Решение
Именем Российской федерации
15 декабря 2016 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Климовой Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6926 по административному иску Чиликина А. В., Антоновой О. В. к Раменской городской прокуратуре о признании незаконным представления прокурора,
У с т а н о в и л:
Чиликин А.В. и Антонова О.В. обратились в суд с уточненным административным иском к Раменской городской прокуратуре о признании незаконным и не порождающих правовых последствий представления Раменского городского прокурора Московской области Данилова А.Ю. от <дата> № <номер> об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в отношении них.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются депутатами Совета депутатов сельского городского поселения <адрес>. <дата> Раменский городской прокурор обратился в адрес Совета депутатов городского поселения <...> с указанным выше представлением, из которого следовало, что Чиликин А.В., Антонова О.В. и ФИО2, являясь депутатом органа местного самоуправления, в нарушение Федерального закона "О противодействии коррупции" не исполнили обязанности по представлению в установленные сроки сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.
Административные истцы отмечают, что Положение о предоставлении депутатами Совета депутатов городского поселения <...> указанных сведений, определяющее сроки и порядок предоставления таких сведений, было принято только <дата> и опубликовано в газете «<...>» от <дата> <номер>. По основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагают, что нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в части нарушения сроков сдачи сведений у них отсутствуют, а представление прокурора является незаконным, затрагивающим их права (уточненное административное исковое заявление л.д.87-92).
В судебном заседании административные истцы Чиликин А.В. и Антонова О.В. отсутствовали. О слушании дела извещены надлежащим образом. Их представитель по доверенности Моисеев А.Ф. (л.д.12-15) поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Раменской городской прокуратуры помощник прокурора Чумаков И.В. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что в ходе проверки, проведенной Раменской городской прокуратурой, было установлено, что административные истцы не представили сведения о доходах в установленный законом срок, в связи с чем, <дата> было вынесено соответствующее представление в отношении Совета депутатов городского поселения <...>. Указал на то, что обязанность по предоставлению депутатами и членами их семей сведений о доходах и расходах возникла в <дата> после принятия Федерального закона от 03 ноября 2015 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области по доверенности Золотухина М.И. против удовлетворения заявленных требований возражала, представила в материалы дела письменные пояснения (л.д. 68-70), которые поддержала в ходе судебного заседания.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что административные истцы Чиликин А.В. и Антонова О.В. являются избранными депутатами по избирательному округу городского поселения <...>.
<дата> по результатам проведенной Раменской городской прокуратуры проверки соблюдения Советом депутатов городского поселения <...> требований законодательства о противодействии коррупции Раменским городским прокурором в адрес Совета депутатов внесено представление N <номер> об устранении нарушений закона. В представлении отражен установленный в ходе проверки факт непредоставления в установленный законом срок депутатами Совета депутатов городского поселения <...> Антоновой О.В., Чиликиным А.В. и ФИО2 сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в срок до 30 апреля 2016 г. Данное представление необходимо было рассмотреть с участием представителя городской прокуратуры и принять меры к устранению нарушений действующего законодательства (л.д.17).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Чиликиным А.В. и Антоновой О.В. не были исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции", а именно: не были поданы сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей за 2015 г. в срок до 30 апреля 2016 г. Данное обстоятельство административными истцами не отрицалось. Кроме того, выпиской из журнала учета представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района, подтверждается, что такие сведения были представлены административными истцами: Чиликиным А.А. <дата> (л.д.122), Антоновой О.В. <дата> (л.д.123).
На какие-либо уважительные причины в обоснование невозможности представления ими сведений в указанные сроки, административные истцы не ссылались. Неправильное понимание законодательства, а также отсутствие утвержденного Советом депутатов положения о регламенте подачи указанных сведений не относится к таким причинам. Отнесение депутатов Совета депутатов сельских поселений к лицам, замещающим муниципальную должность, прямо предусмотрено в абзаце семнадцатом части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что другими депутатами Совета депутатом городского поселения <...> требования законодательства о предоставлении сведений о доходах исполнены <дата> (л.д.122).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", адресовано Совету депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района, не возлагает на административных истцов никаких незаконных обязанностей, а преследует цель понудить Совет депутатов городского поселения Ильинский к устранению допущенных нарушений закона в пределах полномочий Совета депутатов.
Учитывая установленными нарушения административными истцами Федерального закона "О противодействии коррупции", суд признает, что оспариваемое представление Раменского городского прокурора является законным и вынесенным прокурором в пределах его полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Чиликина А. В., Антоновой О. В. о признании представления Раменского городского прокурора ФИО1 от <дата> № <номер> об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в отношении Чиликина А. В. и Антоновой О. В. незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья