Дело № 2а-4441 (2016)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2016 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
С участием прокурора Холомеева А.И.
При секретаре Аверкиной О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании приказов об утверждении схем расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что проведенной проверкой по коллективному обращению жителей п. Чайковичи Бежицкого района г. Брянска были выявлены грубые нарушения земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, допущенные Управлением имущественных отношений Брянской области при утверждении приказом № 340 от 13.02.2015 года схемы расположения земельного участка с кадастровым №..., площадью 19019 кв.м, по адресу: площадь Халтурина, о/д 27 из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала №... с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство в п. Чайковичи Бежицкого района г. Брянска.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 года № 1670 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым №... на 15 земельных участков, с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство. Десять из указанных земельных участков, приказами Управления в период с октября 2015 года по февраль 2016 года переданы бесплатно в общую долевую собственность семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, и которые оформлены в собственность граждан. Пять участков из исходного земельного участка с кадастровым №... в настоящее время находятся в собственности Брянской области, а именно, земельные участки с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Как установлено в ходе проверки, на площади Халтурина в пос. Чайковичи Бежицкого района г. Брянска вблизи домов №№ 7,9,11 расположен пруд – копань площадью 0,23 га, а вблизи домов №№ 41,43 расположен ручей, протяженностью 7,02 км, впадающий в реку Болва, включенный в Государственный водный реестр под № 5.
По информации Управления по строительству и развитию территории города Брянска, согласно действующему Генеральному плану города Брянска (1994) земельный участок с к.н. №... по указанному адресу, относится к рекреационным озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) и фактически является местом общего пользования жителей с расположенными на нем зелеными насаждениями и водным объектом. Управление имущественных отношений Брянской области по вопросу о возможности формирования земельных участков на указанной территории с разрешенным использованием: для индивидуальной жилой застройки, не обращалось.
Как следует из информации отдела водных ресурсов Московско – Окского бассейнового водного управления от 25.03.2015 № 27-2912, в соответствии с копией топографической съемки земельного участка с к.н. №..., выполненного МУП «АПБ» г. Брянска, в районе пл. Халтурина Бежицкого района г. Брянска расположен водный объект – озеро. Если данный участок подвергается негативному воздействию вод (затопление, подтопление, заболачивание), то его освоение возможно после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод (ст. 67.1 ВК РФ).
Кроме того, согласно сведений кадастрового паспорта спорного земельного участка, его часть площадью 654 кв.м., расположена в охранной зоне газораспределительного пункта, расположенного по адресу г. Брянск, пл. Халтурина, на территории которого запрещено строить объекты жилищно – гражданского и производственного назначения.
Ссылаясь на требования ст. ст. 11.9, 11.10, 85, 98 Земельного кодекса РФ, ст. 105 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 9, 23 ГсК РФ, ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 ГК РФ, ст. 39 КАС РФ, прокурор просил суд признать незаконными: приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 № 340, которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым №..., площадью 19019 кв.м, по адресу площадь Халтурина, о/д 27 из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала №...: с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство и приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 № 1670, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым №..., в части формирования 5 земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области аннулировать записи о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования в части кадастрового номера земельного участка №..., вместо №...
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Холомеев А.И. уточнил основания административного иска. Ссылаясь на то обстоятельство, что нахождение на спорном земельном участке водного объекта в настоящее время требует дополнительной проверки с учетом информации специалиста Отдела водных ресурсов по Брянской области Московско – Окского бассейнового водного управления Росводресурсы от 12.04.2016 года, а именно гидрологической экспертизы, просил суд признать незаконными оспариваемые приказы Управления имущественных отношений Брянской области, в связи с формированием их на земельном участке, отнесенном к рекреационным озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) и являющегося местом общего пользования жителей с расположенными на нем зелеными насаждениями, а также, в связи с расположением участка в охранной зоне газораспределительного пункта, расположенного по адресу г. Брянск, пл. Халтурина. Просил суд признать незаконными: приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 № 340, которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым №..., площадью 19019 кв.м, по адресу площадь Халтурина, о/д 27 из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала №...: с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство и приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 № 1670, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым №..., в части формирования 5 земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., в разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области аннулировать записи о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №... №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Представитель Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Соловьева О.Б. в судебном заседании административные требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утв. в 2008 году, спорные земельные участки находятся в зоне Ж3: зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками. Таким образом, спорные земельные участки были сформированы в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории. Каких – либо ограничений использования данных земельных участков из представленной выписки Правил землепользования и застройки г. Брянска, не усматривается. В связи с чем, требования природоохранного прокурора являются необоснованными. Просила в иске отказать.
Представитель Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, Брянской городской администрации по доверенностям Рубцова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что формирование спорных земельных участков не противоречит основному виду разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж3 - зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск. Просила в иске отказать.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности Копичева И.В. просила в административном иске отказать. Суду пояснила, что формирование спорных земельных участок не противоречит основному виду разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж3 - зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области по доверенности Горбунова А.В. рассмотрение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурору стало известно по результатам проверки, проведенной по обращению жителей пос. Чайковичи 12 апреля 2016 года.
С данным иском в суд природоохранный прокурор обратился 06.07.2016 года, в пределах установленного законом трехмесячного срока. В связи с чем, срок на обращение в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.2 ЗК РФ).
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В соответствии со ст. 23 ГсК РФ, к документам территориального планирования относится Генеральный план, который содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии со ст. 61Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В соответствии с пунктами 2.10, 3.5. Положения об Управлении имущественных отношений Брянской области, утв. Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 66, к основным задачам и функциям Управления имущественных отношений Брянской области, отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Брянской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением земельных участков из земель лесного фонда. Принятие решений о распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности Брянской области, в том числе о продаже и предоставлении в установленном порядке земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и в аренду.
В соответствии со ст. 3.3 Закона Брянской области № 28-З от 11.04.2011 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, земельные участки, находящиеся в государственной собственности Брянской области, предоставляются на основании решения управления имущественных отношений Брянской области в виде приказа.
Формирование земельных участков (акт выбора, утверждение границ, межевание, постановка на кадастровый учет), предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, или личного подсобного хозяйства, или садоводства, или огородничества и дачного строительства, или животноводства, или под строительство жилого дома, осуществляется Управлением в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в установленном порядке, и на основании документов территориального планирования и градостроительного зонирования в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются земельные участки, сформированные Управлением и включенные в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно. Формирование и ведение Перечня осуществляется управлением имущественных отношений Брянской области.
Судом установлено, что приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 № 340 утверждена схема расположения земельного участка площадью 19019 кв.м., из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала №...: с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, находящегося по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина, о/д 27, кадастровый №....
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 № 1670 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым №..., находящегося в государственной собственности Брянской области, расположенного по адресу Брянская область, г. Брянск, пл. Халтурина, о/д 27: площадью 1282 кв.м. с к.н. №..., площадью 1061 кв.м. с к.н. №..., площадью 1095 кв.м. с к.н. №..., площадью 1114 с к.н. №..., площадью 1146 кв.м. с к.н. №..., площадь. 1020 кв.м. с к.н. №..., площадью 1100 кв.м. с к.н. №..., площадью 1094 кв.м. с к.н. №..., площадью 1094 кв.м. с к.н. №..., площадью 1092 кв.м. с к.н. №..., площадью 1230 кв.м. с к.н. №..., площадью 1220 кв.м. с к.н. №..., площадью 1022 кв.м. с к.н. №..., площадью 1069 кв.м. с к.н. №...
Оспариваемые приказы изданы уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах предоставленных законом полномочий.
В соответствии с Законом Брянской области от 11.04.2011 № 28-З «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» было принято решение о включении вышеуказанных земельных участков на основании приказа Управления от 19.10.2015 № 1713 в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно приказам Управления имущественных отношений Брянской области, 10 из указанных земельных участков переданы бесплатно в общую долевую собственность семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства: Н.Н.С. приказ от 03.11.2015 № 1779 с к.н. №..., А.О.Н. приказ от 02.11.2015 № 1775 с к.н. №..., С.А.Н. приказ от 28.10.2015 № 1754 с к.н. №..., Х.А.А. приказ от 10.11.2015 № 1795 с к.н. №..., З.Т.А. приказ от 16.11.2015 № 1821 с к.н. №..., Ш.И.А. приказ от 27.11.2015 № 1892 с к.н. №..., Я.В. приказ от 01.12.2015 № 1914 с к.н. №..., Г.Л.А. приказ от 02.02.2016 № 109 с к.н. №..., Н.О.Ю. приказ от 03.02.3016 № 118 с к.н. №..., Я.В.А. приказ от 05.02.2016 № 130 с к.н. №..., что подтверждается материалами дела.
На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности, что подтверждается Выписками из ЕГРП.
Согласно заключению Управления Росреестра по Брянской области от 12.04.2016 года 5 земельных участков из исходного земельного участка с кадастровым №... в настоящее время находятся в собственности Брянской области: с к.н. №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из Выписок №№ 5982,5983,5984,5985,5986 из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (части территории муниципального образования) в указанных редакциях, земельные участки с к.н. №..., №..., №..., №..., №... согласно карты градостроительного зонирования отнесены к зоне Ж-3 – зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками. Основные виды разрешенного использования недвижимости одноквартирные блокированные жилые дома от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; скверы, сады, бульвары; проезды, тротуары, зеленые насаждения; малые архитектурные формы; ландшафтная архитектура.
Как следует из информации Управления по строительству и развитию территории г. Брянска от 11.02.2016 № 28/1115 на запрос Управления имущественных отношений Брянской области, о подготовке градостроительного заключения для строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках с учетом их расположения вблизи газораспределительного пункта, расположенных по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина, с к.н. №..., №..., №..., №..., подготовка заключения не представляется возможной, т.к. согласно действующему генеральному плану г. Брянска и проекту генерального плана г. Брянска с внесенными изменениями и дополнениями, находящемуся в стадии утверждения по результатам публичных слушаний, территория вокруг озера, в границы которой входят перечисленные земельные участки, относится к озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары и т.д.). В соответствии с определением границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в пределах города Брянска, выполненным ОАО «Брянскгипроводхоз» в 2007 году, вышеуказанные земельные участки расположены в водоохранной и прибрежной защитных полосах водоема № 123 и ручья, впадающего в водоем № 122, 121 и 120 р. Болвы.
Данные обстоятельства подтверждаются фрагментом генерального плана г. Брянска, разработанного ФГУП «Гипрогор» и утвержденного решением коллегии при главе Администрации Брянской области № 3/1 от 25.04.1994 г. и в части спорного исходного земельного участка с к.н. №...
Доказательства расположения спорных земельных участков с к.н. №..., №..., №..., №..., вблизи газораспределительного пункта по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина, административным истцом суду не представлены.
Как следует из ответа Управления по строительству и развитию территории г. Брянска на запрос Брянского природоохранного прокурора Брянской области от 12.04.2016 года за № 3156, на запрос Управления имущественных отношений Брянской области от 04.02.2016 № 27-846 о возможности строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми №..., №..., №..., №..., по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина, Управлением по строительству и развитию территории города Брянска было подготовлено отрицательное градостроительное заключение. Запросов от Управления имущественных отношений Брянской области по вопросу возможности формирования земельных участков в исходном земельном массиве, находящимся в собственности Брянской области с разрешенным использованием для ИЖС, с к.н. №... площадью 19019 кв.м. в Брянскую городскую администрацию не поступало.
Согласно действующему Генеральному плану г. Брянска (1994г.) территория вокруг озера, в границы которой входит исходный земельный участок с к.н. №..., расположенный на пл. Халтурина в п. Чайковичи, относится к рекреационным озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) и расположенными на нем зелеными насаждениями и водным объектом, и фактически является местом общего пользования жителей.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон (в том числе и в Ж-3 усадебная застройка) и не подлежат приватизации.
Как следует из информации Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 12.04.2016 на запрос Брянского природоохранного прокурора, при обследовании на месте в п. Чайковичи на пл. Халтурина поверхностных водных объектов общего пользования – водоема (пруда-копани) с площадью зеркала 0,23 га и верховьев (пересыхающей части – 0,54 км) ручья Безымянного (правого притока р. Болва) общей протяженностьью 7,02 км, установлено, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (река Десна и её притоки Болва, Снежеть, Волонча, Радица, Свень) в пределах г. Брянска определены департаментом в 2013 году и закреплены на местности в 2014 году. В ходе проведения проверки строительных, земляных и иных работ в обследованных участках водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов не осуществлялось, границы земельных участков не вынесены в натуру, не огорожены и не обозначены. В юго-западной и западной частях площади Халтурина установлены разметочные колья, расстояние от ближайших до уреза воды водоема составляет не менее 20 метров. Установить местоположение границ водных объектов не представляется возможным, русло ручья до северо – восточного угла площади Халтурина является пересохшим, наличия водотока в нем и в ирригационном канале – осушителе не установлено.
Как следует из Информации отдела водных ресурсов Московско – Окского бассейнового водного управления от 25.03.2015 № 27-2912 в ГВР были включены сведения о водоемах № 120, № 121, № 122 и о ручье № 5, протяженность ручья № 5 7,02 км. Информация о водоеме № 123 (пруд-копань) в ГВР отсутствует. Для определения местонахождения ручья № 5 на земельном участке в районе пл. Халтурина Бежицкого района г. Брянска необходимо провести гидрологическую экспертизу. Разъяснено, если данный земельный участок подвергается негативному воздействию (затопление, подтопление, заболачивание), то освоение данного земельного участка необходимо проводить только после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод (ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика, в настоящее время на 10 предоставленных в собственность многодетным семьям земельных участках, начато жилищное строительство.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в их числе выделяют, в частности, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно статье 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли рекреационного назначения.
Статьей 98 Земельного кодекса РФ предусматривается, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в официальных документах, в том числе в государственном кадастре недвижимости, в договорах, предметом которых являются земельные участки, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исходный земельный участок с к.н. №... не был поставлен на кадастровый учет с отнесением его к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения)". Между тем, в соответствии с Генеральным планом г. Брянска (1994г.), на момент вынесения оспариваемых приказов, на территории спорного земельного участка с к.н. №... и вновь сформированных земельных участков с к.н. №..., №..., №..., №..., располагалась рекреационная озелененная территория общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.), и расположенными на нем зелеными насаждениями, которая фактически являлась местом общего пользования жителей п. Чайковичи.
На момент принятия обжалуемых приказов были утверждены и действовали Генеральный план города Брянска и Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, в соответствии с которыми рекреационная озелененная территория общего пользования в п. Чайковичи, отнесена к землям населенного пункта, зона Ж-3. Вместе с тем, изменение категории земельного участка возможно только путем его перевода из указанной категории в категорию "земли населенных пунктов" в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, в соответствии с которой перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
В отношении земельных участков, указанных в оспариваемых приказах, такое решение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не принималось. В нарушение статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ при изменении категории земельных участков государственная экологическая экспертиза не проводилась. Как установлено судом, органом местного самоуправления было подготовлено отрицательное градостроительное заключение о возможности строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках с к.н. №..., №..., №..., №..., по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина из состава исходного земельного участка с кадастровым №... площадью 19019 кв.м., по адресу: г. Брянск, пл. Халтурина. По вопросу возможности формирования земельных участков в исходном земельном массиве, находящимся в собственности Брянской области с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, с к.н. №... площадью 19019 кв.м, административный ответчик в Брянскую городскую администрацию не обращался.
В связи с чем, суд соглашается с доводами административного истца, что оспариваемыми приказами в отношении исходного земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения, фактически изменен вид разрешенного использования земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство), относящегося к рекреационной зоне общего пользования, месту отдыха неопределенного круга лиц и его сохранении на пл. Халтурина пос. Чайковичи Бежицкого района г. Брянска. При этом, отнесение спорного исходного земельного участка с к.н. №... и выделенных из его состава земельных участков с к.н. №..., №..., №..., №... к зоне Ж-3 в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Брянск, по мнению суда не имеет правового значения при изложенных обстоятельствах спора, т.к. согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ указанные земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон (в том числе и в Ж-3 усадебная застройка) и не подлежат приватизации.
Таким образом, довод административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и не могли быть учтены в кадастре в качестве земель особо охраняемых территорий, разрешенный вид использования – индивидуальное жилищное строительство соответствует градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки, является несостоятельным, поскольку из представленных документов судом достоверно установлено, что изначально с 1994 года исходный земельный участок и выделенные из его состава спорные земельные участки, имели рекреационное назначение и их целевое назначение не изменялось в установленном законом порядке.
На основании изложенного, суд находит требования Брянского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании приказов об утверждении схем расположения земельных участков, удовлетворить.
Признать незаконным Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 № 340, которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым №..., площадью 19019 кв.м, по адресу площадь Халтурина, о/27 из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала №...: с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство.
Признать незаконным Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 № 1670, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым №..., в части формирования 5 земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Данное решение является основанием для аннулирования записей о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №..., №..., №..., №..., №..., с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.10.2016 года.
Судья Л.В. Сухорукова