РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кинешма Ивановской области 30 марта 2023 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Быковой О.А.,
при секретаре Сосуновой М.Е.,
с участием старшего помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Кинешемского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц (далее прокурор) обратился в суд с иском к администрации Кинешемского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, обосновав его следующим.
Кинешемской городской прокуратурой в рамках надзорной деятельности, проведена проверка соблюдения администрацией Кинешемского муниципального района Ивановской области, в том числе требований законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства
Проверкой установлено, что постановлением администрации Кинешемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кинешемского муниципального района. В указанный перечень под номером № включена автомобильная дорога по <адрес>.
В то же время, в нарушение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на указанную автомобильную дорогу Проект организации дорожного движения не разрабатывался и не утверждался, что свидетельствует о бездействии названного муниципального образования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и способствуют созданию аварийных ситуаций между участниками дорожного движения. Указанное может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, и, как следствие, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать муниципальное образование Кинешемский муниципальный район в лице администрации Кинешемского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу по <адрес>.
В судебном заседании старшим помощником прокурора Скворцова А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Кинешемского муниципального района (далее Администрация), извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, ходатайств, отзывов в суд не представил.
Представитель третьего лица МО МВД РФ «Кинешемский» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён, каких-либо заявлений и ходатайств в адрес суда не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки, установлено, что на автомобильную дорогу по <адрес>, Проект организации дорожного движения не разрабатывался и не утверждался.
В подтверждение данного факта истцом представлено Постановление Администрации Кинешемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кинешемского муниципального района», где имеется указание на спорную дорогу, а также ответ Администрации Кинешемского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что проект организации дорожного движения по ул. Пионерская д. Луговое Кинешемского района Ивановской области не разработан.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с положениями ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ указанный вопрос местного значения на территории сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон № 257- ФЗ), к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В силу положений ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12. 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах уличной дорожной сети, в границах сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах сельских поселений в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным), утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории сельских поселений. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другими нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 21 Федерального закона №196-ФЗ, регламентирующей осуществление мероприятий по организации дорожного движения, разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Из содержания ч.1 ст.22 Федерального закона № 196-ФЗ следует, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как следует из подп. 9 п. 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в прочие работы по содержанию входят, в том числе разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, экспертиза проектов сметных расчётов стоимости работ по содержанию.
Учитывая полномочия администрации Кинешемского муниципального района, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в части организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, суд принимает от ответчика признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возлагается решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При вышеизложенных обстоятельствах предлагаемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности, суд считает разумным и достаточным
руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
исковые требования Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Кинешемский муниципальный район в лице администрации Кинешемского муниципального района (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.А.Быкова
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2023 года