Изготовлено 21.01.2019 года
Дело № 2а-500/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 18 января 2019 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.,
при секретаре Жибаревой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «НОРД» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ярославской области, Межрайонному ОСП ОИП УФССП России по ЯО, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области Красовскому А.М., старшему судебному приставу Межрайонного ОСП по ОИП о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ООО «НОРД» обратилось в суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на следующие обстоятельства. Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 17.03.2008 года с ООО «ОПТТорг», Боагия И.И., ОАО «Русьхлеб» взыскана задолженность по кредитному договору от 27.10.2006 год за период с 27.10.2006 года по 17.03.2007 года в пользу <данные изъяты> обращено взыскание на заложенное имущество. Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 01.12.2011 года произведена замена взыскателя <данные изъяты> на ООО «НОРД». 28.06.2018 года ООО «НОРД» обратилось в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО с ходатайством о направлении запроса в ИФНС о предоставлении информации в отношении должника Боагия И.И. 06.07.2018 года судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО Красовский А.М. вынес постановление об удовлетворении ходатайства. 20.08.2018 года взыскателем было подано заявление о принятии мер по получению ответов на запросы. 20.09.2018 года взыскателю поступил ответ, в котором отсутствовала информация по сведения из ИФНС. 10.10.2018 года взыскателем повторно в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО направлено заявление с просьбой сообщить сведения из ИФНС. Согласно ответу от 22.10.2018 года ответы из ИФНС в Межрайонный отдел не поступили. Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов Красовского А.М. за период с 06.07.2018 года по 03.12.2018 года, выразившееся в непринятии мер по получению ответов по запросу в ИФНС, а также признать незаконным бездействие начальника Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за действиями судебного пристава-исполнителя, а также устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании представитель административного истца Попов В.Д. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебных заседаниях судебный пристав-исполнитель Красовский А.М. заявленные требования не признал. Пояснил, что у него на исполнении находилось исполнительное производство в отношении Боагия И.И. Он выносил постановление об удовлетворении ходатайства, однако данное постановление не было направлено в ИФНС. После поступления административного иска в суд он направил запросы в ИФНС, однако ответы до настоящего времени не получены.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 121 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.
Как следует из материалов дела, в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО находится исполнительное производство № от 05.05.2008 года, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Дзержинским районным судом г. Ярославля в отношении должника Боагия И.И. Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 17.03.2008 года в пользу <данные изъяты> взыскана в солидарном порядке с ООО «ОПТТорг», Боагия И.И., ОАО «Русьхлеб» задолженность по кредитному договору, обращено взыскание на заложенное имущество. Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 01.12.2011 года произведена замена взыскателя <данные изъяты> на ООО «НОРД».
Согласно статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебному приставу-исполнителю предоставлено право запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, получать от них объяснения, информацию и справки.
В соответствие со ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что 28.06.2018 года ООО «НОРД» обратилось в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО с ходатайством о направлении запроса в ИФНС о предоставлении информации в отношении должника Боагия И.И. 06.07.2018 года судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО Красовский А.М. вынес постановление об удовлетворении ходатайства.
20.08.2018 года взыскателем было подано заявление о принятии мер по получению ответов на запросы. 20.09.2018 года взыскателю поступил ответ, в котором отсутствовала информация по сведения из ИФНС. 10.10.2018 года взыскателем повторно в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО направлено заявление с просьбой сообщить сведения из ИФНС. Согласно ответу от 22.10.2018 года ответы из ИФНС в Межрайонный отдел не поступили.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы сторон исполнительного производства.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что судебным приставом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по получению ответов по запросу в ИФНС, а также начальником Межрайонного отдела судебных приставов допущено бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за действиями судебного пристава-исполнителя.
Административный истец просит признать бездействие за период с 06.07.2018 года по 03.12.2018 года. Однако данный период суд считает некорректным.
В силу ч. 7 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Применив по аналогии к рассматриваемым правоотношениям положения ч. 7 ст. 64.1 вышеуказанного Федерального закона, а также положения ч. 8 ст. 69 указанного закона, суд приходит к выводу о том, что постановление об удовлетворении ходатайства должно быть направлено в ИФНС не позднее дня, следующего за днем вынесения. Однако меры по направлению постановления приняты судебным приставом не были.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Так согласно п. 6 Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня;
г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.
Таким образом, доставка корреспонденции из г. Ярославля (место нахождения Межрайонного отдела судебных приставов) до Межрайонной ИФНС России № 5 по ЯО или МИФНС № 7 по ЯО составит 2 дня.
В силу положений ч. 10 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» налоговые органы, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Таким образом, бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии мер по получению ответов по запросу в ИФНС, следует признать незаконным за период с 17.07.2018 года по 03.12.2018 года. За данный период подлежит признанию незаконным также бездействие начальника Межрайонного отдела.
Согласно о ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку бездействие является длящимся, суд считает, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен.
16.01.2019 года судебным приставом-исполнителем направлены запросы в ИФНС, однако ответы на них не получены. Суд считает, что права взыскателя могут быть восстановлены путем возложения на судебного пристава-исполнителя, в чьем производстве находится исполнительное производство, обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия мер к получению информации, указанной в постановлении об удовлетворении ходатайства, а также путем организации надлежащего контроля за ведением исполнительного производства.
Согласно ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений. Из материалов дела следует, что ООО «НОРД» обращалось в ИФНС № 7 по ЯО с запросом о предоставлении сведений в отношении должника. При этом факт данного обращения на решение вопроса о признании незаконным бездействия не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам Красовского А.М. за период с 17.07.2018 года по 03.12.2018 года, выразившееся в непринятии мер по получению ответов по запросу информации, указанной в постановлении об удовлетворении ходатайства от 06.07.2018 года.
Признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам, за период с 17.07.2018 года по 03.12.2018 года, выразившееся в отсутствии контроля за ведением исполнительного производства №.
Возложить на Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер к получению информации, указанной в постановлении об удовлетворении ходатайства от 06.07.2018 года, а также в организации надлежащего контроля за ведением исполнительного производства №, а также сообщить об исполнении решения в Кировский районный суд г. Ярославля и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова