Решение по делу № 2-918/2015 от 03.07.2015

дело № 2-918/2015                                                                                                                 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2015 года                    г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,

при секретаре Исаенко А.О.,

с участием истца Максимова Ю.В., его представителя Загребанцева Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Максимова Ю.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «ЦРУ» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Максимов Ю.В. обратился в суд с исковым заявлением к войсковой части , ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением. Требования мотивированы тем, что истец проходил военную службу по контракту в войсковой части с местом дислокации в ЗАТО, в должности <данные изъяты>. Приказом командира войсковой части по личному составу от 20.10.2003 года Максимов Ю.В. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава части с 16.02.2004 года на основании приказа командира войсковой части (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ года. На момент увольнения Максимов Ю.В. имел выслугу в календарном исчислении более 26 лет. В феврале 2004 года Максимов Ю.В. подал рапорт на имя председателя жилищной комиссии войсковой части на обеспечение его после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в г. Красноярске. Его рапорт был рассмотрен только 17.01.2009 года и п. 17 протокола № 1 заседания жилищной комиссии Максимов Ю.В. признан нуждающимся в отселении по избранному месту жительства и его кандидатура утверждена в соответствующих списках. Кроме этого протоколом № 4 заседания жилищной комиссии восковой части от 27.04.2010 года кандидатура Максимова Ю.В. также утверждена (повторно) в списках военнослужащих нуждающихся в отселении.

В связи с изданием Министром обороны Российской Федерации приказа от 30.09.2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по всем Вооруженным силам Российской Федерации изменился порядок учета военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, учет возложен на уполномоченные органы - Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его структурные подразделения.

В январе 2015 года в устном порядке Максимов Ю.В. обратился к должностным лицам войсковой части , ведающих вопросами взаимодействия с Центррегионжилье по жилищным вопросам военнослужащих гарнизона, с просьбой сообщить, передавалась ли информация о его нуждаемости в жилом помещении по избранному месту жительства в Департамент жилищного обеспечения МО РФ или в Центральное региональное Управление жилищного обеспечения. Максимов Ю.В. получил ответ, что он стоял в отдельной очереди и соответственно какие-либо данные по нему в вышеуказанные учреждения не передавались. Из копии телеграммы командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № 445/2500Ж усматривается, что командиру войсковой части надлежит в определенный срок передать жилищные дела военнослужащих в ДЖО МО РФ, так как очевидно, что повторного признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий не требуется.

В связи с тем, что в настоящее время учет военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий ведет Департамент жилищного обеспечения МО РФ, в том числе и через свои структурные организации, то фактически складывается ситуация, когда уполномоченные государственные органы не обладают в отношении истца информацией, а соответственно рассчитывать на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ Максимов Ю.В. не может. Таким образом, командиром войсковой части нарушены его права в части обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.

На основании изложенного, обосновывая свои требования ст. 15, 21 Федерального закона № 76 «О статусе военнослужащих» Максимов Ю.В. первоначально просил суд признать бездействие войсковой части , связанное с не направлением в отношении него сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в ФГУ МО РФ «ЦРУ», незаконным, и обязать войсковую часть устранить допущенное нарушение путем направления в адрес ФГУ МО РФ «ЦРУ МО РФ», документов определенных приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280; признать за Максимовым Ю.В. право на включение его и членов его семьи в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с 17.01.2009 года (дата принятия решения жилищной комиссией); обязать ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения МО РФ» после получения от войсковой части 32441 документов, определенных приказом МО РФ № 1280 30.09.2010 года, включить Максимова Ю.В. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Определением суда от 08 июля 2015 года в качестве соответчика по делу привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в качестве третьего лица. Не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Администрация ЗАТО.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований к войсковой части и уточнил требования к федеральному государственному казенному учреждению «ЦРУ» Министерства обороны Российской Федерации, просит признать за ним и членами его семьи право на включение в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с 17.01.2009 года; обязать ФГКУ «ЦРУ» Министерства обороны Российской Федерации после получения от истца документов, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года №1280, включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 31 августа 2015 года гражданское дело в части исковых требований к войсковой части прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В судебном заседании истец Максимов Ю.В. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он и члены его семьи постоянно зарегистрированы по месту бывшей службы, то есть в ЗАТО, так как другого жилья у них нет, и ожидает решение вопроса об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства. Рапорт об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства он написал за год до увольнения с военной службы, повторно в октябре 2004 года в жилищную комиссию, надеялся после увольнения со службы переехать по избранному месту жительства. Его включили в списки военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении. Данные списки он периодически просматривал, при увольнении в военной службы, очередь продвигалась. Через некоторое время ему сообщили, что ему необходимо вновь написать рапорт на предоставление жилья, он опять подал рапорт. За период, когда его включили в списки нуждающихся в предоставления жилого помещения по избранному месту жительства и до настоящего времени его никто не извещал о том, что он исключен из этих списков или ему отказано в предоставлении жилья. В январе 2015 года он поинтересовался в устном порядке у должностных лиц войсковой части , состоит ли в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и узнал, что документы в отношении него вообще не передавались в уполномоченный орган.

Представитель истца Загребанцев Д.Б. в судебном заседании настаивает на заявленных Максимовым Ю.В. исковых требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика ФГКУ «ЦРУ» МО РФв судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения делауведомлен своевременно, надлежащим образом. От представителя ФГКУ «ЦРУ» МО РФГордеева А.А., действующего на основании доверенности от 05.12.2014 года поступили возражения на исковое заявление Максимова Ю.В., в которых просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указано следующее. Истец Максимов Ю.В. самостоятельно с рапортом и необходимыми документами ни до увольнения с военной службы, ни в период увольнения с военной службы, ни после увольнения с военной службы не обращался в компетентные органы по вопросу обеспечения его, как военнослужащего, жилым помещением по избранному месту жительства. Данный довод подтверждается отсутствием рапорта военнослужащего о постановке на учет, а также отсутствием протокола жилищной комиссии войсковой части о принятии на учет Максимова Ю.В..

В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке.

Из содержания ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года следует, что предоставляемые данным Законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ, распространяются только на военнослужащих, в связи с чем, признание нуждающимися в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280. В период увольнения истца с военной службы- 20 октября 2003 года, порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и постановка на учет нуждающихся в получении жилья регламентировались приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.12.2000 года, утвердившим Инструкцию «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ».

Согласно п. 28 указанной инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений, улучшение жилищных условий, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений. улучшении жилищных условий, военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, это гарантировалось н. 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих». При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000 года и вступлением в силу приказа Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим- гражданам РФ. проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.

Увольнение с военной службы без обеспечения жильем, также как и об исключении из списков личного состава части без указания на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, Максимов Ю.В., в установленном порядке и в установленные законом сроки не обжаловал.

Максимов Ю.В., как военнослужащий вправе при наличии оснований, предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодексом РФ самостоятельно обратиться с заявлением в период прохождения военной службы в уполномоченный жилищный орган Министерства обороны РФ, с просьбой о признании нуждающимся в обеспечении постоянным жилым помещением. Признание военнослужащего нуждающимся носит заявительный характер, то есть при увольнении по льготным основаниям военнослужащий вправе подать заявление либо рапорт с просьбой признать его нуждающимся. Отсутствие рапорта и протокола о признании Максимова Ю.В. говорит о том, он не обращался с заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ.Утрата статуса военнослужащего приравнивает гражданина, уволенного с военной службы и не признанного в установленном порядке нуждающимся в получении жилья, с остальными гражданами, жилищный вопрос которых решается в общем порядке по правилам ст. 9-52 ЖК РФ.Кроме того, не соблюден досудебныйпорядок обращения Максиомова Ю.В. вжилищные органы Министерства обороны РФ с просьбой о постановке на жилищный учет, данный факт документально не подтвержден.

Максимов Ю.В. обеспечен по учетной норме жилым помещением по договору социального найма в <адрес> общей площадью 65,62 кв.м.. Решением Совета депутатов ЗАТО от 22 июля 2005 года № 26-д установлена учетная норма в ЗАТО 12 кв.м, и менее на одного человека.

Исключение военнослужащих, уволенных с военной службы, из списков личного состава части, является юридическим фактом утраты ими статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом на момент исключения из списков личного состава части военнослужащие должны быть полностью удовлетворены всеми видами положенного им довольствия, в том числе, обеспечены жилыми помещениями в случае наличия такового права.

С учетом положений п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в случае наличия у Максимова Ю.В. при увольнении с военной службы выслуги 10 лет и более в календарном исчислении и не обеспечения жилым помещением по последнему месту службы, он должен был на момент исключения из списков личного состава состоять в списке очередников на получение жилого помещения, и только в этом случае заявитель подлежал бы обеспечению жилым помещением в установленном Законом порядке.В случае не включения в списки очередников по вине командования войсковой части военнослужащего Максимова Ю.В. на постоянное жилье, Максимов Ю.В. должен был в порядке главы 25 ГПК РФ обжаловать действия или бездействия командования войсковой части, связанные с исключением из списков личного состава без оставления в списках очередников. Таким образом, в случае не обращения в суд с обжалованием действий командования войсковой части Максимов Ю.В. был согласен с увольнением без обеспечения жильем.Максимов Ю.В, не приобрел права на обеспечение постоянным жильем по линии Министерства обороны РФ.

Из представленных суду справок следует, что согласно переданных архивных данных АИС «Учет» военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади, Максимов Ю.В. не значится, сведений о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Едином реестре учета военнослужащих нет, учетное дело в отношении Максимова Ю.В. в ФГКУ Центррегионжилье» не передавалось.

В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном порядке.

На момент увольнения Максимова Ю.В. с военной службы (с учетом применения законодательства во времени) действовал Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, регулировавший общий порядок реализации права на жилье. Постановление Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года устанавливающее порядок постановки на учет и предоставлении жилых помещений в избранном месте жительства, приказ МО РФ № 80 от 15.02.2000 года, регламентирующий порядок постановки на учет и предоставление жилых помещений по месту прохождения службы.

Максимов Ю.В. приказом командира войсковой части был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службы и исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения. В период прохождения военной службы Максимов Ю.В. состоял в браке с М.Л., которая являлась военнослужащим войсковой части и была уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Брак между Максимовым Ю.В. и М.Л.был расторгнут. М.Л. заключила брак с М.В. и сменила фамилию на М.

Нуждающимися в жилых помещениях, на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ, могли быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения, военнослужащему к моменту увольнения необходимо было обладать статусом нуждающегося в получении жилья. Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Истцом не представлены доказательства обращения им до увольнения с военной службы к командованию по вопросу постановки на учет нуждающихся в порядке, определенном Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80, принятия жилищной комиссией решения о признании истца нуждающимся в жилом помещении, включении истца в список очередников на получение жилых помещений, внесении данных в автоматизированную систему «Учет».

Приказ об исключении истца из списков личного состава воинской части не содержит указание на оставление его в списках очередников на получение жилого помещения. Таким образом, истцом был нарушен порядок обращения к органу, осуществляющему постановку на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не вправе после увольнения с военной службы требовать обеспечения его жильем от Министерства обороны РФ. Максимовым Ю.В. не применен заявительный (досудебный) порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать в судебном порядке признание за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил права состоять на учете для получения жилого помещения в избранном месте жительства.

Доводы Максимова Ю.В. о наличии права на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (наличие общей продолжительности военной службы более 10 лет) не являются основанием для разрешения в судебном порядке вопроса о постановке его на учет для получения жилья, поскольку необходимым условием для реализации данного права является соблюдение определенного законом порядка, который установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентировавшими в тот период времени порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в соответствии с которыми право на обеспечение военнослужащих жильем может возникнуть только при условии совершения ими определенных действий, направленных на реализацию данного права в течение определенного срока (до утраты статуса военнослужащего, предоставляющего гарантии в области обеспечения жилищных нрав).

Из содержания ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ распространяются только на военнослужащих, в связи с чем признание нуждающимся в получении жилья с соответствующей постановкой на учет в федеральном органе исполнительной власти должно быть произведено исключительно в период прохождения военной службы, до утраты гражданином статуса военнослужащего. Применение специальных норм основано на положениях части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан осуществляется по правилам данного Кодекса лишь в том случае, если нормативным правовым актом не установлен иной порядок.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года № 405-ФЗ) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств па приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

М.Л. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с Максимовым Ю.В., что подтверждается справкой о заключении брака . Из материалов дела следует, что приказом командира войсковой части от 20.10.2003 года Максимов Ю.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом выслуга лет Максимова Ю.В. в Вооруженных Силах составила 26 лет 3 месяца.В период прохождения военной службы Максимову Ю.В., как военнослужащему, и членам его семьи в составе 4 человек предоставлялось жилое помещение, что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени в данной квартире зарегистрированы по месту жительства: Максимов Ю.В., М.Л., М.А., М.И., что подтверждается выпиской из финансового-лицевого счета, которые занимают данную квартиру на условиях социального найма.

Согласно свидетельства о расторжении брака брак между Максимовым Ю.В. и М.Л. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года.ДД.ММ.ГГГГ М.Л. заключила брак с М.В.., после регистрации брака жене присвоена фамилия М.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы), обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1054 от06.09.1998 года установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 7 вышеуказанных Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Порядок учета военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) на день увольнения истца с военной службы регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ. утвержденной приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года.

В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной формеи внесением информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Согласно п. 27 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Пункт 28 Инструкции устанавливает, что военнослужащие, поставленные на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), включаются в списки очередников на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к котором) прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции.

На основании ст. 30 Инструкции ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета.

Приказ Министра обороны РФ Х° 80 от 15 февраля 2000 года утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1297.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией иди жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

В настоящее время порядок признания военнослужащих, нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ помещений но договору социального найма и служебных жилых помещений»

Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, для признания военнослужащих- граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление с приложением необходимых документов.

В настоящее время уполномоченным органом Министерства обороны РФ, в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года, по жилищным вопросам является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его структурные подразделения, в том числе и ФГКУ «Центррегионжилье», на которые возложены функции но признанию, восстановлению военнослужащих в единый реестр военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Анализируя приведенное законодательство следует, что в настоящее время, как и ранее, для признания военнослужащего нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе по избранному месту жительства, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (рапортом) с приложением необходимого пакета документов, то есть признание военнослужащего нуждающимся носит заявительный характер.

Однако, установлено, что Максимов Ю.В. в периоды прохождения военной службы, увольнения с военной службы и после увольнения с военной службы, в том числе после расторжении брака, в уполномоченные на тот период времени органы с соответствующими заявлением (рапортом) и необходимым пакетом документов о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечением жилым помещением по избранному месту жительства не обращался.

По данным ФГКУ «Центррегионжилье» по состоянию на 19.02.2015 года, согласно переданных архивных данных АИС «Учет» военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади, Максимов Ю.В. не значится, сведений о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Едином реестре учета военнослужащих нет, 63 ЭТК учетное дело в отношении Максимова Ю.В. в ФГКУ «Центррегионжилье» не передавалось.

Приказ об исключении Максимова Ю.В. из списков личного состава части, также не содержит указание о его праве на оставление в списках очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения. Данные, указанные в листе беседы и рапорте на увольнение не содержат указаний на желание Максимова Ю.В. быть обеспеченным по избранному им месту жительства.Доказательств обратного суду не представлено.Таким образом, самостоятельным правом быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства в соответствии с действующим законодательством, Максимов Ю.В. не воспользовался.

Обосновывая заявленные требования о признании за истцом право на включение Максимова Ю.В. и членов его семьи в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, истец указывает на факт признания истца нуждающимя в улучшении жилищных условий и наличии самостоятельного права истца на момент увольнения с военной службы на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Однако, суду не представлено достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии права Максимова Ю.В. и членов его семьи на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.

Полагает, что суд, при разрешении настоящего иска не вправе самостоятельно устанавливать обстоятельства наличия права Максимова Ю.В. на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства с даты 17.01.2009 года.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе супруг (супруга).Из смысла указанной нормы закона следует, что бывшие супруги не относятся к членам семьи военнослужащего.

Максимов Ю.В. перестал быть членом семьи военнослужащей М.Л. с момента расторжения брака, именно с данного момента он утратил право, как член семьи военнослужащего, на обеспечение жилым помещением.

Таким образом, ФГКУ «Центррегионжилье» не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации ЗАТО Манаков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок. Представил отзыв, в котором указано следующее. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребыванияна военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятими и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади на одного человека.

В соответствии с Правилами о порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, одной из категорий лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства за счёт средств федерального бюджета являются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более календарном исчислении, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Таким образом, Максимов Ю.В. и члены его семьи имеют право на признание нуждающимися в получении жилого помещения по причине избрания постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Следовательно, они имеют право и на получение жилого помещения по избранному месту жительства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Максимов Ю.В. в соответствии с приказом командира войсковой части по личному составу от 20.10.2003 года, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», был уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Согласно выписки из приказа командира войсковой части от 02.02.2004 года, на момент увольнения звание и должность Максимова Ю.В. - <данные изъяты>. Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет 27 лет 6 месяцев 9 дней. С 16.02.2004 года исключен из списков личного состава части.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В судебном заседании установлено, что с 17.04.1996 года истец проживает с М.Л.. М.А., М.И. в <адрес>. Договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда заключен ДД.ММ.ГГГГ года.

В силу п. «д» ст.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Принимая во внимание, что никаких действий по обмену, мене, купле-продаже, дарению жилья Максимов Ю.В. не производил. При таких обстоятельствах, оснований для не признания Максимова Ю.В. нуждающимся в получении жилых помещений, не имелось и не имеется.

Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Факт того, что истец состоял в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства, подтверждается протоколом жилищной комиссии от 17.01.2009 года и протоколом жилищной комиссии от 27 апреля 2010 года, утвержденными командиром войсковой части К., а также списками военнослужащих (граждан), нуждающихся в отселении, на 3-х - 4-х-комнатные квартиры, подписанными начальником 63 ЭТК (войсковая часть 63630).

В материалах дела имеется копия заявления на имя председателя жилищной комиссии войсковой части , согласно которого истец Максимов Ю.В. обращался с рапортом на обеспечение жильем по избранному месту жительства 13 октября 2004 года. Избранное место жительства - города Красноярск. Указанное заявление было принято войсковой частью 14 октября 2004 года. На основании указанного заявления Максимов Ю.В. был включен в список на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства с 17.01.2009 года на трех-четырех комнатную квартиру.

Таким образом, суд считает, что факт нахождения Максимова Ю.В. в списках и признания истца нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства являются установленными.

Согласно ст. 13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, обращался с рапортом на обеспечение его жильем по избранному месту жительства и признан нуждающимся в отселении с 17.01.2009 года, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Максимова Ю.В. являются законными и обоснованными и он должен быть включен в единый реестр.

Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

Таким образом, за Максимовым Ю.В. должно быть признано право на включение его в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с 17.01.2009 года.

Руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Максимова Ю.В. удовлетворить.

Признать за Максимовым Ю,В. право на включение его и членов семьи Максимова Ю,В. в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с 17 января 2009 года.

Обязать ФГКУ Министерства обороны Российской Федерации «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (Департамент Жилищного обеспечения МО РФ) после получения от войсковой части документов, определенных приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, включить Максимова Ю,В. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет - 17 января 2009 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено и подписано 24 августа 2015 года.

     

      

Председательствующий      Л.В. Жулидова

2-918/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МАксимов Ю.В.
Ответчики
войсковая часть 32441
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ"
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
ujur.krk.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Передача материалов судье
08.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2015Подготовка дела (собеседование)
27.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее