Учет №120а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
5 марта 2019 года город КазаньСудебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Мочаловой Р®.Р ., Сайдашевой Р.Р .,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Спринт» и постановлено определить кадастровую стоимость:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 1 146 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 938 574 рубля;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 9 743 квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 7784 657 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 мая 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований к исполнительному комитету муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отказать,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Спринт» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований указало, что является собственником:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 1 146 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы) площадью 9 743 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года №2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» в размере 2494704 рубля 48 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 21426026 рублей 16 копеек.
Полагая эту стоимость явно завышенной, ООО «Спринт» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 238000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 2024000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2016 года.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости земельных участков составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельных участков.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· материалов дела следует, что административным истцом СЃСѓРґСѓ представлен отчет в„–023-18 РѕС‚ 20 апреля 2018 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный РћРћРћ «АртРеал» РїРѕ инициативе административного истца, согласно которому рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° составила 238000 рублей, рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 15 декабря 2016 РіРѕРґР° составила 2024000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 5 сентября 2018 РіРѕРґР° РїРѕ ходатайству представителя Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета в„–023-18 РѕС‚ 20 апреля 2018 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного РћРћРћ «АртРеал» РїРѕ инициативе РћРћРћ «Спринт», требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РїРѕ делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту РћРћРћ «Ди СЌРЅРґ РР» Оценка» Желновой Р›.Рњ.
Согласно заключению эксперта №3а-583/2018/ОО от 12 ноября 2018 года представленный административным истцом отчет №023-18 от 20 апреля 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом рыночная стоимость спорных земельных участков, которая согласно отчету составила 238000 рублей и 2024000 рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 938 574 рубля, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 15 декабря 2016 года в размере 7784 657 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта №3а-583/2018/ОО, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё