Дело № 3а-62/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе
председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Ноготковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича, Огурцовой Валентины Аксентьевны о признании незаконными решения и бездействия Избирательной комиссии Челябинской области,
установил:
Лебедев А.В., Огурцова В.А. в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратились с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 01 августа 2018 года № 63/614-6 «Об увеличении количественного состава территориальной избирательной комиссии Верхнеуральского района»; о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Челябинской области в части размещения на официальном сайте постановления от 01 декабря 2018 года № 74/662-6 «О законодательной инициативе Избирательной комиссии Челябинской области».
В обоснование требования указано, оспариваемое решение было принято на основании ходатайства председателя территориальной избирательной комиссии (далее ТИК), которое не было согласовано с другими членами комиссии, принято в период избирательной кампании, что повлекло нарушение прав членов ТИК, фальсификацию основания принятого Избирательной комиссией Челябинской области решения. Также административные истцы указывают, что в нарушение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ, а также п. 4.4 Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденной постановлением ЦИК от 20.04.2016 № 4/33-7, на сайте Избирательной комиссии Челябинской области отсутствует информация о принятом постановлении от 01 декабря 2018 года № 74/662-6, что нарушает права административных истцов на ознакомление с информацией.
В судебном заседании административный истец Лебедев А.В. требование поддержал.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области (далее - Избирательная комиссия, Избирком) – Кашнова В.В. возражала против удовлетворения административного иска, представила письменный отзыв.
Административный истец Огурцова В.А. в судебное заседание не явилась, извещена о нём надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в её отсутствие.
Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Челябинской области Гурской О.Н., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Как установлено частями 1, 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Территориальная избирательная комиссия Верхнеуральского района (далее – ТИК Верхнеуральского района) была сформирована в декабре 2015 года в количестве 9 членов комиссии с правом решающего голоса (Постановления избирательной комиссии Челябинской области от 28.10.2015 № 166/1447-5, от 22.12.2015 № 170/1472-5).
01 августа 2018 года Избирательная комиссия приняла постановление № 63/614-6 «Об увеличении количественного состава территориальной избирательной комиссии Верхнеуральского района», в соответствии с которым количество членов комиссии с правом решающего голоса увеличено с 9 до 12 человек.
В соответствии со ст. 4 Регламента Комиссии, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 09 февраля 2018 года № 41/463-6 Комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса.
Из протокола заседания Избирательной комиссии от 01.08.2018 № 63 следует, что при принятии решения об изменении количественного состава ТИК Верхнеуральского района на заседании присутствовали 10 членов Комиссии с правом решающего голоса (при минимально необходимом количестве 8 человек), оспариваемое постановление принято членами Комиссии с правом решающего голоса единогласно.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», частью 4 статьи 8 Закона Челябинской области от 26.10.2006 № 70-ЗО «Об избирательных комиссиях Челябинской области» территориальные избирательные комиссии формируются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Число членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса определяется избирательной комиссией Челябинской области в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса.
Действующее правовое регулирование деятельности территориальных избирательных комиссий не содержит прямого запрета на изменение количественного состава комиссий в сторону увеличения в период их деятельности.
В пункте 5.3 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 17.02.2010 N 192/1337-5 указано, что в период осуществления деятельности данного состава избирательной комиссии ее количественный состав, установленный соответствующим законом и (или) решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, как правило, не подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения об увеличении количественного состава территориальной избирательной комиссии послужило обращение её председателя Астафьевой О.В. в Избирательную комиссию Челябинской области.
В обоснование увеличения количественного состава территориальной избирательной комиссии Избирательной комиссией Челябинской области был принят во внимание значительный объем работы: за ТИК закреплено 54 участковых избирательных комиссий, возложены полномочия 11 комиссий муниципальных образований и 5 окружных избирательных комиссий; учтен тот факт, что действующие члены комиссии работают не на постоянной основе. Также в материалы дела представлена справка по результатам проверки организации и ведения делопроизводства в ТИК Верхнеуральского района от 19.07.2018, согласно которой были выявлены многочисленные нарушения.
Учитывая те обстоятельства, что оспариваемое решение принято уполномоченным на это органом с соблюдением установленной процедуры его принятия, принимая во внимание наличие соответствующего обоснования мотивов такого решения, отсутствие нарушение прав административных истцов принятым решением, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 01 августа 2018 года № 63/614-6 «Об увеличении количественного состава территориальной избирательной комиссии Верхнеуральского района».
Довод административных истцов о том, что ходатайство председателя территориальной избирательной комиссии об увеличении количественного состава комиссии не было согласовано с другими членами комиссии, на законность оспариваемого постановления не влияет, поскольку не основан на законе.
Фактически увеличение количества членов территориальной избирательной комиссии Верхнеуральского района произошло в связи с изданием постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 13.09.2018 № 68/636-6, которым были назначены три члена комиссии, что опровергает утверждение административных истцов о том, что изменение состава территориальной избирательной комиссии произошло в период избирательной кампании - на территории Верхнеуральского района Челябинской области в 2018 году проводились: 19 августа - дополнительные выборы депутата Собрания депутатов Верхнеуральского района по одномандатному избирательному округу № 3, 09 сентября - выборы депутатов сельских и городского поселений.
Также суд считает, что административными истцами был пропущен установленный частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании постановления от 01 августа 2018 года № 63/614-6, поскольку такое обращение последовало спустя значительное время - только 15 марта 2019 года. При этом, суд исходит из того, что все постановления Избирательной комиссии публикуются на официальном сайте в сети «Интернет» для обеспечения возможности ознакомления с ними неограниченному кругу лиц, следовательно, Лебедев А.В. и Огурцова В.А. имели реальную возможность ознакомиться с оспариваемым постановлением и обратиться в суд в установленный законом срок, доказательства обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 04.12.2018 года № 74/662-6 «О законодательной инициативе Избирательной комиссии Челябинской области» принято решение внести на рассмотрение Законодательного Собрания Челябинской области проект Закона Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О выборах Губернатора Челябинской области», постановление направить в Законодательное Собрание Челябинской области.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети "Интернет" содержит тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Регламентом информационного наполнения сайта избирательной комиссии Челябинской области, утвержденным постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 13.07.2017 г. № 20/127-6, официальным сайтом избирательной комиссии Челябинской области в информационно-коммуникационной сети Интернет является адрес: http://www.chelyabinsk.izbirkom.ru. Согласно пункту 6.1 приложения № 2 к Регламенту документы избирательной комиссии размещаются на сайте в разделе «Документы избирательной комиссии» не позднее чем через три дня после принятия постановления Комиссией.
Постановление избирательной комиссии Челябинской области от 04.12.2018 г. № 74/662-6 «О законодательной инициативе избирательной комиссии Челябинской области» было размещено на официальном сайте Комиссии 04 декабря 2018 года, внутри Постановления была размещена ссылка на электронный документ с текстом проекта Закона «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О выборах Губернатора Челябинской области».
Факт размещения указанного документа на сайте Избирательной комиссии Челябинской области подтвержден представленными в материалами дела скриншотами.
Таким образом, Избирательной комиссией Челябинской области обязанность по размещению информации о деятельности государственного органа в сети "Интернет", вопреки доводам административных истцов, выполнена в полном объеме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не были установлены обстоятельства влекущие удовлетворение требований административных истцов.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, то расходы административных истцов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей согласно положениям статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Лебедева Александра Васильевича, Огурцовой Валентины Аксентьевны о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 01 августа 2018 года № 63/614-6 «Об увеличении количественного состава территориальной избирательной комиссии Верхнеуральского района»; о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Челябинской области в части размещения на официальном сайте постановления от 01 декабря 2018 года № 74/662-6 «О законодательной инициативе Избирательной комиссии Челябинской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий