Решение от 09.06.2022 по делу № 02а-0170/2022 от 28.09.2021

Дело № 02а-170/2022

77RS0017-02-2021-020188-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

г.Москва                                                                  «09» июня 2022 года

 

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе 

председательствующего судьи Акопян Г.Ж.

при секретаре Гришаевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС России №24 по г. Москве к Петрищеву Игорю Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы России N 24 по г. Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением к Петрищеву Игорю Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 г. в размере 154 040 рублей, сумму пеней, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 г. в размере 562,25 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обращался к мировому судье судебного участка N 30 района Бирюлево Восточное города Москвы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника недоимки по земельному налогу. Определением мирового судьи от 24 июня 2021 г. судебный приказ отменен, в связи с чем, ИФНС № 24 по г. Москве обращается в суд с настоящим иском.

Петрищеву И.В. исчислен земельный налог за 2018 год, и направлено налоговое уведомление № 84828834 от 23.08.2019.

Поскольку налог по налоговому уведомлению уплачен не был, налоговым органом, в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено требование от 20.12.2019 года № 28056 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Представитель административного истца Инспекции ФНС России N 24 по г. Москве по доверенности фио доводы административного искового заявления поддержала.

Административный ответчик Петрищев И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и проанализировав представленные доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ,  суд приходит к следующему.

На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Частью 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, Петрищев И.В. является плательщиком земельного налога.

Петрищеву И.В. исчислен земельный налог за 2018 год, и направлено налоговое уведомление № 84828834 от 23.08.2019.

Поскольку налог по налоговому уведомлению уплачен не был, налоговым органом, в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено требование от 20.12.2019 года № 28056 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

20 мая 2021 года мировым судьей судебного участка № 29 района Бирюлево Восточное г. Москвы, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 30 района Бирюлево Восточное г. Москвы вынесен судебный приказ по административному делу № 2а-76/22 по заявлению ИФНС России № 24 по г. Москве о взыскании недоимки по земельному налогу с Петрищева Игоря Владимировича.

Определением мирового судьи от 24 июня 2021 г. судебный приказ отменен на основании заявления должника.

Основанием для обращения налогового органа о взыскании недоимки является абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд, является: превысила ли сумма налога и т.д. размер 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования либо нет, а если превысила, то когда именно.

Размер задолженности фио по уплате земельного налога превысил 3000 рублей по требованию № 28056  от 20.12.2019 со сроком исполнения требования до 21.01.2020 года.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченного Петрищевым И.В. задолженности по налогу исчисляться с 21.01.2020 года и соответственно днем его окончания является 21.07.2020 года.

Однако инспекция ФНС России N 24 по г. Москве обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с фио вышеуказанной задолженности только в мае 2021 года (то есть за пределами установленного срока), а после отказа в его принятии обратилась 28.09.2021 года с настоящим административным иском.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.

Таким образом, заявление о вынесении в отношении административного ответчика судебного приказа было направлено административным взыскателем за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, ходатайство о восстановлении срока отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 - 180 КАС РФ, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░        ░░░░░░ ░.░.

 

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░

 

 

 

 

░░░░ № 02░-170/2022

77RS0017-02-2021-020188-80

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░

░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

 

░.░░░░░░                                                                  «09» ░░░░ 2022 ░░░░

 

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №24 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░,

 

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 177 - 180 ░░░ ░░, ░░░

 

░ ░ ░ ░ ░:

 

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░        ░░░░░░ ░.░.

 

1

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0170/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
ИФНС №24 по г. Москве
Ответчики
Петрищев И.В.
Суд
Нагатинский районный суд Москвы
Судья
Акопян Г.Ж.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
28.09.2021Регистрация поступившего заявления
10.01.2022Заявление принято к производству
27.01.2022Рассмотрение
09.06.2022Вынесено решение
16.07.2022Вступило в силу
10.01.2022У судьи
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее