ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Черный Яр Астраханской области 20 декабря 2022 года
Черноярский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при секретаре Сабуровой Э.Э.,
с участием прокурора – помощника прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М.,
защиты в лице адвоката Заикиной Л.Р., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение №,
подсудимого Глухова Ю.В.,
представителя потерпевшего ФИО5,
рассмотрев в закрытом предварительном судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Глухова Юрия Васильевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного расследования Глухов Ю.В. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ, а именно в том, что имея преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, на протяжении времени примерно с конца января 2021 года по ДД.ММ.ГГГГ около трех раз прибывал на участок местности, расположенный примерно в 100 метрах в восточном направлении от <адрес>, где из корыстных побуждений, не имея соответствующего разрешения от администрации МО «Черноярский сельсовет» с помощью бензопилы марки «Partner» осуществил вырубку зеленых насаждений в виде деревьев породы «тополь» сухостойный в количестве 6 штук общей стоимостью 140 рублей, «тополь» сырорастущий в количестве 3 штук общей стоимостью 3300 рублей, «ясень» сухостойный в количестве 12 штук общей стоимостью 5874 рубля, «ясень» сырорастущий в количестве 30 штук общей стоимостью 889650 рублей, принадлежащих администрации МО «Черноярский сельсовет». В последующем Глухов Ю.В. стволы деревьев породы «тополь» и «ясень» распилил на части, которые погрузил в автомобиль, перевез по месту своего жительства и распорядился ими по своему усмотрению, причинив администрации МО «Черноярский сельсовет» материальный ущерб в крупном размере на общую сумму 898964 рубля.
В предварительном судебном заседании судом на обсуждение сторон поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М. выразила согласие на возращение уголовного дела прокурору по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.
Обвиняемый Глухов Ю.В. и его защитник Заикина Л.Р. в судебном заседании полагали необходимым возвратить уголовное дело прокурору, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушениями требований УПК РФ.
Представитель потерпевшего ФИО5 оставила рассмотрение вопроса о возвращении уголовного дела прокурору на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что данное уголовное дело подлежит возвращению прокурору по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ обвинительное заключение должно содержать существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, а также формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление.
Таким образом, по смыслу закона обвинительное заключение следует считать соответствующим требованиям уголовно-процессуального закона, если в нем изложены все предусмотренные законом обстоятельства, в том числе существо обвинения с указанием в полном объеме данных, подлежащих доказыванию и имеющих значение для дела.
Как следует из обвинительного заключения, Глухов Ю.В. обвиняется в совершении тайного хищения путем вырубки без соответствующего разрешения как сухостойных, так и сырорастущих деревьев, произраставших на участке местности, расположенном в 100 м. в восточном направлении от <адрес>.
Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.
Таким образом, рубка сырорастущих нелесных насаждений может быть квалифицирована с учетом установленных фактических обстоятельств дела и как хищение чужого имущества, и как экологическое преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ.
Основным критерием разграничения предмета преступления против собственности (ст. 158 УК РФ) и предмета экологического преступления (ст. 260 УК РФ), исходя из вышеприведенных разъяснений выше норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, является категория земельного участка, на которым произрастали срубленные деревья, его целевое назначение. Установление указанного обстоятельства позволяет определить функцию, которую выполняли данные насаждения – экологическую или экономическую (являлись объектом товарного оборота) и дать правильную квалификацию действиям обвиняемого.
Вместе с тем, из обвинения, предъявленного Глухову Ю.В., не следует, на земельном участке какой категории произрастали срубленные им сырорастущие деревья, для каких целей используется данный земельный участок.
В то же время, согласно сведениям, содержащимся в обвинительном заключении, данный земельный участок относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находится в ведении МО «Черноярский сельсовет», относится к категории земель – земли населенных пунктов и расположен в территориальной зоне смешанной жилой застройки и зоне озеленения, произрастающие на данном земельном участке насаждения относятся элементами благоустройства и озеленения. Указанные обстоятельства дают основания полагать, что деревья, произрастающие на данном земельном участке, обладают свойствами природного объекта, выполняющего экологическую функцию, и относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ.
Таким образом, суд находит, что обвинительное заключение не содержит полного описания деяния, инкриминируемого Глухову Ю.В., в нем не приведены обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, не конкретизировано место совершения преступления, позволяющие определить, что преступное посягательство, связанное с незаконной рубкой деревьев, было направлено именно на хищение сырорастущих нелесных насаждений.
Отсутствие в обвинительном заключении сведений об обстоятельствах, подлежащих обязательному установлению при обвинении лица в совершении преступления и имеющих значение для дела, исключает возможность рассмотрения уголовного дела на основании данного обвинительного заключения, поскольку неконкретизированность предъявленного обвинения ущемляет право обвиняемого знать, в чем он конкретно обвиняется и нарушает его право на защиту.
Поскольку имеющееся в материалах дела обвинительное заключение исключает принятие судом на его основе итогового решения по делу, то в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ это влечет необходимость возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, так как указанное нарушение является существенным и, как связанное с уточнением обвинения в части обстоятельств, имеющих существенное значение при доказывании, не может быть устранено судом в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранная Глухову Ю.В., с учетом обстоятельств дела и данных о личности подсудимого, отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 3 ░░. 158 ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░