Дело № 2а-3427/2021
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
06 июля 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.,
при секретаре Довгалевой А.А.,
с участием представителя административного истца Каргина С.В., представителей административных ответчиков Бахваловой Е.А., Руденко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Каргиной Татьяны Александровны к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Каргина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в Федеральной информационной системе «На Дальний Восток» был сформирован земельный участок, площадью 9520 кв.м. В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Каргиной Т.А. было направлено в форме электронного носителя заявление в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края о предоставлении земельного участка, а также иных необходимых документов согласно перечня. При этом ФИС «На Дальний Восток», автоматически формируя заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, адресовала его в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в связи с тем, что границы сформированного земельного участка находятся в границах земельного участка с кадастровым номером №, который относится к земельным участкам лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Каргиной Т.А. поступило уведомление о том, что ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом было перенаправлено в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края по причине того, что испрашиваемый земельный участок не входит в земли лесного фонда. Вместе с тем из официального сайта публичной кадастровой карты РФ следует, что границы участка сформированного Каргиной Т.А. накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером №, который относится к земельным участкам лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации, при этом площадь наложения составляет 9520 кв.м. поскольку границы образуемого земельного участка относятся к землям лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края незаконно перенаправил заявление Каргиной Т.А. в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Просит признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ о перенаправлении заявления Каргиной Т.А. о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края; обязать Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения путем заключения с Каргиной Т.А. договора безвозмездного пользования земельным участком согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Каргина Т.А. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Каргин С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в действительности установлено наличие кадастровой ошибки при формировании границ земельных участков лесного фонда. Вместе с тем, данная ошибка не устранена. Согласно официальных сведений, сформированный земельный участок отнесен к землям лесного фонда, в связи с чем, наличие кадастровой ошибки не может влиять на право истца в получении конкретного земельного участка. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края Бахвалова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в Комитет от Каргиной Т.А. поступило заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование с приложением схемы размещения испрашиваемого земельного участка. Получив заявление Каргиной Т.А., специалистом Комитета с помощью векторной информации геоинформационной системы ArcMap было определено местоположение земельного участка: <адрес>. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, заявление Каргиной Т.А. было перенаправлено Комитетом в администрацию района имени Лазо Хабаровского края, о чем заявитель была уведомлена. ДД.ММ.ГГГГ в Комитет от Каргиной Т.А. поступило идентичное заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование с приложением идентичной схемы размещения испрашиваемого земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет сообщил Каргиной Т.А., что рассмотрение ее заявления приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами границ лесного фонда. Согласно схеме из выписки из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок относится к землям населенного пункта поселка Солонцовый. ДД.ММ.ГГГГ по запросу Комитета от КГКУ «Оборское лесничество» был предоставлен планшет испрашиваемого участка, на котором видно, что земельный участок фактически находится на землях населенного пункта поселок Солонцовый. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет сообщил ФГБУ «Руслесинфорг» «Дальлеспром» о необходимости в кратчайший срок устранить имеющуюся ошибку. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет уведомил главу муниципального района имени Лазо Хабаровского края о том, что при постановке на кадастровый учет Хорского лесничества филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» была допущена реестровая ошибка, в учреждение направлено письмо об устранении ошибки. Данный земельный участок согласно материалам лесоустройства Хорского лесничества расположен в границах муниципального образования «поселок Солонцовый». ДД.ММ.ГГГГ в Комитет от Каргиной Т.А. поступило заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ с приложением схемы, которое идентично ранее поданным заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. указанное заявление было перенаправлено Комитетом в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, о чем Каргина Т.А. было уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. таким образом, заявление о предоставлении земельного участка, не относящегося к землям лесного фонда не может быть рассмотрено Комитетом. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Руденко К.В., административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, аналогичным доводам представителя Комитета лесного хозяйства.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд удовлетворяет такое административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам) является государственной собственностью в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в безвозмездное пользование на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пп. 18 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный Федеральный закон № 119-ФЗ регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (ст. 1 Федерального закона № 119-ФЗ).
На основании заявления лица, указанного в ст. 1 Федерального закона № 119-ФЗ, однократно в безвозмездное пользование может быть предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъекта Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти ил органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лестным законодательством.
Предоставление лесных участков в безвозмездное пользование гражданам осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 83 ЛК РФ) в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 71 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр, комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Предоставление гражданам в безвозмездное пользование, аренду земельные участки из состава земель лесного фонда в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ осуществляет Комитет (абз. 2 п. 3.3 Положения).
Пунктом 3 Федерального закона № 119-ФЗ установлено, что в случае, если в компетенцию уполномоченного органа не входит предоставление испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование направляет его в соответствующий уполномоченный орган и уведомляет об этом в письменной форме гражданина, подавшего данное заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Каргина Т.А. путем формирования заявления в Федеральной информационной системе «На Дальний Восток» обратилась в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом лесного хозяйства Правительства Хабаровского края заявление Каргиной Т.А. перенаправлено в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, о чем уведомил заявителя.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, истец указала, что при формировании заявления и границ испрашиваемого земельного участка, программой ФИС «На Дальний Восток» в автоматическом режиме определяет государственный орган, в адрес которого направляется заявление.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец Каргина Т.А. ранее неоднократно обращалась в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края с аналогичными заявлениями с требованием предоставить тот же самый земельный участок. При проведении проверки было установлено, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, при постановке на кадастровый учет Хорского лесничества была допущена реестровая ошибка филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект». Местоположение земельного участка: <адрес>.
В связи с тем, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, заявление Каргиной Т.А. перенаправлялось в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Учитывая, что при проверке земельного участка на основании заявления административного истца, было установлено, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, суд приходит к выводу, что Комитетом лесного хозяйства обоснованно перенаправлено заявление Каргиной Т.А. в администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Оспариваемое решение принято в рамках предоставленных полномочий, в установленные законом сроки.
Оснований для возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления административного истца по существу, суд не усматривает, поскольку установление реестровой ошибки свидетельствует о невозможности Комитетом лесного хозяйства Правительства Хабаровского края принять решение о предоставлении истцу земельного участка расположенного в границах населенного пункта поселок Солонцовый района имени Лазо Хабаровского края, поскольку принятие решения по существу заявления относится к компетенции администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
При таких обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований Каргиной Т.А.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Каргиной Татьяны Александровны к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Ю.В. Ким
Мотивированное решение составлено 14.07.2021.