№ 2-439/2024
56RS0041-01-2024-000591-22
Решение
Именем Российской Федерации
31 октября 2024 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Устименко Е.А.,
при секретаре Потемкиной Т.А.,
с участием помощника прокурора Тоцкого района Оренбургской области Каргиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противодействии терроризму,
установил:
прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в структурных подразделениях муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» (далее – МБУК «ТМИДО»).
В ходе проверки выявлено, что обособленное структурное подразделение МБУК «ТМИДО», а именно сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес> не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет» (свидетельство о праве собственности серия 56-АВ 004327 от 17.03.2014).
МБУК «ТМИДО» и администрацией муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет 10.01.2022 заключен договор безвозмездного пользования вышеуказанным помещением.
Договором предусмотрено, что устранение нарушений недостатков, относящихся к конструкции здания, состоянию инженерной системы и системы безопасности возлагается на администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет.
Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, при этом решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет требований законодательства к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, что влечет за собой нарушение прав граждан по созданию безопасных условий пребывания граждан в учреждениях.
Просили обязать администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>
В последующем истец заявленные требования уточнил и просил обязать МБУК «ТМИДО» в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>;
обязать администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на оборудование системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>
Протокольными определениями от 15.08.2024, 28.08.2024, 15.10.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрация муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования – отдел культуры Тоцкого района Оренбургской области.
В судебном заседании прокурор Каргина Л.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков – администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, третьего лица – отдела культуры Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Направили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, в редакции от 05.03.2022, (далее Требования).
Согласно п. 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Пунктами 20 - 29 Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.
Согласно подп. "з" п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2024 администрация муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области является собственником здания, расположенного по адресу: Оренбургская область, Тоцкий район, с. Павло-Антоновка, ул. Центральная, д.3б.
10.01.2022 между администрацией муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (ссудодатель) и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано МБУК «ТМИДО» в безвозмездное пользование в том числе для создания условий для обеспечения жителей поселения услугами по организации досуга и услугами по организации культуры.
На основании п. 2.3.2. ссудополучатель вправе требовать от ссудодателя устранения недостатков помещения, выявленных при осмотре контролирующими органами, если указанные недостатки относятся к конструкции здания, состоянию инженерных систем и систем безопасности.
Прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической деятельности в помещении клуба, расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования и категорирования объектов (территорий) в сфере культуры на территории Тоцкого района от 23.01.2023 и паспорту безопасности Павло-Антоновского центра досуга, данный клуб не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку антитеррористическая незащищенность объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта.
С учетом изложенного, не оборудование помещения клуба системой экстренного оповещения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на антитеррористическую защищенность, в связи с чем, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп. 7.1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Судом установлено, что фактически правообладателем спорного здания на праве безвозмездного пользования является МБУК «ТМИДО».
В силу п. 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В соответствии с п. 2.3.2. договора безвозмездного пользования от 10.01.2022 ссудополучатель вправе требовать от ссудодателя устранения недостатков помещения, выявленных при осмотре контролирующими органами, если указанные недостатки относятся к конструкции здания, состоянию инженерных систем и систем безопасности.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении ЧС должна быть возложена на муниципальное учреждение культуры, администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение о возложении на ответчика обязанности по исполнению решения суда, - в течение четырех месяцев с момента поступления финансирования.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из пунктов 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 того же закона).
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в организации, осуществляющей культурно-досуговую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Из Устава МБУК «ТМИДО» следует, что ее учредителем является муниципальное образование Тоцкий район. Функции и полномочия учредителя выполняет отдел культуры администрации муниципального района Тоцкий район.
В соответствии с п. 5.7 раздела 5 Устава МБУК «ТМИДО» источником финансирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий; доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, обязанность по финансированию мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности муниципального учреждения лежит на его учредителе - органе местного самоуправления.
С учетом изложенного, на администрацию Тоцкого района необходимо возложить обязанность профинансировать в доме культуры работы по оборудованию системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или при возникновении ЧС.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противодействии терроризм, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение», администрацию муниципального образования Павло-Антоновский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в срок до 01.06.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Тоцкое межпоселенческое информационно-досуговое объединение» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на оборудование системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Устименко
Мотивированное решение суда составлено 13.11.2024