелакского сельского поселения, администрацию Усть-Кадинского сельского поселения, администрацию Лермонтовского сельского поселения, администрацию Панагинского сельского поселения, Муниципальное казенное учреждение культуры «Барлукский социально-культурный центр», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тулинская средняя общеобразовательная школа» составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности администрации Алкинского сельского поселения, администрации Чеботарихинского сельского поселения, администрации Минагатуйского сельского поселения, администрации Барлукского сельского поселения, администрации Большекашелакского сельского поселения, администрации Усть-Кадинского сельского поселения, администрации Лермонтовского сельского поселения, администрации Панагинского сельского поселения, Муниципального казенного учреждения культуры «Барлукский социально-культурный центр», Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тулинская средняя общеобразовательная школа» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Решение не вступило в законную силу