10 сентября 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Веригиной И.Н.
судей Симоновой Н.П., Рябенко Е.М.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Юлии Николаевны, Мельникова Виталия Витальевича к администрации городского округа Спасск-Дальний, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Министерству труда и социальной политики Приморского края об установлении фактической площади жилого помещения, внесении изменений в акт обследования жилого помещения, признании незаконным решения в части определения площади жилого помещения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Спасского районного суда Приморского края от 20.05.2024, которым исковые требования удовлетворены,
Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., пояснения представителя ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края Сапунцову Г.В., представителя правительства Приморского края Галушкина А.Д., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:Мельникова Ю.Н., Мельников В.В. обратились в суд с иском к администрации городского округа Спасск-Дальний, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Министерству труда и социальной политики Приморского края об установлении фактической площади жилого помещения, внесении изменений в акт обследования жилого помещения, признании незаконным решения в части определения площади жилого помещения, возложении обязанности. В обосновании заявленных требований указали, что на основании договора продажи недвижимости от 27.10.2020, Мельниковой Ю.Н. и Мельниковым В.В., в общую совместную собственность приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью ... и земельный участок под ним. В указанном жилом доме они проживают с 18.03.2023. В период с 11.08.2023 по 13.08.2023 в <адрес> произошло наводнение, в результате которого указанный жилой дом пострадал. Заключением межведомственной комиссии № 2-чс от 01.09.2023 данное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. При проведении межведомственной комиссией осмотра спорного жилого дома истцы сообщали членам комиссии, что в результате реконструкции площадь дома увеличилась. Истцам назначена социальная выплата в размере 150 850 рублей на каждого истца из расчета площади - .... Вместе с тем, 21.04.2022 истцами подано в Администрацию городского округа Спасск-Дальний уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В июле 2023 года ими была завершена реконструкция жилого дома и его площадь составила - .... Для подачи уведомления об окончании реконструкции необходимо было осуществить кадастровые работы по уточнению границ реконструированного жилого дома на земельном участке и подготовить технический план жилого дома после реконструкции. В связи с тем, что завершение реконструкции их жилого дома пришлось на летнее время года (время отпусков) и в связи с занятостью кадастровых инженеров, до 11.08.2023 не удалось завершить кадастровые работы. По окончании необходимых кадастровых работ 19.10.2023 в Администрацию городского округа Спасск-Дальний направлено уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в ЕГРН внесены соответствующие изменения, в том числе о площади жилого дома, которая составила - .... По состоянию на 11.08.2023, в момент объявления чрезвычайной ситуации, общая площадь жилого дома, поврежденного наводнением составила ... Просили установить фактическую площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 11.08.2023 в размере ...; внести изменения в акт обследования жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, №2-чс от 01.09.2023 в части площади жилого помещения; признать незаконным решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по формированию списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края в части определения площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» устранить допущенное нарушение, включить Мельникову Ю.Н. и Мельникова В.В. в список граждан на получение социальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из площади в ...
Решением Спасского районного суда Приморского края от 20.05.2024 исковые требования Мельниковой Ю.Н. и Мельникова В.В. удовлетворены: установлена фактическая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 11.08.2023 в размере ... на администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края возложена обязанность внести изменения в акт обследования жилого помещения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> №-чс от 01.09.2023 в части площади жилого помещения, исходя из фактической площади помещения - ... решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 21.09.2023 о включении Мельниковой Юлии Николаевны в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края в целях получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения, в части определения площади жилого помещения (1/2) - ... признано незаконным; решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 03.10.2023 о включении Мельникова Виталия Витальевича в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края в целях получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения, в части определения площади жилого помещения (.... признано незаконным; на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» возложена обязанность включить Мельникову Ю.Н, Мельникова В.В. в список на получение социальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из площади жилого помещения в размере 98,4 кв.м.
С указанным решением не согласилось КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», в апелляционной жалобе просит решение Спасского районного суда Приморского края от 20.05.2024 отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает, что из выписки ЕГРН следует, что на момент введения режима ЧС площадь принадлежащего истцам жилого помещения составляла 43,1 кв.м. Из акта обследования спорного жилого дома, представленного администрацией городского округа Спасск-Дальний следует, что капитальному ремонту подлежит обследуемое жилое помещение площадью 43,1 кв.м. Изменения сведений о здании в результате реконструкции, в том числе, сведений о площади дома ... внесены 05.09.2023, то есть после введения режима ЧС. Решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения» является законным и обоснованным, вынесено на основании представленных документов, актуальных на дату введения режима ЧС.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края, а также представитель третьего лица Правительства Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик администрация городского округа Спасск-Дальний и истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истцами направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцами на основании договора продажи недвижимости №б/н от ДД.ММ.ГГГГ приобретен земельный участок с кадастровым номером №, а также жилой дом, кадастровый №, площадью ...., расположенные по адресу <адрес>.
Постановлением главы городского округа Спасск-Дальний от 12.08.2023 №25-п на территории городского округа Спасск-Дальний введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, Постановлением губернатора Приморского края от 15.08.2023 №45-пг указанная чрезвычайная ситуация признанна чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне ЧС.
Истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 на территории Приморского края о предоставлении выплаты на осуществление капительного ремонта поврежденного жилого помещения, принадлежащего им на праве общей совместной собственности. В качестве правоустанавливающих документов была приложена выписка ЕГРН – №
Актом обследования жилых помещений жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> № 2-чс от 01.09.2023 установлено, что межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы Администрации городского округа Спасск-Дальний № 1056-па от 15.11.2022 года произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадь помещения - 43,1 кв. м., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, по результатам которого объект признан подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в результате региональной чрезвычайной ситуации характеристик жилого помещения в соответствие требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Заключением межведомственной комиссии №-чс от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 21.09.2023 и от 03.10.2023 Мельникова Ю.Н. и Мельников В.В. включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года в целях получения выплаты на осуществление капительного ремонта поврежденного жилого помещения.
Мельниковой Н.Н. и Мельникову В.В. назначена выплата на осуществление капитально ремонта поврежденного жилого помещения в сумме ... на каждого из расчета площади - ...
Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановления Правительства Приморского края от 24.08.2023 N 592-пп "О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ пришел к выводу о доказанности того, что площадь принадлежащего истцам реконструированного дома на момент ЧС составляла 98.4 кв.м, в связи с чем истцы имеют право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения, площадь которого составляет 98,4 кв.м.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В п.1.1 Постановления Правительства Приморского края от 24.08.2023 №592-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края» (вместе с «Порядком предоставления выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений...») определены правила и условия предоставления выплат отдельным категориям гражданам на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в августе 2023 года на территории Приморского края.
В соответствие с п.1.3 Порядка право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Приморского края жилым помещениям, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Из п.1.5 Постановления Правительства Приморского края от 24.08.2023 №592-пп следует, что размер выплаты определяется исходя из общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта одного кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере 7 тыс. рублей.
Согласно выписки ЕГРН №, представленной истцам в КГКУ «Центр социальной поддержки населения» следует, что площадь жилого помещения составляла ...
Между тем, из материалов дела следует, что 21.04.2022 истцами в адрес Администрации городского округа Спасск-Дальний направлено уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
27.04.2022 Администрацией городского округа Спасск-Дальний истцу направлено уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового участка установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №
При этом, согласно выписке ЕГРН от 05.09.2024 №№ в графе сведения о кадастровом инженере указано, что договор на выполнение кадастровых работ был заключен ДД.ММ.ГГГГ, дата завершения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сведения согласуются с доводами истцов о том, что фактически строительные работы по реконструкции жилого дома были завешены до введения режима ЧС, а задержка в выполнении кадастровых работ связана с периодом отпусков кадастровых инженеров и возможности регистрации права собственности на реконструированный жилой дом только по завершении кадастровых работ.
Кроме того, судом первой инстанции проанализированы и оценены все имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе свидетельские показания согласующиеся с представленными истцами фотоматериалами о фактическом ветхом состоянии жилого дома площадью 43,1 кв.м и фактическом состоянии пострадавшего в результате ЧС жилого дома истцов из которых со всей очевидностью усматривается фактическое затопление до уровня окон жилого дома из новых современных материалов площадью явно превышающей 43,1 кв.м. Также судом первой инстанции учтены пояснения представителя ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний о том, что фактическая площадь на момент осмотра межведомственной комиссией не устанавливалась, несмотря на сообщение комиссии истцами сведений о проведенной реконструкции дома и внесении в акт осмотра сведений о площади дома лишь исходя и имевшихся у истцов на момент осмотра документов о праве собственности.
Выводы суда первой инстанции об установлении фактической площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 11.08.2023 в размере №м., что влечет обязанность администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края внести изменения в акт обследования жилого помещения жилого дома, и обязанность КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить истцов в список на получение социальной выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения исходя из площади 98,4 кв.м. соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верной полной и всесторонней оценке представленных доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости учета для назначения социальной выплаты на капитальный ремонт сведений о площади дома, внесенных на момент введения ЧС в ЕГРН без учета его фактической площади в результате проведенной с соблюдением установленного порядка реконструкции жилого дома на эту дату не соответствуют существу законодательного регулирования отношений в сфере защите населения от чрезвычайных ситуаций и свидетельствуют о формальном подходе, не соответствующем основным задачам, предусмотренным в ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и нарушающим право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, закрепенное в ст.18 указанного закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 20.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13.09.2024