Решение по делу № 2а-2459/2022 от 11.05.2022

Дело № 2а-2459/2022

44RS0001-01-2022-002744-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года                                  г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Костромского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Военный прокурор Костромского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Костромского гарнизона проведены надзорные мероприятия по факту обнаружения в сети «Интернет» информации и материалов, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты с сетевыми адресами: ..., содержащие запрещенную информацию - сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные. Доступ на страницы сайтов свободный, ознакомиться с их содержанием и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на страницах этих сайтов распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Перечисленные Интернет-ресурсы занимаются сбором сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции. Данная информация, в том числе направлена на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также на распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об их деятельности в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения, - является распространением запрещенной информациией. Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации - закрытию. Размещенная на страницах сайта с вышеуказанными
сетевыми адресами информация предоставлена для свободного доступа
неограниченного круга лиц и прямо не отнесена к информации, в отношении
которой Роскомнадзор и его управления вправе самостоятельно принять решение,
являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей
страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр;
необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен. На момент проверки перечисленные Интернет-ресурсы в Единый реестр
не внесены, что подтверждается прилагаемой копией общедоступных сведений
с сайта Роскомнадзора. Также данные сайты не зарегистрированы в качестве средства массовой информации, в связи с чем получение официальных сведений о их владельцах
в сети «Интернет» из Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций невозможно. С целью получения сведений об администраторе данного Интернет-ресурса были использованы общедоступные справочные ..., которые не позволили достоверно установить на территории Российской Федерации его владельцев. В досудебном порядке информация, раскрывающая потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имен, анкетных данных погибших, размещенная в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, признана быть не может. На основании изложенного, прокурор просит признать информацию на страницах сайтов с сетевыми адресами: ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании прокурор ФИО2 требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило. Заместитель руководителя – начальника отдела ФИО3 в отзыве указал, что в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденным приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Частью 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На момент написание отзыва на интернет - ресурсах ..., размещены сведения о потерях личного состава ВС России в период проведения специальной операции на Украине, имена, анкетные и персональные данные погибших. Вышеперечисленные интернет - ресурсы в Единый реестр не включены. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ..., обратившись к сайтам в сети «Интернет»: ... и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных .... Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно розыскных мероприятий. Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и своему Положению, Управление не наделено полномочиям на проведение оперативно розыскных мероприятий. Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а и б пункта 9 Правил. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В ходе мониторинга сети «Интернет» прокурором выявлены сайты с сетевыми адресами: ..., содержащие запрещенную информацию - сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные. Перечисленные Интернет-ресурсы занимаются сбором сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Этим же федеральным законом предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения требований к распространению информации, а ее передача может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 ФЗ № 149).

Частями 1, 2, 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети     «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети    «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203, в него входит информация, раскрывающая потери личного состава в мирное и военное время, а также в период проведения специальных военных операций.

Таким образом, раскрытие в средствах массовой информации и открытых источниках (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») сведений о потерях личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе проведения специальной военной операции прямо противоречит упомянутому Указу, ввиду отнесения этих сведений к информации ограниченного доступа, распространение которой запрещено.

В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Статьей 283.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом.

Статьей 276 УК РФ установлена уголовная ответственность за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж.

Часть 7 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» конфиденциальность персональных данных означает, что любое лицо, получившее доступ к персональным данным, не должно допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. При этом в силу требований закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Статьей 137 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей персональные данные граждан, сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших.

Материалы, размещенные на указанных Интернет-ресурсах, противоречат вышеуказанным нормам права и подлежат запрещению.

В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомандзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»; б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»; в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».

Согласно пп. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Информация на сайтах с сетевыми адресами: ..., в том числе, направлена на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также на распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об их деятельности в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения, - является распространением запрещенной информации.

Таким образом, размещенная на страницах сайта с указанными сетевыми адресами информация предоставлена для свободного доступа неограниченного круга лиц и прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор и его управления вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр. Соответственно, необходимо признание такой информации запрещенной к распространению в порядке административного судопроизводства. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен.

Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации - закрытию.

В целях ограничения доступа к Интернет-сайтам по адресам: ..., содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данные интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

В соответствии со ст. 265.5 КАС РФ решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса (ч.1). В резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2). Копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса (ч.3). Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч.4).

Руководствуясь ст. ст. 265.5 КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования Военного прокурора Костромского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, раскрывающую потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, их персональные данные, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети на Интернет-ресурсах по адресам: ..., запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022.

2а-2459/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Костромского гарнизона
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация административного искового заявления
11.05.2022Передача материалов судье
17.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее