Судья Яковлева Л.М. Дело № 33-102/2019
Докладчик Леснова Р.РЎ.
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина Р’.Р.,
судей Лесновой Р.РЎ., Скипальской Р›.Р.,
РїСЂРё секретаре Рвашкиной Р•.Р’.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании 16 января 2019 Рі. РІ Рі.Саранске гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Ежовой Рћ.Рџ. Рє Федеральному казенному учреждению Рсправительная колония в„– 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рѕ признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ части снятия СЃ очереди РЅР° улучшение жилищных условий Рё восстановлении РІ списках нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, Рѕ признании незаконным протокола заседания жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ части отказа РІРѕ включении РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан, РїРѕ апелляционной жалобе представителя Управление Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Устинова Р’.Р›. РЅР° решение Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского районного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 15 октября 2018 Рі.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Лесновой Р.РЎ., судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Верховного РЎСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ
установила:
Ежова Рћ.Рџ. обратилась СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Федеральному казенному учреждению Рсправительная колония - 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее – ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее - УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ) Рѕ признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ части снятия СЃ очереди РЅР° улучшение жилищных условий Рё восстановлении РІ списках нуждающихся РІ улучшении жилищных условий, Рѕ признании незаконным протокола заседания жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ части отказа РІРѕ включении РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан.
Р’ обоснование заявления Ежова Рћ.Рџ. указала, что РѕРЅР° служила РІ органах уголовно-исполнительной системы СЃ 24 РёСЋРЅСЏ 1998 Рі. РїРѕ 20 РёСЋРЅСЏ 2017 Рі. Рё уволена СЃРѕ службы РїРѕ достижении предельного возраста пребывания РЅР° службе, выслуга составила 19 лет 6 месяцев 13 дней. Решением жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Учреждения Р–РҐ-385/5 РѕС‚ 14 января 1999 Рі, РѕРЅР° поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ улучшении жилищных условий СЃ 15 июля 1998 Рі., как проживающая РІ общежитии. Решением жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 24 мая 2018 Рі. в„– 2 РѕРЅР° признана участником РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ мероприятия «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем Рё коммунальными услугами граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ 2019 Рі. (далее – «Основное мероприятие»). Однако решением жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 июля 2018 Рі. в„– 5 постановка истца РЅР° учет признана необоснованной Рё отказано РІРѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан –участников указанного «Основного мероприятия» РІ 2019 Рі. РїРѕ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, документы направлены ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ для рассмотрения РІРѕРїСЂРѕСЃР° правомерности нахождения Ежовой Рћ.Рџ. РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ -5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 28 августа 2018 Рі. в„– 5 Ежова Рћ.Р’. была снята СЃ соответствующего учета РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РєРѕ времени постановки РЅР° учет РѕРЅР° проживала РІ общежитии менее трех лет. Просила СЃСѓРґ СЃ учетом дополнений признать незаконными протокол жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 июля 2018 Рі. в„– 5 РІ части отказа РІРѕ включении РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан участников «Основного мероприятия» Рё протокола жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 28 августа 2018 Рі. в„– 5 РІ части исключения Ежовой Рћ.Рџ. РёР· СЃРїРёСЃРєР° очередности РЅР° улучшение жилищных условий, незаконными. Обязать ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ восстановить её РІ списках граждан, состоящих РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё обязать жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ включить её РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан участников «Основного мероприятия» РІ 2019 Рі. РїРѕ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, СЃ составом семьи 4 человека.
Решением Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянского районного СЃСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 15 октября 2018 Рі. исковые требования Ежовой Рћ.Рџ. удовлетворены. РЎСѓРґРѕРј постановлено признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 28 августа 2018 Рі. в„– 5 РІ части исключения Ежовой Рћ.Р’. РёР· СЃРїРёСЃРєР° очередности РЅР° улучшение жилищных условий.
Обязать ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ восстановить Ежову Рћ.Рџ. РІ списках граждан состоящих РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ улучшении жилищных условий РїРѕ ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ СЃ даты фактической постановки РЅР° учет СЃ 15 июля 1998 Рі., СЃ составом семьи РёР· трех человек.
Признать незаконным протокол заседания жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 июля 2018 Рі. в„– 5 РІ части отказа РІРѕ включении РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан участников «Основного мероприятия».
Обязать жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ включить Ежову Рћ.Рџ. РІ сводный СЃРїРёСЃРѕРє граждан – участников РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ мероприятия «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем Рё коммунальными услугами граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ 2019 Рі. РїРѕ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, СЃ составом семьи 4 человека.
РќРµ согласившись СЃ принятым РїРѕ делу решением представитель УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Устинов Р’.Р›. РІ апелляционной жалобе считает его незаконным, необоснованным Рё подлежащим отмене, поскольку СЃСѓРґРѕРј неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. РЎСѓРґРѕРј РЅРµ учтен тот факт, что Ежова Рћ.Рџ. была поставлена РЅР° учет РІ качестве нуждающейся РІ улучшении жилищных условий РЅР° три РіРѕРґР° раньше, чем это должно быть осуществлено РІ соответствии СЃ Постановлением РЎРѕРІРјРёРЅР° РњРђРЎРЎР Рё Президиума облсофпрофа РѕС‚ 3 декабря 1984 Рі. в„– 518. РЎСѓРґ РЅРµ учел РЅРѕСЂРјС‹ статьи 56 часть 1 РїСѓРЅРєС‚ 6 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – Р–Рљ Р Р¤), РІ соответствии СЃ которой граждане снимаются СЃ учета РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях РІ случая выявления РІ представленных документах РІ орган, осуществляющий принятие РЅР° учет, сведений, РЅРµ соответствующих действительности Рё послуживших основанием принятия РЅР° учет, Р° также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие РЅР° учет, РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ принятии РЅР° учет. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° отменить Рё РІ удовлетворении исковых требований истцу отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Варданян Р.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца Варданян Р.С не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял.
Представитель ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рё Рё третье лицо Ежов Рџ.Рџ. РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, РїСЂРѕСЃСЏС‚ дело рассмотреть РІ его отсутствие.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Ежовой Рћ.Рџ., представителя УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Аверкиной Р.Р’., третьего лица Ежова Рџ.Рџ., РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, Ежова Рћ.Рџ. проходила службу РІ органах уголовно-исполнительной системы СЃ 24 РёСЋРЅСЏ 1998 Рі. РїРѕ 20 РёСЋРЅСЏ 2017 Рі., Р° именно РІ Учреждении Р–РҐ-385/5, РІ дальнейшем переименованном РІ ФБУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Р° затем переименованном РІ ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, РІ том числе СЃ 22 июля 2016 Рі. РїРѕ 14 сентября 2016 Рі. РІ ФКУ РРљ - 13 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, её выслуга составила 19 лет 6 месяцев 13 дней.
РР· учетного дела Ежовой Рћ.Рџ. следует, что РѕРЅР° 15 июля 1998 Рі. подала рапорт РЅР° РёРјСЏ начальника Р–РҐ-385/5 Рѕ постанове РЅР° учет РІ очередь РЅР° улучшение жилищных условий СЃ семьей 3 человека, проживает РІ общежитии Рё РЅР° основании протокола заседания жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 14 января 1999 Рі. РѕРЅР° поставлена РЅР° жилищный учет СЃ 15 июля 1998 Рі. РїРѕРґ регистрационным номером 5.
Согласно спискам очередности граждан РЅР° получение, расширение Рё улучшение жилищных условий РїРѕ состоянию РЅР° 2002 Рі., 1 апреля 2010 Рі., 2016 Рі., 1 июля 2017 Рі., 1 РёСЋРЅСЏ 2018 Рі. РїРѕ Учреждению Р–РҐ-385/5, ФБУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Ежова Рћ.Рџ. состоит РІ указанной очереди СЃ 15 июля 1998 Рі. СЃ составом семьи 3 человека, проживает РІ общежитии.
РќР° основании решения жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 24 мая 2018 Рі. в„– 2 Ежова Рћ.Рџ. признана участником РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ мероприятия «Выполнение государственных обязательств РїРѕ обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем Рё коммунальными услугами граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ 2019 Рі.
РР· справки, выданной Р—СѓР±РѕРІРѕ-Полянским производственным участком филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТРВ» РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„– 218 РѕС‚ 18 августа 2018 Рі. уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, сведений Рѕ наличии зарегистрированной Р·Р° Ежовой Рћ.Рџ. Рё членами её семьи жилого помещения РЅРµ имеется.
Согласно справки администрации Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 19 июня 2018 г. № 604 Ежова О.П. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> общежитие, с составом семьи 4 человека.
Решением жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 6 июля 2018 Рі. в„– 5 постановка Ежовой Рћ.Рџ. РЅР° учет признана необоснованной Рё отказано РІРѕ включении РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан –участников указанного «Основного мероприятия» РІ 2019 Рі. РїРѕ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, документы направлены ФКУ РРљ - 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ для рассмотрения РІРѕРїСЂРѕСЃР° правомерности нахождения Ежовой Рћ.Рџ. РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ФКУ РРљ -5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РѕС‚ 28 августа 2018 Рі. в„– 5 постановлено, что Ежова Рћ.Р’. неправомерно находится РЅР° учете нуждающихся РІ улучшении жилищных условий Рё снята СЃ соответствующего учета РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РєРѕ времени постановки РЅР° учет РѕРЅР° проживала РІ общежитии менее трех лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имелось достаточных оснований для снятия истца с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку при постановке её на учет в июле 1998 г. истец недостоверных сведений относительно своей нуждаемости в улучшении жилищных условий не предоставлял, кроме того, такое дополнительное условие для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как длительность проживания, в отношении граждан, проживающих в общежитиях (пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР(далее ЖК РСФСР) законодателем не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Согласно статье 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет истца, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
В соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР, пунктом 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСРот 31 июля 1984 г. N 335 право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи кодекса.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 г., право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях часть 1 статьи 56 ЖК РФ называет случай выявления в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу приведенной нормы материального права, каждое из названных в ней условий является достаточным для принятия решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, как правильно, указал суд первой инстанции, не любые нарушения, допущенные должностными лицами при принятии решения о постановке гражданина на учет, являются достаточными для снятия гражданина с учета. Неправомерность таких действий должна иметь своим следствием незаконную постановку гражданина на учет, т.е. постановку гражданина на учет при отсутствии у него права быть принятым на учет в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия решения о принятии на учет. Формальные нарушения со стороны должностных лиц не могут являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
Ссылка ответчика на постановление Совмина МАССРи Президиума облсовпрофа от 03 декабря 1984 № 525, которым были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР(далее Правил), а именно на пункт 7 подпункт «д», которым предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие свыше 3 лет в общежитиях, за исключением определенных категорий лиц, необоснованна.
При этом ответчик не учел правовую позицию, изложенную в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. (дело N КАС03-413), предусматривающей, что в соответствии с пунктом 5 статьи 29 ЖК РСФСРнуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В названной норме урегулированы вопросы о конкретном основании для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание в общежитии, за исключением...) и об условиях такого проживания. Возможность введения в качестве дополнительного условия к основанию признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий какого-либо срока проживания в общежитии не предусмотрена, в отличие от пункта 6 статьи 29 ЖК РСФСР, в котором законодатель обусловил конкретное основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (проживание граждан на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда...) необходимостью учета длительности такого проживания.
Таким образом, законодатель в качестве дополнительного условия для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий длительность проживания предусмотрел лишь в отношении граждан, проживающих на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда (пункт 6 статьи 29 ЖК РСФСР), не установив такого условия в отношении граждан, проживающих в общежитиях (пункт 5 статьи 29 ЖК РСФСР). В связи с этим пункт 7 Правил в оспариваемой части издан в 1984 г. с превышением полномочий, неправомерно введено дополнительное условие для признания граждан, проживающих в общежитиях, нуждающимися в улучшении жилищных условий, срок проживания таких граждан в общежитии не менее 3 лет, ограничившее права указанных граждан на постановку на учет, а следовательно, и на предоставление жилых помещений.
Довод апеллянта о том, что до момента постановки Ежовой О.П. в очередь неправомерность действий должностных лиц выразилась в невыполнении условий о трехлетнем проживании истца в общежитии, основан на неправильном толковании нор материального права, поскольку в силу части 2 статьи 11 ГПК РФ положения подпункта «д» пункта 7 Правил в части установления трехлетнего срока проживания в общежитии не могли применяться на момент постановки истца на учет, так как противоречили нормативному правовому акту, имеющему наибольшую юридическую силу, а именно пункту 5 статьи 29 ЖК РСФСР.
Судебная коллегия соглашается СЃ данными выводами СЃСѓРґР° первой инстанции, поскольку РѕРЅРё соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям РЅРѕСЂРј материального, процессуального права Рё считает, что РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отмены правильного РїРѕ существу решения, поскольку РІСЃРµ РѕРЅРё СѓР¶Рµ были предметом исследования, оснований для РёРЅРѕР№ РёС… оценки РЅРµ имеется, РєСЂРѕРјРµ того основаны РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Устинова В.Л.- без удовлетворения.
Председательствующий Р’.Р. Литюшкин
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Леснова
Р›.Р. Скипальская