Решение по делу № 8Г-4140/2023 [88-4859/2023] от 24.04.2023

88- 4859/2023

                                                           № 2-1785/2022

УИД 27RS0006-01-2022-001849-57

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 июня 2023 года                                город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Шевцовой Т.С.,

судей Храмцовой Л.П., Шиловой О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района Хабаровского края к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,

с участием третьего лица без самостоятельных требований администрации Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края,

по кассационной жалобе администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года.

Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., возражения прокурора Скарлухина М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что в целях осмотра технического состояния передаваемого имущества совершались выезды в сельские поселения, осуществляющие передачу жилого фонда. По результатам осмотров было установлено, что часть передаваемого имущества находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для проживания. Вышеуказанное имущество не было принято ответчиком, осталось в собственности сельских поселений. Граждане, проживающие или зарегистрированные в указанных жилых помещениях, не имеют в возможности в полной мере реализовать свои права, предусмотренные                       ЖК РФ, так как собственником жилых помещений фактически является сельское поселение, не имеющее полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации содержания муниципального жилищного фонда, по осуществлению муниципального жилищного контроля и иных полномочий. Наличие дефектов, частичных разрушений, признаков аварийности или ветхости жилого помещения является основанием для проведения после принятия такого жилого фонда работы по признанию их аварийными, отсутствующими фактически и иное. Ответчиком не исполнены требования о принятии жилого фонда в собственность в полном объёме, что влечёт неосуществление в отношении непереданных домов (квартир) полномочий, а также нарушение прав граждан, проживающих в таких домах (квартирах). 16.12.2020 истцом внесено представление главе Хабаровского муниципального района, которое рассмотрено и удовлетворено. Эффективных мер по устранению выявленных нарушений не предпринято. Кроме того, указанные жилые помещения признаны непригодными для проживания. В настоящее время необходимо решать вопросы по их сносу, однако указанные полномочия не отнесены к полномочиям Малышевского сельского поселения, в собственности которого такие помещения находятся. Прокурор обращается в суд в защиту интересов Малышевского сельского поселения, так как наличие в собственности имущества, не предназначенного для осуществления имеющихся полномочий, может повлечь нецелевое расходование денежных средств муниципальным образованием, наложением штрафных санкций и образованию дополнительной нагрузки на бюджет.

Просил возложить на ответчика обязанность в течение 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять в собственность жилые помещения, расположенные по адресам: Хабаровский район,                             с. Малышево, <адрес>; ул. <адрес>,                                 кв. <адрес>;, ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>.

          Определением суда от 01 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года, исковые требования к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края удовлетворены.

На администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность принять в собственность в течение 5 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу, жилые помещения, расположенные по адресам: Хабаровский район,                             с. Малышево, <адрес>; ул. <адрес>;, ул. <адрес>; ул. <адрес> ул. <адрес>; ул. <адрес>; ул. <адрес>;                      ул. <адрес>

         В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края отказано.

        В кассационной жалобе администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края просит отменить вышеуказанные судебные акты. Указывает, что вывод судов об отсутствии у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края полномочий по принятию жилых помещений в муниципальную собственность противоречит Положению о Комитете. Полагает, что администрация муниципального района не допустила нарушений прав граждан.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение, ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, представленных возражений на кассационную жалобу, суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций не было допущено при рассмотрении дела.

          По делу установлено, что указанные в исковом заявлении жилые помещения после 1 апреля 2019 года из собственности Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края не переданы.

Внесенное прокурором района по данному факту главе Хабаровского муниципального района Хабаровского края в порядке статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление от 24 декабря 2020 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации фактически исполнено не было.

В то же время, постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16 июля 2021 года № 819 спорные жилые помещения признаны непригодными для проживания, без установления порядка и сроков предоставления проживающим в них гражданам других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.

          Разрешая исковые требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией Хабаровского муниципального района не исполнены требования, предусмотренные законом, о принятии жилого фонда в собственность в полном объёме, что влечёт неосуществление в отношении непереданных домов (квартир) полномочий, а также нарушение прав граждан, проживающих в таких домах (квартирах). Решение вопросов о необходимости сноса либо расселения указанных жилых помещений (с учетом признания непригодным для проживания) невозможно, поскольку указанные полномочия не отнесены к полномочиям Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Отказывая в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, суд первой инстанции исходил из того, что Комитет не обладает полномочиями принятия в собственность муниципального района жилых помещений.

           Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, являются правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судами дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 ГПК РФ.

           Довод кассационной жалобы о том, что полномочия по принятию жилых помещений в собственность муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, на правильность выводов судов не влияет в силу следующего.

          На основании пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от                                             6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от                    6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от                         6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

До 1 апреля 2019 года Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» (далее - Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16) в статье 1 предусматривал, что за сельскими поселениями Хабаровского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5, 6, 8, 15, 18, 22, 31, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Законом Хабаровского края от 27 марта 2019 года № 403 в Закон Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 16 с 1 апреля 2019 года были внесены изменения, исключившие из вопросов местного значения сельских поселений Хабаровского края вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 6 и 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Следовательно, с 1 апреля 2019 года обеспечение проживающих в                           Малышевском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда данного сельского поселения, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством осуществляет Хабаровский муниципальный район Хабаровского края.

Из содержания пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от                        6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года              № 131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Таким образом, передача в соответствии с краевым законом Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края полномочий сельских поселений, входящих в его состав, по вопросу, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года                       № 131-ФЗ, влечет за собой, исходя из буквального толкования положений                               статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, обязанность для органов местного самоуправления муниципального района принять в собственность муниципального района муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в муниципальной собственности Малышевского сельского поселения.

           К тому же, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, непринятие администрацией в муниципальную собственность района указанных выше жилых помещений влечет нарушение прав граждан, проживающих в соответствующих жилых помещениях, на их расселение в связи с признанием таких помещений непригодными для проживания; техническое состояние спорного жилого фонда не может являться основанием к отказу принять его в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района.

           Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они воспроизводят позицию ответчика, которая была отвергнута судами нижестоящих инстанций.

          Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от                                         18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда 20 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.

Председательствующий

           Судьи

8Г-4140/2023 [88-4859/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Хабаровского района
Ответчики
Администрация Хабаровского муниципального района
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района
Другие
Администрация Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Храмцова Лариса Павловна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
20.06.2023Судебное заседание
20.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее