дело № 2-498/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 07 июня 2018 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Яскиной Т.А.,
при секретаре Горбуновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело посредством видеоконференцсвязи по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чита к Мамонтову ФИО12 о возмещении ущерба, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обратилось в суд с вышеназванным иском.
В обоснование своих требований указало, что в результате умышленного причинения смерти ФИО2, Мамонтов А.Ю. причинил имущественный вред Российской Федерации в лице УПФР <адрес> в виде выплаченной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, а именно супруге погибшего – ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, несовершеннолетнему сыну погибшего – ФИО4 - <данные изъяты> рублей, несовершеннолетнему сыну погибшего – ФИО5 <данные изъяты> рублей. Приговором Краснокаменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Мамонтов А.Ю. признан виновным в умышленном причинении смерти ФИО2 по ч. <данные изъяты> УК РФ. Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор в указанной части оставлен без изменения.
На момент смерти ФИО2 на его иждивении находились супруга ФИО3, двое несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО5, которым пенсионным органом с ДД.ММ.ГГГГ была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Истец, ссылаясь на нормы Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пениях», ст.ст.50, 1064, 1102, 1081 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчика Мамонтова А.Ю. в возмещение материального ущерба, причинённого преступлением <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание представитель истца - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, будучи уведомленный надлежащим образом не явился, представитель по доверенности ФИО8 просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.77).
Ответчик Мамонтов А.Ю. в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований, так как не согласен с приговором суда, поскольку преступления по ч<данные изъяты> УК РФ не совершал. В письменном возражении указал, что ущерб Российской Федерации он не причинял. Просил в иске отказать.
Заслушав ответчика, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приговором Краснокаменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Мамонтов А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ - убийства ФИО2 и ему назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционном определением Судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Краснокаменского городского суда изменен в части назначенного Мамонтову А.Ю. наказания, которое снижено до <данные изъяты> месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Свидетельством о рождении подтверждено, что матерью ФИО4 и ФИО2 и ФИО5 является ФИО3, отцом ФИО2 (л.д. 28-29).
Согласно свидетельству о заключении брака серии I-СП № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС Читинской области - г. Краснокаменск и Краснокаменский района брак между ФИО2 и ФИО9 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия ФИО11 (л.д. 26).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была назначена социальна пенсия на основании п. 3 ч.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в сумме <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была установлена социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в сумме <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 были назначены федеральные социальные доплаты к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в сумме в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была установлена социальная пенсия п. 3 ч.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).
Распоряжением УПФР в <адрес> о продлении выплаты ФИО5 федеральной социальной доплаты к пенсии установлен размер федеральной социальной доплаты в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
Решением УПФР в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была установлена социальная доплата к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).
Распоряжением руководителя УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой места жительства выплатные дела ФИО4, ФИО5, ФИО3 были поставлены на учет в УПФР <адрес> (л.д.23,43,44,55,56).
Согласно представленным справкам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 УПФР в <адрес> по случаю потери кормильца и социальных доплат выплачено <данные изъяты> рублей, ФИО4 выплачено по случаю потери кормильца и социальных доплат выплачено <данные изъяты> рублей, ФИО5 выплачено по случаю потери кормильца и социальных доплат <данные изъяты> рублей, что следует из справке о выплатах (л.д.13,14,24,25,47-49).
Согласно представленной истцом справке ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено единовременной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, пенсии по случаю потери кормильца – <данные изъяты> рублей, федеральной социальной доплаты – <данные изъяты> рублей, ФИО4 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено единовременная выплаты в сумме <данные изъяты> рублей, пенсия по случаю потери кормильца в сумме <данные изъяты> рублей, федеральная социальная доплата в сумме <данные изъяты> рублей, ФИО5 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено единовременная выплата в сумме <данные изъяты> рублей, пенсия по случаю потери кормильца в сумме <данные изъяты> рублей, федеральная социальная доплата в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. ).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 1081 ГК Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Отношения в системе обязательного социального страхования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», данный закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 8 названного Федерального закона является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда лицам являются одним из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования (ст. 17 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно абз. 3 п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)», Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п. 2 указанного Положения).
В соответствии с абз. 7 п. 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются, в том числе, за счет средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований.
Суд приходит к выводу о том, что умышленное причинение Мамонтовым А.Ю. смерти ФИО2, привело к причинению вреда Российской Федерации в виде выплаты его супруге ФИО3, несовершеннолетним детям ФИО5 и ФИО4, находившихся на иждивении потерпевшего, страхового обеспечения (трудовой пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии).
Суд соглашается с требованиями истца о возмещении ущерба в порядке регресса.
Иск о взыскании с Мамонтова А.Ю. о возмещении ущерба в порядке регресса был подан в защиту интересов общества и государства, поскольку государством в лице пенсионных органов было взято обязательство по содержанию супруги убитого ответчиком ФИО2 – ФИО3 и его несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО4, в связи с чем, понесло материальные затраты в виде выплаты пенсии по потере кормильца и федеральных социальных доплат к пенсии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, свидетельствующих о выплате материального ущерба, либо иных доказательств, освобождающих его от гражданской ответственности.
Истцом суду предоставлены справки, свидетельствующие о выплатах ФИО3, ФИО5 и ФИО4 пенсии по случаю потери кормильца и федеральных социальных доплат к пенсии в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Доводы ответчика Мамонтова А.Ю. о несогласии с приговором суда, а также о том, что он не причинял ущерб Российской Федерации не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как приговор суда вступил в законную силу исполняется в соответствии с законом, а понесенные пенсионным органом расходы по случае потери кормильца в связи с выплатами супруге и детям ФИО2 выплат подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п. 2 указанного выше Положения).
Исследовав и оценив указанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о взыскании с Мамонтова А.Ю. в возмещение материального ущерба, причинённого преступлением в сумме <данные изъяты> рублей, выплаченных ФИО3, ФИО5, ФИО4 социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Мамонтова А.Ю. надлежит взыскать государственную пошлину, подлежащую зачислению в бюджет муниципального района, за удовлетворение требований имущественного характера в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░:
░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░;
░░░4 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>;
░░░5 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░,
░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░15 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.06.2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.