ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-21066/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 5 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А.,
судей Кожевниковой Л.П., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-359/2022 (УИД 17RS0013-01-2022-000501-03) по иску Танзы-Белек Эммы Сергеевны к Администрации сельского поселения сумона Торгалыгского Улуг-Хемского района, Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», финансовому управлению муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о взыскании заработной платы, отпускных и компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Танзы-Белек Эммы Сергеевны на решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Танзы-Белек Эмма Сергеевна (далее по тексту – Танзы-Белек Э.С., истец) обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения сумона Торгалыгского Улуг-Хемского района, Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», финансовому управлению муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о взыскании заработной платы, отпускных и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец является главой сельского поселения с. Торгалыгский - председателем Хурала представителей сельского поселения с. Торгалыгский, осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
В период с сентября 2020 г. по сентябрь 2021 г. получала заработную плату в размере 44078 рублей.
В соответствии с пунктом 2.4 постановления Правительства Республики Тыва от 1 июня 2020 г. № 250 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Тыва» (далее - постановление Правительства Республики Тыва № 250) предельные значения размером должностных лиц депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, установлены в приложении № 1 к настоящим нормативам.
В приложении № 1 указанного постановления предусмотрено, что оклад Главы сельского поселения - председателя Хурала представителей муниципального образования составляет 3831 рубль.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 постановления Правительства Республики Тыва № 250 в целях установления предельных значений размеров оплаты труда муниципальных образований распределяются в зависимости от численности населения.
Численность населения с. Торгалыг, составляющая 1191 человек, ошибочно взята из данных Красноярскстата по состоянию на 1 января 2020 г., поэтому вместо положенного размера заработной платы ей выплачивалась компенсационная выплата в размере 16271 рубль.
При этом фактически на территории с. Торгалыг зарегистрированы и проживают свыше 1900 человек.
Таким образом, в период с 1 октября 2021 г. по 1 июля 2022 г. ей не выплачена заработная плата в размере 375208 рублей.
Кроме того, с мая 2021 г. ей предоставлялся отпуск на 46 дней с выплатой 211368,39 рублей, в том числе налог на доход в размере 26724 рубля, тогда как отпуск за 2022 г. не был предоставлен.
Таким образом, ей не предоставлен отпуск за 2022 г. и не выплачены отпускные в размере 211368,39 рублей.
С учетом изложенного истец просила взыскать с ответчиков в ее пользу невыплаченную заработную плату за период с 1 октября 2021 г. по 1 июля 2022 г. в размере 375208 рублей, отпускные в размере 211368,39 рублей, рассчитать и выплатить заработную плату на момент вынесения решения суда включительно, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 10 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Республики Тыва.
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 декабря 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г. решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Танзы-Белек Э.С. просит отменить решение Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский муниципального района Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва от 25 сентября 2020 г. № Танзы-Белек Э.С. избрана Главой сумона - председателем Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна 5 созыва. Данное постановление вступило в силу с момента его принятия.
Согласно письму администрации муниципального района «Улуг- Хемский кожуун Республики Тыва» от августа 2021 г., население села Торгалыг по состоянию на 1 октября 2021 г. составляет 1182 человек, поэтому с учетом постановления Правительства Республики Тыва от 28 июня 2021 г. № 300 «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва» Главе сумона - председателю Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна полагается компенсационная выплата в размере 16759 рублей.
Из предоставленного стороной истца списка семей с. Торгалыг Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва на 1 января 2022 г., утвержденного председателем администрации с. Торгалыг, следует, что в с. Торгалыг Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва по состоянию на 1 января 2022 г. проживает 1507 человек.
Между тем, согласно пункту 1.3 раздела 1 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва, утвержденных решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 30 июня 2020 г. №, численность населения, проживающего на территории муниципального образования, определяется на основании отчетных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва и учитывается для определения предельных значений размеров оплаты труда на очередной финансовый год.
Таким образом установлено, что в соответствии с решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва от 30 июня 2020 г. № численность населения, проживающего на территории муниципального образования, определяется на основании отчетных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва и учитывается для определения предельных значений размеров оплаты труда на очередной финансовый год.
Суд первой инстанции нашел ненадлежащим доказательством предоставленный истцом список семей с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, поскольку, как следует из решения Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 30 июня 2020 г. №, численность населения, проживающего на территории муниципального образования, определяется на основании отчетных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва от 2 декабря 2022 г. № численность населения сельского поселения Торгалыгский Улуг-Хемского муниципального района Республики Тыва составила: в 2020 г. - 1191 человек, в 2021 г. - 1182 человека и в 2022 г. -1168 человека.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленная численность населения сельского поселения Торгалыгский Улуг-Хемского муниципального района Республики Тыва в спорный период не превышала 1500 человек, в связи с чем истцу обоснованно производится компенсационная выплата в размере 16759 рублей, а не оплата исходя из должностного оклада.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании отпускных за период не предоставленного отпуска за 2022 г. в размере 211368,39 рублей, суд первой инстанции указал на то, что право истца на отпуск за рабочий период с сентября 2021 г. по сентябрь 2022 г. не реализовано, поскольку Танзы-Белек Э.С. не писала и не подавала заявление на отпуск за спорный период.
Требования о компенсации морального вреда судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, поскольку основаны на нарушении трудовых прав истца по выплате заработной платы и отпускных, однако такого нарушения судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, также отметив, что главам сельских поселений численностью населения менее 1500 человек не предусмотрен оклад.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые* акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1-5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова», выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (абзац 5 пункта 3.1 Постановления).
Из изложенного следует, что установление законом субъекта Российской Федерации правового регулирования, предусмотренного статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, не отменяет порядка самостоятельного расходования муниципальными образованиями средств местного бюджета.
К числу материально-финансовых гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе относятся ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии, предоставляемые депутатам в течение срока их полномочий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2019 года № 1482-О отметил, что установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, в том числе его премирования, в соответствии с частями 10 и 12 статьи 35 данного Федерального закона, а также частями 1 и 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований указанных законодательных актов, и уставом муниципального образования.
Компетенционные основы органов местного самоуправления в сфере правотворчества определены в статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, предусматривающей, что муниципальные правовые акты могут быть приняты по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации о передаче государственных полномочий.
Согласно статье 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Правовую основу финансовой деятельности муниципального образования составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно Уставу сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 24 марта 2020 г. № (далее по тексту - Устав) Глава сумона осуществляет свои полномочия на постоянной основе (часть 1 статьи 19), расходы на обеспечение деятельности Хурала представителей сумона предусматриваются в бюджете сумона отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (пункт 12 статьи 17), организацию деятельности Хурала представителей сумона осуществляет председатель Хурала представителей сумона, полномочия председателя Хурала представителей сумона исполняет Глава сумона, избираемый Хуралом представителей сумона из своего состава (пункт 1 статьи 18), срок полномочий депутата Хурала представителей сумона составляет четыре года (пункт 2 статьи 23), сумон имеет собственный бюджет (пункт 1 статьи 35), исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 36).
В соответствии с пунктом 2.4 постановления Правительства Республики Тыва от 1 июня 2020 г. № 250 предельные значения размеров должностных лиц депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, установлены в приложении № 1 к настоящим нормативам.
Так, в приложении № 1 указанного постановления предусмотрено, что оклад Главы сельского поселения - председателя Хурала представителей муниципального образования составляет 3861 рублей (при численности населения свыше 1500 человек) при осуществлении полномочий на постоянной основе.
В приложении № 2 предусмотрена компенсационная выплата для Главы сельского поселения - председателя Хурала представителей муниципального образования с населением 1,5 - 1,0 тысяч человек в размере 16759 рублей при осуществлении полномочий на непостоянной основе.
В силу пунктов 1.2, 1.3 постановления Правительства Республики Тыва от 1 июня 2020 г. № 250 в целях установления предельных значений размеров оплаты труда муниципальные образования распределяются в зависимости от численности населения. Численность населения, проживающего на территории муниципального образования, определяется на основании отчетных данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва и учитывается для определения предельных значений размеров оплаты труда на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июня 2021 г. № 300 «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва» внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва, утвержденные постановлением Правительства Республики Тыва от 1 июня 2020 г. № 250.
Так, установлен оклад Главы сельского поселения - председателя Хурала представителей муниципального образования в размере 3831 рубль (с населением свыше 1500 человек) при осуществлении полномочий на постоянной основе, компенсационная выплата Главы сельского поселения - председателя Хурала представителей муниципального образования с населением 1,5 - 1,0 тысяч человек в размере 16759 рублей. при осуществлении полномочий на непостоянной основе.
Из материалов дела следует, что решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2022 г. и на плановый период 2023 год и 2024 год принят бюджет сельского поселения.
Однако в разделе «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджета сельского поселения сумона Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2022 г. в пункте «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» предусмотрена сумма в размере 157000,71 рублей.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что истец Танзы-Белек Э.С. исполняет полномочия на постоянной основе согласно Уставу сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумона Торгалыгский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 24 марта 2020 г. №, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в бюджет на 2022 г. не включена заработная плата главы сельского поселения с. Торгалыгский - председателя Хурала представителей сельского поселения с. Торгалыгский, как работающего на постоянной основе.
Также Хуралом представителей сельского поселения с. Торгалыгский ни в 2021 году, ни в 2022 году не принят на местном уровне муниципальный акт, предусматривающий должностной оклад в размере 3831 рубль для главы сельского поселения с. Торгалыгский - председателя Хурала представителей сельского поселения с. Торгалыгский, как работающего на постоянной основе.
Решением Хурала представителей от 30 июня 2020 г. № утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих администрации сельского поселения сумон Торгалыгск░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2020 ░. № 250, ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2021 ░. № 300.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1,5 - 1,0 ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16759 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1500 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16759 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░ 1 ░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 1500 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 390 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 36 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░. № 17 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2021 ░. № 17 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░