Дело №2-948/2024
УИД 75RS0003-01-2024-001366-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2024 года г.Чита
Железнодорожный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Соловьевой Н.А.
при секретаре Перекрест Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Марины Александровны, Емельянова Андрея Сергеевича к Обществу с ограниченной ответственность Управляющая компания «Домашний очаг» о признании права управления домом незаконным, возложении обязанности о полном освобождении от оплаты за управление, содержание и предоставления коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Жильцы дома, расположенного по адресу г.Чита, ул.Молодежная, д.23 вопреки нормам жилищного законодательства, не были письменно уведомлены о принятии решения об определении управляющей компании. От представления документов, дающих право на управления данным многоквартирным домом представители управляющей компании уклонились. Истцы полагают, что у ответчика истек срок действия лицензии. Кроме того, в период с 2023г. по 2024г. управляющий компанией не было предпринято никаких мер по управлению домом и выполнению своих обязанностей. В связи с ненадлежащим содержанием дома, истцами были направлены обращения в Роспотребнадзор по Забайкальскому краю, администрацию Железнодорожного административного района г.Читы, Государственную инспекцию Забайкальского края. В данном доме с связи с неисправной работой канализации имеет место постоянное подтопление подвала сточными водами, что влечет за собой распространение гнилостного запаха и насекомых в квартирах. На основании изложенного, истцы просят признать право управления ответчиком многоквартирным домом, расположенным п адресу г.Чита, ул. Молодежная, дом 27, незаконным и возложить на ответчика обязанность о полном освобождении истцов от оплаты за управление, содержание и предоставление коммунальных услуг за период с 11.01.2023г. по настоящее время.
Определением суда от 09.07.2024г. Государственная инспекция Забайкальского края привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Истец Емельянов А.С. будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени, в судебное заседание не явился, направил своего представителя Кривцун Н.А.
Истец Иванова М.А., представитель истца Емельянова А.С. – Кривцун Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО УК «Домашний очаг» Бекетова Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Третье лицо Государственная инспекция Забайкальского края надлежаще извещённое о дате, месте и времени, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении не заявило.
При таких обстоятельствах, в силу статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснение сторон, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела письменные доказательства, возражения ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
С 12 января 2019 года назначение такой управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее также - Правила N 1616).
Временная управляющая организация выбирается из перечня, в который включаются все управляющие компании, подавшие соответствующую заявку, или с 1 января 2019 года участвовавшие в любом открытом конкурсе по отбору управляющей организации (пункты 52, 53 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом").
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Иванова М.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Чита, ул.Молодежная, д.23, пом.8, истец Емельянов А.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Чита, ул.Молодежная, д.23, пом.32.
Распоряжением руководителя администрации городского округа «Город Чита» от 23.11.2022г. утверждено заключение межведомственной комиссии о №772 от 27 октября 2022г, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенный г.Чита, ул.Молодежная,23 был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению председателя Комитета городского хозяйства администрации городского округа «город Чита» от 11 января 2023г. ООО УК «Домашний очаг» определена управляющей компаний для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Чита, ул.Молодежная, д. 23, в отношении которого собственниками не выбран способ управления. При этом сторонами не представлено доказательств того, что данное распоряжение было оспорено и признано незаконным в установленном законом порядке.
Правилами №1616 предусмотрено определение управляющей организации решением уполномоченного органа, в частности - органа местного самоуправления, путем выбора из перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (пункты 2, 5, 8).
По делу не оспаривалось, что управляющая компания не определена в установленном законом порядке. Сведений об избрании собственниками непосредственного управления многоквартирным домом в качестве способа управления материалы дела не содержат.
Поскольку по данному делу жильцами многоквартирного дома способ его управления не выбран, управляющая компания подлежала определению органом местного самоуправления в порядке проведения открытого конкурса, до проведения которого, исходя из содержания пункта 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 1616, в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соблюдая гарантированные частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации права жильцов многоквартирного дома, администрация городского округа «Город Чита» законно и обоснованно в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий определила управляющую организацию, временно выполняющую функции управляющей организаций в отношении многоквартирного дома.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 4 апреля 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (статья 15 Закона).
22 сентября 2016 года Государственной жилищной инспекцией Забайкальского края ООО УК «Домашний очаг» выдана лицензия №075000151 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Настоящая лицензия предоставлена на основании решения лицензионной комиссии Забайкальского края №16 от 22 сентября 2016 года.
Приказом Государственной инспекции Забайкальского края №04-33-64 от 17.11.2022г. продлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №075000151 от 22.09.2016г, выданная ООО УК «Домашний очаг».
Таким образом, назначение управляющей компании по управлению многоквартирным домом органом местного самоуправления не только не нарушило жилищные права истцов, а напротив было направлено на их соблюдение и реализацию в рассматриваемой сфере. При этом, довод об отсутствии у ответчика лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В связи с чем, исковые требования о признании незаконным право управления ответчиком многоквартирным домом, расположенным п адресу г.Чита, ул. Молодежная, дом 27, не подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования об освобождении истцов от оплаты за управление, содержание и предоставление коммунальных услуг, суд учитывает, что согласно ст. 209 ч. 1 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 153 ч. 1 и 2 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 154 ч. 2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В силу ст. 158 ч. 1 и 4 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Распоряжением председателя Комитета городского хозяйства администрации городского округа «город Чита» от 11 января 2023г. установлен размера платы за содержание жилого помещения, расположенного г.Чита, ул.Молодежная, дом 23 – 28,45 руб/м2.
Согласно выпискам по лицевым счетам за период с января 2023г по июнь 2024г. истцы не вносили оплату за коммунальные услуги, в связи с чем, у них образовалась задолженность в размере: у Ивановой М.А. -5 924,36 руб., у Емельянова А.С. – 5681,56 руб. соответственно.
Обращаясь в суд с требованиями об освобождении истцов от полном освобождении от оплаты за управление, содержания и предоставления коммунальных услуг, истцы ссылаются на ненадлежащее предоставление таковых ответчиком.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума N 22) разъяснено, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491).
Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами для изменения размера платы (перерасчета) собственникам помещений в доме необходимо обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено. При этом, факт оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должен подтверждаться соответствующим актом, который составляется управляющей организацией после поступления соответствующего обращения потребителей. В случае непроведения исполнителем проверки, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством основанием проведения перерасчета платы за содержание жилья при ненадлежащем оказании соответствующих услуг является полученное от собственников помещений в доме заявления об изменении размера платы за содержание жилого помещения с приложением акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Вместе с тем, истцами не представлено доказательств письменных обращений в управляющую компанию по факту оказания услуг ненадлежащего качества, требования заявлены без какой-либо конкретизации в части действий, которые необходимо совершить ответчику, в частности, оснований полного освобождения от платы, тогда как в силу пункта 101 Правил размер платы подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, который определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде. Кроме того, не конкретизирован и период заявленных требований.
От уточнения исковых требований истцы в данной части отказались несмотря на неоднократные разъяснения суда.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в части полного освобождения от оплаты коммунальных услуг, также не подлежащими удовлетворению.
При этом суд обращает внимание истцов, что они не лишены права обратится к ответчику с заявлением о перерасчете платы за содержание жилья при ненадлежащем оказании соответствующих услуг.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ивановой Марины Александровны, Емельянова Андрея Сергеевича к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домашний очаг» о признании права управления ответчиком домом незаконным, возложении обязанности о полном освобождении от оплаты за управление, содержания и предоставления коммунальных услуг – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Соловьева
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2024 г.