Решение по делу № 3а-36/2020 от 17.02.2020

Дело № 3а-36/2020 Мотивированное решение

составлено 21 сентября 2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2020 г.                          гор. Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.

при секретаре Синициной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черницкого Сергея Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости,

установил:

Черницкий С.А. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является долевым собственником объекта недвижимости – закрытой автостоянки, с кадастровым номером *, расположенной по адресу: ...

Постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2012 № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков) по состоянию на 29 июня 2012 г.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * определена по состоянию на 10 января 2013 года в размере 38 508 777 рублей 08 копеек.

Между тем, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости согласно отчету № 752/09-19 от 24 октября 2019 г. выполненного ИП Б.Э.Л. по состоянию на 10 января 2013 г. составляет 22 587 000 рублей.

С целью пересмотра результатов кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Черницкий С.А. 19 сентября 2019 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области с соответствующим заявлением, однако заявление не было принято рассмотрению в связи с пропуском пятилетнего срока обращения в Комиссию.

Просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – закрытой автостоянки с кадастровым номером * по состоянию на 10 января 2013 г. в размере его рыночной стоимости 22 587 000 рублей, определенной на основании отчета ИП Б.Э.Л. № 752/09-19 от 24 октября 2019 г., поскольку это влияет на размер налога на имущество и соответственно затрагивает его права и законные интересы.

В судебное заседание административный истец Черницкий С.А. извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась. Его представитель по доверенности Кравцовым Н.А. уточнил заявленные требования, просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 10 января 2013 г. и до даты определения очередной кадастровой оценки 01 января 2019 г. в размере его рыночной стоимости 27 446 500 рублей в соответствии с заключением судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области Бондаренко О.В. в судебном заседании не заявила мотивированных возражений относительно установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании заключения судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще. В письменном отзыве оставил вопрос на усмотрение суда, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие (л.д. 142-144).

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области», администрация города Мурманска своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, мнение по административному исковому заявлению не представили.

Заинтересованные лица Кимбен К.В., Опякина С.С., Прокопенко С.В., Прокопенко П.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено, что Черницкий С.А. на основании договора купли-продажи от 21 октября 2003 г. на праве собственности владеет 1/3 общей долевой собственности объекта недвижимости – закрытой автостоянки, назначение нежилое, количество этажей 1, в том числе подземных 0, общая площадь 3688.4 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... Дата присвоения кадастрового номера 29.06.2012. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 ноября 2003 г. (том 1 л.д. 165-167).

Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков) по состоянию на 29 июня 2012 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 10 января 2013 г. составила 38 508 877 рублей 08 копеек.

Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости является 10 января 2013 г. (т. 1 л.д. 101).

Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку в установленный Законом об оценочной деятельности срок, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проведена не была, то имеются основания для восстановления Черницкому С.А. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 марта 2020 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2019 г. определена на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 октября 2019 г. № 125 и составила 37 582 638 рублей 18 копеек

Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 г. Дата внесения изменений сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 13 февраля 2020 г. (т. 1 л.д. 164).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, ставшей архивной, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет существенное значение.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

На основании пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Поскольку административным истцом оспариваются результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 10 марта 2013 г. и до даты определения очередной кадастровой оценки 1 января 2019 г., которые являются архивными, принимая во внимание, что Черницкий С.А. не лишен права на перерасчет ранее уплаченного налога, за административным истцом сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * для целей, установленных законодательством.

В связи с представлением в ходе судебного разбирательства доказательств, свидетельствующих о наличии сомнений в обоснованности доводов административного истца в части определения рыночной стоимости объекта недвижимости на основании отчета № 752/09-19 от 24 октября 2019 г. индивидуального предпринимателя Б.Э.Л. судом по данному делу была назначена судебная экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *

Согласно экспертному заключению оценочной компании ООО «*** от 31 августа 2020 г. отчет, выполненный индивидуальным предпринимателем Б.Э.Л. № 752/09-19 от 24 октября 2019 г., не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки; оценщиком допущены нарушения к методам расчет рыночной стоимости конкретного объекта оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *

Действительная рыночная стоимость объекта недвижимого имущества – закрытой автостоянки с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., площадью 3688,4 кв.м. по состоянию на 10 января 2013 г. оставляет 27 446 500 рублей (т. 2 л.д. 73-154).

Проанализировав собранные по делу доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает результаты проведенной по делу судебной экспертизы. Заключение эксперта соответствует требованиям допустимости, относимости и достаточности. Оснований подвергать его сомнению у суда не имеется.

Так, содержание экспертизы свидетельствует о том, что эксперт проанализировал все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, проверил обоснованность выводов о величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке, выявил в нем нарушения пунктов 8з, 5, п. 12 ФСО № 3, пункта 11 ФСО № 7, которые повлекли установление неверной рыночной стоимости здания.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества эксперт мотивированно применил сравнительный и доходный подходы, отказавшись от использования затратного подхода. Применяя различные корректировки, поправки и показатели, эксперт учитывал индивидуальные признаки объекта оценки, привел подробные обоснования для вычислений. В ходе экспертизы исследовались материалы административного дела.

Выводы эксперта мотивированы, соответствуют нормам Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия эксперта подтверждены, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Установленный законом порядок проведения экспертизы соблюден (статья 79 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Лицами, участвующими в деле, выводы эксперта не опровергнуты. Ходатайств о назначении и проведении повторной судебной экспертизы не заявлено.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законом, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом выводов экспертного оценочной компании ООО «*» от 31 августа 2020 г., суд не принимает в качестве доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости представленный административным истцом отчет об оценке № 752/09-19 от 24 октября 2019 г. индивидуального предпринимателя Б.Э.Л., поскольку в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При таком положении рыночную стоимость объекта недвижимости – закрытой автостоянки, назначение нежилое, количество этажей 1, в том числе подземных 0, общая площадь 3688.4 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенной по адресу: ... по состоянию на 10 марта 2013 г. в размере 27 446 500 рублей, определенной на основании судебной экспертизы, следует признать достоверной и более точной.

Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате налога на имущество, прямо зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, ставшей архивной, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости порождает для административного истца юридические последствия.

Административный истец Черницкий С.А. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 19 сентября 2019 г.

Более того, согласно абзацу 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, в том случае, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В настоящее время результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Мурманской области по состоянию на 1 января 2019 г. утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 октября 2019 г. № 125, следовательно, до даты внесения сведения данной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (то есть до 1 января 2019 г.) подлежит применению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 51:20:0003186:366, установленная настоящим решением.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – закрытой автостоянки, с кадастровым номером *, расположенной по адресу: ..., площадью 3688,4 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 27 446 500 рублей по состоянию на 10 января 2013 года и до даты определения очередной кадастровой оценки 01 января 2019 года.

Датой подачи заявления считать 19 сентября 2019 г.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Ж.В. Тихонова

3а-36/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черницкий Сергей Алексеевич
Ответчики
Правительство Мурманской области
Управление Росреестра по Мурманской области
Другие
Кимбен Константин Вернерович
Опякина Светлана Сергеевна
Прокопенко Сабина Владимировна
Прокопенко Полина Владимировна
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области
Ляшенко А.С.
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Тихонова Жанна Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация административного искового заявления
17.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
23.03.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
09.09.2020Производство по делу возобновлено
15.09.2020Судебное заседание
15.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее