Решение по делу № 2-439/2024 от 01.07.2024

№ 2-439/2024                        

56RS0041-01-2024-000591-22

Решение

Именем Российской Федерации

31 октября 2024 года                             с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Устименко Е.А.,

при секретаре Потемкиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Каргиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противодействии терроризму,

установил:

прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в структурных подразделениях муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» (далее – МБУК «ТМИДО»).

В ходе проверки выявлено, что обособленное структурное подразделение МБУК «ТМИДО», а именно сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет» (свидетельство о праве собственности серия 56-АВ 004327 от 17.03.2014).

МБУК «ТМИДО» и администрацией муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет 10.01.2022 заключен договор безвозмездного пользования вышеуказанным помещением.

Договором предусмотрено, что устранение нарушений недостатков, относящихся к конструкции здания, состоянию инженерной системы и системы безопасности возлагается на администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет.

Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, при этом решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет требований законодательства к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, что влечет за собой нарушение прав граждан по созданию безопасных условий пребывания граждан в учреждениях.

Просили обязать администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>

В последующем истец заявленные требования уточнил и просил обязать МБУК «ТМИДО» в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>;

обязать администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на оборудование системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>

Протокольными определениями от 15.08.2024, 28.08.2024, 15.10.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрация муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования – отдел культуры Тоцкого района Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор Каргина Л.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков – администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, третьего лица – отдела культуры Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Направили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, в редакции от 05.03.2022, (далее Требования).

Согласно п. 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Пунктами 20 - 29 Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.

Согласно подп. "з" п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2024 администрация муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области является собственником здания, расположенного по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, с. Павло-Антоновка, ул. Центральная, д.3б.

10.01.2022 между администрацией муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (ссудодатель) и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано МБУК «ТМИДО» в безвозмездное пользование в том числе для создания условий для обеспечения жителей поселения услугами по организации досуга и услугами по организации культуры.

На основании п. 2.3.2. ссудополучатель вправе требовать от ссудодателя устранения недостатков помещения, выявленных при осмотре контролирующими органами, если указанные недостатки относятся к конструкции здания, состоянию инженерных систем и систем безопасности.

Прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической деятельности в помещении клуба, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования и категорирования объектов (территорий) в сфере культуры на территории Тоцкого района от 23.01.2023 и паспорту безопасности Павло-Антоновского центра досуга, данный клуб не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку антитеррористическая незащищенность объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта.

С учетом изложенного, не оборудование помещения клуба системой экстренного оповещения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на антитеррористическую защищенность, в связи с чем, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пп. 7.1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Судом установлено, что фактически правообладателем спорного здания на праве безвозмездного пользования является МБУК «ТМИДО».

В силу п. 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В соответствии с п. 2.3.2. договора безвозмездного пользования от 10.01.2022 ссудополучатель вправе требовать от ссудодателя устранения недостатков помещения, выявленных при осмотре контролирующими органами, если указанные недостатки относятся к конструкции здания, состоянию инженерных систем и систем безопасности.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении ЧС должна быть возложена на муниципальное учреждение культуры, администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение о возложении на ответчика обязанности по исполнению решения суда, - в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования.

В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Как следует из пунктов 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 того же закона).

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в организации, осуществляющей культурно-досуговую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Из Устава МБУК «ТМИДО» следует, что ее учредителем является муниципальное образование Тоцкий район. Функции и полномочия учредителя выполняет отдел культуры администрации муниципального района Тоцкий район.

В соответствии с п. 5.7 раздела 5 Устава МБУК «ТМИДО» источником финансирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий; доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, обязанность по финансированию мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности муниципального учреждения лежит на его учредителе - органе местного самоуправления.

С учетом изложенного, на администрацию Тоцкого района необходимо возложить обязанность профинансировать в доме культуры работы по оборудованию системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении ЧС.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противодействии терроризм, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на оборудование системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья     Е.А. Устименко

Мотивированное решение суда составлено 13.11.2024

2-439/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области
Ответчики
Администрация МО Павло-Антоновский сельсовет
МБУК "Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение"
Администрация МО Тоцкий район
Другие
Отдел культуры администрации Тоцкого района
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Устименко Евгения Алексеевна
Дело на сайте суда
totsky.orb.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее