УИД: 59RS0004-01-2019-001087-49 <данные изъяты>
Дело № 2-2027/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Трапезниковой Марины Викторовны к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности, взыскании выкупной цены жилого помещения,
установил:
Трапезникова М.В. обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности предоставить ей на состав семьи два человека на условиях социального найма иное благоустроенное жилое помещение, общей площадью равнозначное ранее занимаемому, в связи с тем, что дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила предмет иска (л.д. 154-155) и просила возложить обязанность принять решение об изъятии жилого помещения, общей площадью 24,4 кв.м., номер на поэтажном плане 19, расположенного по адресу: <Адрес>, взыскать в её пользу выкупную стоимость в размере 1 184 000,00 руб. В обоснование требований указала, что является собственником жилой комнаты. В жилом помещении совместно с ней проживает её сын Трапезников И.В. Многоквартирный дом был признан аварийным и непригодным для проживания в 2011г., в 2015г. вновь обследован, после чего признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Пермской городской Думы от 24.06.2008 №217 «Об утверждении муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г. Перми на 2008-2010 гг.» многоквартирный дом был включен в адресный перечень. В 2017г. жителям домов были направлены требования о выселении и о сносе аварийного дома в течение 6 месяцев (распоряжение администрации г. Перми от 11.05.2017). Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы. Вместе с тем вопрос о расселении многоквартирного дома не решен. В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации просит требования удовлетворить, поскольку бездействие администрации г. Перми, выражающееся в непринятии решения об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, нарушает право на безопасные условия проживания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, истец, представитель истца и третье лицо (Трапезников И.В.), направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее администрация г. Перми направила письменный отзыв, в котором просила в иске отказать, поскольку истец в установленном законом порядке малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом не принималось, при этом принятие решения об изъятии у собственников жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд является хозяйственной деятельностью учреждения, суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организации.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, оценив доводы иска и письменного отзыва, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению в части.
В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положениями ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (ч. 11 ст. 32 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи комнаты от 24.10.2009 Трапезниковой М.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната в доме коридорной системы, общей площадью 24,4 кв.м., этаж 2, номер на поэтажном плане 19, расположенное по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 91). Кроме того, истцу принадлежит право долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, что подтверждается сведениями ЕГРН (л.д. 74-75).
Иных объектов недвижимости в собственности или пользовании у истца, а также Трапезникова И.В. не имеется, что подтверждается сведениями ЕГРН и ГБУ Пермского кая «ЦТИ и кадастровой оценки Пермского края» (л.д.28, 29, 73, 74-75).
В жилом помещении по месту жительства зарегистрированы Трапезникова М.В. и Трапезников И.В. (сын), что подтверждается справкой ООО «НЭКСТ» от 04.12.2018 №1544 (л.д. 6).
Согласно акту обследования жилых помещений от 08.11.2011 и заключению межведомственной комиссии от 08.11.2011, жилые помещения, в том числе к. 28, в жилом доме коридорной системы по адресу: г. Пермь, ул. Тургенева, д. 11, признаны непригодными для проживания (л.д. 32-36).
По результатам рассмотрения заключения специализированной организации ООО «Проектное бюро «Капитель» межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г. Перми от 11.04.2013, 05.02.2015 принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 31).
Заключение ООО «ПБ «Капитель» содержит следующие сведения и выводы: дом 1953 года постройки, фундамент бутовый ленточный, наружные несущие стены шлакоблочные толщиной 540 мм, перекрытия деревянные, инженерные системы центральные. При обследовании выявлены следующие дефекты и деформации:
- фундамент имеет неравномерную осадку, выпучивание и трещины стенового ограждения цокольной части, выпадение отдельных кирпичей в подвале, выкрашивание бетона из швов фундамента, повреждение бутовых камней, разрушение отмостки;
- стеновое ограждение имеет вертикальные трещины каменной кладки, разрушение и биологическое поражение стен, выветривание каменной кладки и швов стенового ограждения, выпучивание отдельных участков стен, разрушение (трещины) каменной кладки стенового ограждения, разрушение штукатурного слоя стенового ограждения, депланация, следы периодического замачивания, разрушение узла сопряжения стенового ограждения и перекрытия;
- конструкции перекрытий имеют трещины в узлах сопряжения со стеновым ограждением, следы периодического замачивания, биологического поражения, провисание и прогибы;
- стропильная система также имеет следы периодического замачивания и биологического поражения элементов, продольные трещины в элементах, несплошность примыкания кровельных листов и пробоины кровельного железа;
- процент физического износа дома составляет на момент проведения обследования 78 %;
- наличие выявленных дефектов конструкций, находящихся в недопустимом состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания, наружные ограждающие конструкции не соответствуют современным требованиям энергоснабжения, проведение капитального ремонта (ремонтно-восстановительных работ) или реконструкции объекта нецелесообразно; общее состояние конструкций здания оценивается как аварийное.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 11.05.2017 №СЭД-059-11-01-05-45 приняты меры по сносу жилых домов №7, 9, 11 по <Адрес>, собственникам помещений указано на необходимость освободить занимаемые помещения и снести аварийные дома в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, Отделу расселения жилищного фонда необходимо уведомить собственников о принятом решении, принять меры к отселению граждан в срок до 31.12.2020.
В адрес Трапезниковой М.В. копия распоряжения направлена сопроводительным письмом от 23.06.2017 (л.д. 10).
Трапезникова М.В. обращалась в адрес администрации г. Перми с заявлением от 11.11.2018 о предоставлении жилого помещения взамен аварийного (л.д. 8), на которое ей была дан ответ управлением жилищных отношений администрации г. Перми от 06.12.2018, что обращение рассмотрено, финансирование мероприятий по расселению аварийных домов производится в рамках муниципальных адресных программ, в которые многоквартирный дом не включен, соответствующее финансирование для расселения дома отсутствует, срок переселения жильцов аварийного дома в благоустроенные жилые помещения не определен, предложено обратиться за предоставлением жилого помещения из маневренного жилищного фонда (л.д. 9).
Департаментом земельных отношений администрации г. Перми направлен ответ от 24.07.2019 о том, что отсутствует распоряжение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <Адрес> в <Адрес>.
В подтверждение размера выкупной стоимости истцом в материалы дела представлено заключение, выполненное индивидуальным предпринимателем ФИО4, которым рыночная стоимость с учетом убытков, предусмотренных ч. 7 ст. 32 ЖК РФ определена по состоянию на 29.05.2019 в размере 1 184 000,00 руб. (л.д. 104-143).
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией города Перми признается необходимость совершения действий, предусмотренных вышеприведенными положениями статьи 32 ЖК РФ, направленных на изъятие жилых помещений у собственников <Адрес>, как аварийного и подлежащего сносу. Однако действия, направленные на принятие решения об изъятии жилых помещений в доме, в том числе принадлежащей истцу комнаты, и решение об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом в настоящее время не приняты, вместе с тем многоквартирный дом включен в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п, на 2019-2025 годы.
Истец, обращаясь в суд с иском о взыскании выкупной стоимости жилого помещения, фактически заявляет о своем отказе от совершения действий по сносу аварийного дома. Доказательств того, что иные собственники помещений в жилом доме приняли решение о сносе дома или его реконструкции после направления в их адрес распоряжения о принятии мер по сносу аварийных домов, ответчиком суду не представлено.
Фактически представленный в материалы дела отзыв ответчика не содержит возражений относительно удовлетворения заявленных требований о выплате возмещения в пользу истца. Принимая изложенное, суд полагает возможным разрешить вопрос о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в пользу истца с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, в том числе включение многоквартирного дома в адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда.
Определяя размер возмещения, суд полагает возможным принять представленный истцом оценочный отчет, который содержит размер рыночной стоимости изымаемого жилого помещения с учетом доли в праве на земельный участок, а также сведения о размере убытков, которые причиняются собственнику в связи с изъятием жилого помещения.
В силу части 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
На основании пункта 4 части 1 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен дом, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 ст. 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.
Доказательств иного размера выкупной стоимости ответчиком не представлено, суд полагает возможным взыскать в пользу истца выкупную стоимость за принадлежащее жилое помещение – комнату, общей площадью 24,4 кв.м., в размере 1 135 000,00 руб.
Определяя размер убытков, суд считает необходимым исключить из расчета двойную стоимость переезда, и взыскать в этой части вместо 7300,00 руб. – 3650,00 руб.
Общий размер возмещения, который подлежит взысканию в пользу истца, составит 1 180 375,00 руб.
В удовлетворении иска в части возложения на администрацию г. Перми обязанности принять решение об изъятии принадлежащей истцу комнаты суд считает необходимым отказать, поскольку данное требование не основано на положениях Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 32 ЖК РФ, принятие решений об изъятии жилых помещений относится к функциям Управления жилищных отношений администрации г. Перми в силу подп. 3.4.6 Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 213, в связи с чем администрация г. Перми по данному требованию является ненадлежащим ответчиком.
Кроме того, по решению суда фактически производится изъятие жилого помещения, поскольку взыскание с ответчика в пользу истца возмещения за жилое помещение влечет прекращение права собственности истца на это жилое помещение и возникновение права собственности муниципального образования «Город Пермь» на данное жилое помещение после выплаты ответчиком истцу за это жилое помещение указанной суммы возмещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с администрации г. Перми в пользу Трапезниковой Марины Викторовны выкупную цену 1 180 375,00 руб. за жилое помещение - комнату в доме коридорной системы, общей площадью 24,4 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес>, с учетом доли в праве на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Решение суда после выплаты выкупной цены является основанием для прекращения права собственности Трапезниковой Марины Викторовны на комнату, общей площадью 24,4 кв.м., в доме коридорной системы, номер на поэтажном плане 19, расположенную по адресу: <Адрес>, права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме – земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирные жилые дома этажностью 2-6 этажей, общая площадь 1 452,0 кв.м, и возникновения права муниципальной собственности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>