в суде 1-й инстанции № 2-1536/2024
УИД 26RS0002-01-2023-002300-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 22 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шурловой Л.А.,
судей Савина А.Н., Чернышовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Соколовой И.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 мая 2024 года
по исковому заявлению Соколовой ФИО10 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты и государственного жилищного сертификата, обязании предоставить единовременную социальную выплату и государственный жилищный сертификат,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установила:
Соколова И.А. обратилась в суд с данным иском, в котором просила признать незаконным приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 декабря 2023 года № 2200 об отказе Соколовой И.А., № года рождения, уроженке г. Алешки Херсонского района Херсонской области, в получении единовременной социальной выплаты на обзаведение имуществом; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выдать Соколовой И.А. единовременную социальную выплату на обзаведение имуществом, как жителю города Херсона и части Херсонской области, покинувшему место постоянного проживания и прибывшему в экстренном массовом порядке иные территории на постоянное место жительства; признать незаконным приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 декабря 2023года № 2198 об отказе Соколовой И.А., в получении социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выдать Соколовой И.А., государственный жилищный сертификат, как жителю города Херсона и части Херсонской области, покинувшему место постоянного проживания и прибывшему в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
В обоснования исковых требований указано, что она через многофункциональный центр обратилась с заявлениями о предоставлении ей единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата, с приложением соответствующих документов, обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
В письме за № 109/11 от 10 января 2024 года приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края за № 2200 от 29декабря 2023 года, Соколовой И.А. отказано в получении единовременной выплаты на обзаведение имуществом.
Также в письме за № 98/11 от 10 января 2024 года приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края за № 2198 от 29 декабря 2023 года, Соколовой И.А. отказано в получении социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
В обоснование отказов указано, что в предоставленных Соколовой И.А. комплекте документов отсутствуют документы, подтверждающие факт ее убытия после 24 февраля 2022 года с места постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области и прибытия на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства. Также специалистами жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края было установлено, что Соколова И.А. прибыла на территорию Российской Федерации через контрольно-пропускной пункт «Лудонка», через следующие страны: Польша, Латвия.
Истец считает данные отказы незаконными необоснованными, а доводы, указанные в обоснование отказов, не соответствующими фактическим сведениям, указанным в документах, предоставленных Соколовой И.А. для предоставления ей социальных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Истец указывает, что в представленных в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края письменных пояснениях о дате пересечения государственной границы Украины с иной страной и о маршруте следования в Российской Федерации, Соколова И.А. указывала, что 12 декабря 2021 года пересекла границу Украины и Польши, где находилась по 26 июля 2023 года. Целью прибытия Соколовой И.А. в Польшу послужило тяжелое материальное положение и вынужденная необходимость поиска заработка.
26 июля 2023 года Соколова И.А. пересекла границу Польши с Украиной и проследовала к месту своего постоянного проживания и регистрации по адресу: <адрес>, где находилась по 6 августа 2023 года.
6 августа 2023 года Соколова И.А., по той же причине, пересекла границу Украины с Польшей, где находилась по 9 сентября 2023 года.
9 сентября 2023 года Соколова И.А., с целью дальнейшего прибытия к постоянному мету жительства и регистрации - <адрес> покинула территорию Польши.
10 сентября 2023 года Соколова И.А. пересекла границу Латвии с Российской Федерацией и по 12 сентября 2023 года находилась на приграничной территории Российской Федерации.
13 сентября 2023 года Соколова И.А. прибыла в г. Ростов-на-Дону, откуда последовала в г. Краснодар, откуда попыталась проследовать к постоянному месту жительства и регистрации - <адрес>
14 сентября 2023 года Соколова И.А. прибыла на приграничный блок пост Крыма, где была предупреждена сотрудниками о том, что г. Алешки находится в зоне разграничения на линии огня и подвергается массовым обстрелам со стороны, подконтрольной ВСУ. Также была предупреждена о том, что после взрыва вооруженными силами Украины Каховской ГЭС, нахождение на данной территории не является безопасным, в виду чего жителей эвакуируют на территорию Российской Федерации.
Также 14 сентября 2023 года Соколова И.А. через КПП «Армянск» - граница Украины и России, Республика Крым, въехала на территории Российской Федерации.
Кроме того факт прибытия Соколовой И.А. на территорию Российской Федерации через КПП «Армянск» при обращении в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края был подтвержден сведениями информационного учета, находящимися в распоряжении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, предоставленными по запросу Соколовой И.А. Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю в письме за № № от 19 декабря 2023 года.
Данные обстоятельства так же подтверждаются и сведениями, указанными в паспорте иностранного гражданина на имя Соколовой И.А.
Истец считает, что вынужденное временное нахождение Соколовой И.А. на территории Польши и Латвии не может препятствовать реализации ее права на получение мер социальной поддержки, поскольку исходя из правовых норм возникновение данного права связано с установлением факта проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и последующем прибытии в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства и не ставится в зависимость от иных обстоятельств.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований Соколовой И.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Соколова И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с существенными нарушениями норм материального права. Указывает, что судом не были учтены ее доводы искового заявления и хронология пересечения ею границ Польши, Украины и Российской Федерации, не правильно установлены фактические обстоятельства дела, а так же не было дано надлежащей оценки представленным доказательствам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК, в лице министра Рябикина А.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, выслушав истца Соколову И.А. и её представителя – Чурюмову А.Е., поддеражвших доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 31 октября 2023 года Соколова И.А. через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальная выплата на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
Письмами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 7 ноября 2023 года № 16322/11 и от 29 ноября 2023 года № № Соколовой И.А. сообщено об отказано в предоставлении мер поддержки, поскольку в представленных комплектах документов отсутствуют документы, подтверждающие факт убытия после 24 февраля 2022 года с места постоянного проживания г. Херсона и части Херсонской области и прибытия на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства, кроме того, было установлено, что Соколова И.А. прибыла на территорию Российской Федерации через КПП «Лудонка» через следующие страны: Польша, Латвия.
20 декабря 2023 года Соколова И.А. повторно обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлениями о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальная выплата на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
Согласно пункту 1.10 приказа министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 декабря 2023 года № 2198 Соколовой И.А. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876.
Согласно пункту 1.4 приказа министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 декабря 2023 года № 2200 Соколовой И.А. отказано в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом в связи с тем, что прилагаемые к заявлению документы не соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876.
Обращаясь в суд с иском истец Соколова И.А. ссылается на то, что указанные приказы являются незаконными, поскольку в силу сложившихся обстоятельств пересечь границу Российской Федерации с территории г.Херсона или части Херсонской области после 24 февраля 2022 года через соответствующий пункт пропуска ей не представилось возможным, так как 12декабря 2021 года пересекла границу Украины и Польши, где находилась по 26 июля 2023 года. Целью прибытия Соколовой И.А. в Польшу послужило тяжелое материальное положение и вынужденная необходимость поиска заработка.
Судом установлено, что согласно отметки в паспорте граждан РФ истца, Соколова И.А. с 15 мая 2007 года зарегистрирована по месту жительства в <адрес>
Указанный город включен в Перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 года № 1876 (размещен на сайте Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по адресу https://mgsn.rk.gov.ru/structure/2e23fd68-7e58-4cc2-b03c-86c7b62e05fa).
Из содержания заграничного паспорта гражданки Украины Соколовой И.А. следует, что ею неоднократно получались польские визы сроком: с 13апреля 2021 года по 7 октября 2021 года, с 17 ноября 2021 года по 15ноября 2022 года, с 10 мая 2023 года по 8 мая 2024 года.
Также из содержания заграничного паспорта гражданки Украины Соколовой И.А. следует, что 12 декабря 2021 года Соколова И.А. пересекла границу Украины и Польши, где находилась по 26 июля 2023 года; 6 августа 2023 года Соколова И.А. пересекла границу Польши и Украины, и находилась на Украине по 9 сентября 2023 года; 10 сентября 2023 года Соколова И.А. транзитом через Латвию через КПП «Лудонка» выехала в Российскую Федерацию.
Таким образом, судом достоверно установлено, что с 2021 года Соколова И.А. неоднократно покидала место постоянного проживания по месту жительства в Херсонской области, долгое время проживала на территории Польши (непрерывно более чем полутора лет), ее выезд с места постоянного проживания в Херсонской области был осуществлен задолго до 24 февраля 2022 года (срока, установленного пунктом 2 Правил), после чего, 6 августа 2023 года Соколова И.А. вернулась на Украину в г. Киев, где находилась по 9 сентября 2023 года, и только после этого, транзитом через Латвию приехала в Российскую Федерацию
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимым условием для предоставления единовременной и социальной выплат является факт прибытия на территорию Российской Федерации на постоянное местожительство в экстренном порядке из г. Херсона или населенных пунктов Херсонской области согласно перечню, где граждане постоянно проживали (согласно Перечню населенных пунктов Херсонской области, который установлен в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876).
При этом, суд первой инстанции верно указал, что факт получения 13октября 2023 года Соколовой И.А. Российского гражданства, регистрации 20 октября 2023 года в системе индивидуального (персонифицированного) учета, постановке 29 февраля 2024 года на учет в налоговом органе и работы с 8 апреля 2024 года в ИП Борисова А.В. не свидетельствует о переезде истца на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что прибытие Соколовой И.А. на территорию Российской Федерации экстренный (вынужденный) порядок не носило, в связи с чем Соколова И.А. не отвечает совокупности критериев, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022года № 1876 и Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022 года № 616-п и у нее не возникло право на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку в основном требовании истцу Соколовой И.А. было отказано, оснований для производных требований суд также не усмотрел.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года №686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области.
Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г.Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2022 года № 616-п утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (далее – Положение).
В соответствии с п. 5-12 Положения, предоставление сертификата осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением сертификата совокупности следующих критериев:
1) граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022года № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;
2) граждане до 1 декабря 2023 года (включительно) подали заявление на предоставление сертификата;
3) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «1» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
4) у граждан, достигших возраста 14 лет, имеются паспорта граждан Российской Федерации, а в отношении детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельств о рождении ребенка, выданных полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) гражданина (граждан) Российской Федерации родителя (родителей) сведениями о ребенке;
5) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сертификат предоставляется однократно. Сертификат используется при соблюдении следующих условий:
1) приобретаемое жилое помещение отвечает требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроено применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек);
2) сертификат не используется гражданином на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер);
3) гражданин (граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) приобрел (приобрели) жилое помещение по договору купли-продажи жилого помещения;
4) приобретенное с использованием сертификата жилое помещение оформлено в общую собственность гражданина и членов его семьи;
5) жилое помещение должно приобретаться в долевую собственность граждан в случае использования социальных выплат, причитающихся нескольким гражданам на основании одного или нескольких сертификатов, при этом размер долей в праве общей долевой собственности на такое жилое помещение должен быть пропорционален размеру части покупной цены, уплачиваемой каждым из граждан, приобретающих жилое помещение за счет средств социальных выплат и (или) иных источников.
Поскольку одним из условий предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов является факт оставления места постоянного проживания и прибытие в экстренном порядке на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства, тогда как, судом первой инстанции установлено, что 12 декабря 2021 года Соколова И.А. пересекла границу Украины и Польши, где находилась по 26 июля 2023 года; 6 августа 2023 года Соколова И.А. пересекла границу Польши и Украины, и находилась на Украине по 9 сентября 2023 года; 10 сентября 2023 года Соколова И.А. транзитом через Латвию через КПП «Лудонка» выехала в Российскую Федерацию, суд обоснованно пришел к выводу, что прибытие истца Соколовой И.А. на территорию Российской Федерации экстренный (вынужденный) порядок не носило.
Иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в г. Херсоне и Херсонской области и прибывшим на территорию Российской Федерации на постоянное жительство.
Указанные выводы подтверждаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, предусматривающего в качестве условия для предоставления мер поддержки экстренный выезд с территории Херсонской области.
Доводы жалобы о том, что истец не могла прибыть на территорию Российской Федерации, в связи с материальными трудностями, судебной коллегией отклоняются, так как каких-либо доказательств того, что Соколова И.А. предпринимала меры к въезду на территорию Российской Федерации с момента убытия с территории Украины, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией в полном объеме и отклоняются, поскольку не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, они направлены на субъективное толкование норм законодательства и на переоценку выводов суда, что не является в силу статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции в полной мере исследовал доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 октября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: