Решение от 27.10.2021 по делу № 2а-2526/2021 от 30.09.2021

2а-2526/2021

УИД: 03RS0001-01-2021-003101-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2021 года г.Уфа

Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Акбашевой Н.Р.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.В.,

с участием помощника прокурора Демского района г. Уфы РБ Бессарабова И.В.,

административного истца Курели И.Э.,

представителей заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Демского района г. Уфы Сулейманова А.Р., Максимовой М.А.,

Заинтересованных лиц Комлевой О.Ю., Комлева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курели И.Э. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ об отмене итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации Восьмого созыва, установленных решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ с составлением нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» путем повторного пересчета итогов голосования Участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ в присутствии лиц, зарегистрированных в списке присутствующих лиц на участке на момент 20 час. 00 минут 19.09.2021 года,

установил:

Курели И.Э. обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ об отмене итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации Восьмого созыва, установленных решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ с составлением нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» путем повторного пересчета итогов голосования Участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ в присутствии лиц, зарегистрированных в списке присутствующих лиц на участке на момент 20 час. 00 минут 19.09.2021 года.

Административный иск мотивирован тем, что Участковой избирательной комиссией избирательного участка №1 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан допущены нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, а именно:

- фальсификация 8 строки итогового протокола: «число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования»;

- фальсификация промежуточных данных о явке в ГАС «Выборы» на 15:00 и 20:00 17 сентября и 18 сентября 2021 г.;

- ограничение прав члена избирательной комиссии, нарушение принципа открытости и гласности работы комиссии;

- при опечатывании сейф-пакетов 17 и 18 сентября 2021 г. были нарушены п. 3.5, 3.7 Положения об особенностях голосования, установление итогов голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд;

- при подсчете голосов 19 и 20 сентября 2021 года были нарушены пункт 22 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункты 1, 5, 7, 9, 10, 25, 26, 29 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также были нарушены пункты 4.2 - 4.10 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8.

Курели И.Э. просит отменить итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации Восьмого созыва, установленных решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ с составлением нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» путем повторного пересчета итогов голосования Участковой избирательной комиссией избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ в присутствии лиц, зарегистрированных в списке присутствующих лиц на участке на момент 20 час. 00 минут 19.09.2021 года.

В судебном заседании Курели И.Э. административный иск поддержала по доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Демского района г. Уфы Сулейманов А.Р., Максимова М.А. просили в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованные лица Комлева А.Ю., Комлев В.В., присутствующие при судебном разбирательстве и покинувшие зал судебного заседания перед началом прений, в своих выступлениях административный иск Курели И.Э. поддержали.

Представители Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1 Демского района ГО г. Уфа РБ, Центральной избирательной комиссии РФ, Центральной избирательной комиссии РБ, Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», БРО РОДП «ЯБЛОКО» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Демского района г. Уфы Бессарабова И.В., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 года № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

В соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 18.06.2021 года № 11/87-8, в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, производится в течение нескольких дней - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

20 сентября 2021 года членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подписан протокол №1 по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан – Уфимский одномандатный избирательный округ №3. 20 сентября 2021 года членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подписан протокол № 2 по единому федеральному округу.

21 сентября 2021 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан – Уфимский одномандатный избирательный округ №3 признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на которую постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/28-8 возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Республика Башкортостан – Уфимский одномандатный избирательный округ №3.

24 сентября 2021 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу признаны состоявшимися, а результаты выборов – действительными в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации №61/467-8.

Согласно пункту 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Требования к содержанию протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке приведены в пунктах 2 и 3 статьи 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС «Выборы».

Итоги голосования по участковой избирательной комиссии №1 оформлены протоколами об итогах голосования. Указанные протоколы подписаны председателями участковой избирательной комиссии, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Исходя из положений части 3 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования (часть 4).

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (части 8 и 9).

Согласно части 26 статьи 68 Закона об основных гарантиях после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона.

Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Согласно части 30 статьи 68 Закона об основных гарантиях первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. Согласно части 31 статьи 68 Закона об основных гарантиях второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.

Последовательность действий по подсчету голосов указана в статье 68 Закона об основных гарантиях.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей начинается работа членов избирательной комиссии с решающим голосом со списком избирателей. После окончания работы со списком каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом избирательной комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола.

С учетом последовательности действий по подсчету голосов, установленной в законе административным истцом не предоставлено доказательств о нарушении такого порядка.

Подсчет голосов избирателей проводился на участке открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протоколы об итогах голосования подписаны членами участковой избирательной комиссии: председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Пунктом 28 статьи 68 Закона об основных гарантиях предусмотрено, что при подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Члены комиссии с правом решающего голоса, особых мнений на протокол не составляли, иные присутствующие лица были согласны с произведенным подсчетом и тем, что он был проведен в соответствии с требованиями законодательства.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению участковой избирательной комиссией №1 действительной воли избирателей, у суда не имеется.

Доказательства того, что в содержание протокола вносились неверные сведения, в частности в строку 8 по данным о количестве бюллетеней, находившихся в стационарном ящике, не имеется.

Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное.

В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не выявлено.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

Статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Положением части 1 статьи 5.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выдачу членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдачу гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Приведенные составы административного и уголовного правонарушения в полной мере соотносятся с теми основаниями о фальсификации данных о явке, признания незаконными результатов выборов, на которые ссылается административный истец.

Согласно положению статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

С учетом положений приведенной нормы процессуального права в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, суд приходит к выводу, что допустимыми доказательствами, подтверждающими доводы истца, являются постановления по делам об административных правонарушениях и приговоры суда.

Вместе с тем в материалы настоящего дела сторонами не представлено, а судом не добыто доказательств того, что по приведенным составам правонарушений (административных и уголовных), а равно по смежным составам, имели место производства соответствующего характера.

Установленный порядок фиксации нарушений, о которых заявляет административный истец, не может быть заменен административным судопроизводством, поскольку выводы о наличии обстоятельств совершения уголовных и административных правонарушений подлежат установлению в иной форме.

Согласно п. 4.1.13 Постановления от 1 июля 2021 г. № 13/108-8 по окончании каждого дня голосования, за исключением последнего, участковая комиссия подсчитывает число проголосовавших избирателей (в том числе число избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования) и передает эти данные в территориальную комиссию для последующего ввода в ГАС «Выборы».

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8В утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд (далее – Положение) применяется при проведении на территории Российской Федерации голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года, в соответствии со статьей 631 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 801 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

17 сентября 2021 года бюллетени из стационарного ящика были упакованы в сейф-пакет № 77864120, о чем составлен акт от 17.09.2021г. в 20:30.

18 сентября 2021 года бюллетени из переносного ящика были упакованы в сейф-пакет № 77864121 и № 77864122, о чем составлен акт от 18.09.2021г. в 13:18 и акт от 18.09.2021г. в 18:35, бюллетени из стационарного ящика были упакованы в сейф-пакет № 77864123, о чем составлен акт от 18.09.2021г. в 20:30.

Судом установлено, что процедура опечатывания сейф-пакетов соответствовала законодательству и нормативным актам избирательной комиссии, в частности пунктам 3.5. и 3.7. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8В, не были допущены какие-либо нарушения избирательного законодательства, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей. Административным истцом обратное не доказано.

Судом также установлено, что в ходе процедуры голосования подсчета голосов не были допущены какие-либо ограничения прав членов комиссий и нарушение принципов открытости и гласности работы. Избирательное законодательство не определяет расстояние, на котором в помещении для голосования могут размещаться лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирательной комиссии. Не установлена также регламентированная обязанность по предъявлению избирательных бюллетеней лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, на определенную высоту и промежуток времени, для визуального контроля.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» место наблюдения за избирательным процессом и работы членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса определяется участковой избирательной комиссии с учетом требований законодательства, а также с учетом схемы организации избирательного участка.

Решением УИК утверждена схема размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы членов комиссии, наблюдателей и иных лиц Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Указанные функции председателя комиссии основаны на его полномочиях по организации порядка в помещении для голосования. Распоряжения председателя, отданные в пределах его полномочий обязательны для иных лиц, присутствующих в помещении для голосования. Воспрепятствование наблюдения с мест, указанных в Схеме размещения, административными истцами не доказано.

Процесс голосования и подсчета голосов на избирательном участке находился под контролем наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, иных уполномоченных лиц, находившихся в непосредственной близости от осуществляемых членами избирательной комиссии действий.

Суду не представлено доказательств отсутствия возможности убедиться в правильности произведенного подсчета.

Факты соответствия процедуры подсчета голосов также изучены судом на основании представленных со стороны Территориальной избирательной комиссии объяснений председателя УИК Хайритдиновой А.Р., заместителя председателя УИК Аминева Н.Р., члена комиссии Медведевой С.Н., члена комиссии Ибраевой А.М., члена комиссии Кутлузаманова А.А., члена комиссии Кутлузамановой А.М. члена комиссии Галимханова Р.Р., члена комиссии Гирфанова М.Р., члена комиссии Мурзабулатова Г.К., члена комиссии Сахибгареева Ф.Н.

Проверяя доводы административного истца, судом исследована видеозапись, представленная Комлевым В.В., однако данная видеозапись не свидетельствует о внесении заведомо неверных данных в протокол, о нарушении Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8В, об иных нарушениях, при которых действительная воля избирателей не могла быть установлена, и не является основанием для признания протокола недействительным.

Доказательств того, что установленный законом порядок подведения итогов участковой избирательной комиссией №1 был нарушен, материалы дела не содержат.

Фактически доводы административного искового заявления основаны на предположениях административного истца об имеющих место нарушениях, без предоставления сведений, позволяющих объективно проверить указанные факты и соотнести их с выявленной волей избирателей по результатам проведенного голосования, что не может быть положено в основу решения.

Согласно Списку лиц, присутствующих при проведении голосования, подсчете голосов в помещении для голосования УИК № 1 можно установить, что на участке имелось достаточное количество наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса от различных кандидатов и политических партий. Указанными лицами подобных нарушений, которые указаны в административном исковом заявлении, не зафиксированы, отсутствуют жалобы, признанные обоснованными вышестоящей комиссией или судом по данным фактам.

Административный истец не представил бесспорных доказательств искажения участковой избирательной комиссией № 1 воли избирателей.

В силу части 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 39 Постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия, призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей. Таких доказательств суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Курели И.Э. административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 20 ░░░. 00 ░░░░░ 19.09.2021 ░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-2526/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Курели Ирина Эльбрусовна
Прокуратура Дёмского района г.Уфы
Ответчики
Участковая избирательная комиссия избирательного участка №1 Демского района ГО г.Уфа РБ
Другие
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан
Комолев Вячеслав Владимирович
БРО РОДП "Яблоко"
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Комлева Ольга Юрьевна
Территориальная избирательная комиссия Демского района ГО г.Уфа
политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"
Суд
Демский районный суд г. Уфы
Судья
Акбашева Нурия Раисовна
Дело на сайте суда
demsky.bkr.sudrf.ru
30.09.2021Регистрация административного искового заявления
30.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Подготовка дела (собеседование)
13.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2021Судебное заседание
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее