дело № 33-10673/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей: Тактаровой Н.П., Гросс И.Н.,
при секретаре Поповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-852/2023 по иску Юринова Евгения Николаевича к Министерству труда и социального развития Ростовской области, Управлению социальной защиты населения города Батайска о понуждении предоставить текст опубликованного законодательного акта, об оспаривании применения бюджетного стандарта в небюджетных целях по апелляционной жалобе Юринова Евгения Николаевича на решение Батайского городского суда Ростовской области от 21 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия,
установила:
Юринов Е.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения города Батайска о понуждении предоставить текст официально опубликованного законодательного акта, об оспаривании применения бюджетного стандарта в не бюджетных целях, указав, что является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получает меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности, ему выплачивается ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По мнению истца, расчет данной компенсации осуществляется неправильно, исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м., тогда как существует региональный стандарт нормы площади жилого помещения для одиноко проживающего человека в размере 33 кв.м., что приводит к увеличению его текущих расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истец обратился к ответчику с целью получения законодательного акта, которым указано на обязательное применение при определении размера мер социальной поддержки исключительно Постановления Правительства Российской Федерации № 541 от 29.08.2005г., одно такой закон отсутствует и не был предоставлен истцу.
Юринов Е.Н. настаивает, что применение положений Постановления Правительства Российской Федерации № 541 от 29.08.2005г. возможно только в целях определения размера межбюджетных трансферов, но не при расчете предоставления мер социальной поддержки.
Истец ссылается на письма МТиСР Российской Федерации, ответы МТиСР Ростовской области, в которых указано, что у одиноко проживающего инвалида не установлены ограничения социальными нормами жилья при предоставлении компенсаций.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил суд обязать ответчика представить ему текст официально опубликованного федерального законодательного акта, разрешающего использование в целях определения объема мер социальной поддержки к физическим лицам бюджетного стандарта, установленного пп. "в" п.1 Постановления правительства РФ №541 от 29 августа 2005 года вместо стандартов социальных площадей жилья, указанных для семей разной численности в других законодательных актах. Также, просил в случае не предоставления такого законодательного акта признать и подтвердить незаконность применения бюджетного стандарта в не бюджетных целях.
Протокольным определением от 1.03.2023 года на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 21 марта 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Юринова Е.Н.
В апелляционной жалобе Юринов Е.Н. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Заявитель полагает, что судом фактически разрешались не исковые требования, а иные вопросы, не связанные с предоставлением истцу законодательного акта разрешающего использование бюджетного стандарта во внебюджетных целях. Исковые требования судом не рассматривались. В решении суда не отражено признание ответчика, что запрашиваемый законодательный акт не существует.
Повторяя доводы, изложенные в обоснование иска, Юринов Е.Н. ссылается на ответы МТСР Ростовской области и настаивает, что применение положений Постановления Правительства Российской Федерации № 541 от 29.08.2005г. возможно только в целях определения размера межбюджетных трансферов, но не при расчете предоставления мер социальной поддержки.
Заявитель указывает на неверное наименование в решении суда нормативного акта.
Министерство труда и социального развития Ростовской области поданы возражения.
Юринов Е.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков просили решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд исходил из того, что возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членам их семей регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Юринов Е.Н. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В частности, истец является получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с названным Законом.
Юринов Е.Н. проживает один в принадлежащей ему квартире в городе Батайске общей площадью 37,8 кв.м., в том числе жилой 18,9 кв.м.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% предоставляется Юринову Е.Н. исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного гражданина.
Истец, не соглашаясь с порядком расчета ежемесячной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, обратился к ответчику с требованием произвести расчет указанной компенсации согласно региональному стандарту, а также с требованием предоставить законодательный акт, который позволяет применять федеральный стандарт к осуществляемым ему компенсационным выплатам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд проанализировал положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, постановления Правительства РО от 05.07.2012 N 593, ст. 12 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ N 541 от 29.08.05 постановления Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542, постановления Правительства РФ от 12.12.2007 года N 861, установив, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Поскольку на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льгот обеспечивается с учетом федеральной социальной нормы площади жилья на гражданина, пострадавшего от радиационной катастрофы, и на каждого члена его семьи, а согласно порядку, установленному в Ростовской области, расчет компенсации осуществляется каждому получателю за одно жилое помещение, суд пришел к выводу, что возложение на ответчиков ответственности по обязательствам Российской Федерации, не обеспеченным финансовыми средствами, а также бремени изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет перераспределения средств внутри своего бюджета) незаконно, так как не предусмотрено действующим законодательством.
Отклоняя исковые требования об обязании ответчика предоставить законодательный акт, суд исходил из того, что УСЗН города Батайска неоднократно предоставлял истцу информацию обо всех принятых законодательных актах по предоставлению мер социальных гарантий с указанием даты, номера таких законодательных актов. Кроме того, суд отметил, что принимаемые правовые акты публикуются в установленном порядке в средствах массовой информации, сети Интернет. Каких-либо препятствий для ознакомления с текстами указанных актов истцу не создано.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находит их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая данным Законом и другими федеральными законами.
Меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 предусмотренным статьей 13 указанного Закона категориям граждан, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В Ростовской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан регламентируется Постановлением Правительства РО от 05.07.2012 N 593.
Вместе с тем, положения ст. 71 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относят к компетенции федеральных органов государственной власти принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты), контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.
Постановлением Правительства РФ N 541 от 29.08.2005г. «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в целях определения размера трансфертов, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади на 1 гражданина.
Пунктом 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 установлено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Порядок расчета и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены Методикой распределения субвенций и Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года N 861.
Согласно пункту 2 Методики распределения субвенций размер субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по соответствующей формуле, учитывающей федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилья на одного гражданина, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на один кв. м общей площади жилья в месяц по субъекту Российской Федерации, установленный Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ.
Из анализа указанных норм следует, что предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Ссылки Юринова Е.Н. на иные Постановления Правительства Российской Федерации, а также на ответы МТиСР не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные Постановления содержат стандарты, предусмотренные для предоставления выплат для приобретения жилых помещений, а не для компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. Ответы МТиСР указывают на право заявителя получать компенсацию без учета стандарта социальной нормы площади жилого помещения только как инвалиду на общих основаниях, а не как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возможность Применения положений Постановления Правительства Российской Федерации № 541 от 29.08.2005г. только в целях определения размера межбюджетных трансферов не опровергает правильность выводов суда о том, что размер мер социальной поддержки, выплачиваемых за счет федерального бюджета, не может превышать размер предоставленных субвенций, которые в свою очередь определяются в соответствии с указанным стандартом.
Кроме того, Постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно п.10 указанного положения расчет размера компенсации на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
На федеральном уровне реализация предусмотренных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льгот обеспечивается с учетом федеральной социальной нормы площади жилья на гражданина, пострадавшего от радиационной катастрофы, и на каждого члена его семьи. Согласно порядку, установленному в Ростовской области, расчет компенсации осуществляется каждому получателю за одно жилое помещение.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что возложение на ответчика ответственности по обязательствам Российской Федерации, не обеспеченным финансовыми средствами, а также бремени изыскания соответствующих средств на реализацию Закона (в том числе и за счет перераспределения средств внутри своего бюджета) незаконно, так как не предусмотрено действующим законодательством.
Вопреки доводам жалобы исковые требования рассмотрены судом исходя из существа заявленных требований с учетом оснований иска и пояснений истца, данных суду.
Наличие в решении суда описки в наименовании Постановления Правительства РО от 05.07.2012 N 593 основанием для отмены решения суда не является, так как она может быть исправлена в порядке ст. 200 ГПК Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене или изменению решения, поскольку направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 21 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юринова Евгения Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.06.2023 г.