Дело № 2а-4017/2021
УИД 61RS0019-01-2021-006741-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Власовой О.А.,
при секретаре Саляхутдинове Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска Ростовской области к Белоусову Анатолию Владимировичу, заинтересованное лицо МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новочеркасска (далее также – прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к Белоусову А.В., заинтересованное лицо МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области о прекращении действия права на управление транспортными средствами. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Новочеркасска была проведена проверка информации, поступившей от начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Рындина И.В. о наличии противопоказаний к управлению транспортными средствами у лиц, получивших водительские удостоверения.
В ходе проверки было установлено, что Белоусову Анатолию Владимировичу, <дата> года рождения, было выдано водительское удостоверение серии № № от <дата>, сроком действия до <дата>.
Также было установлено, что Белоусов А.В. с <дата> состоит на учете в Шахтинском филиале государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Наркологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты>».
Указал, что, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие заболеваниями «Наркомания, алкоголизм, токсикомания» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с управлением авто-, мототранспортными средствами и городским электротранспортом.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения»), медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
По мнению прокурора, вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик, в нарушение требований действующего законодательства РФ, обладает правом на управление транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности, в результате чего нарушает права неопределенного круга лиц- участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам РФ.
Прокурор <адрес> просил суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Белоусову Анатолию Владимировичу, <дата> года рождения.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Новочеркасска Миненко В.С. исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание административный ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Административный ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному административным истцом в административном исковом заявлении, подтверждённому адресными справками ОВМ МУ МВД России «Новочеркасское», УВМ ГУ МВД России по Ростовской области. Из материалов дела следует, что извещения о судебных заседаниях направлялись административному ответчику заблаговременно до рассмотрения дела, вернулись в суд с отметкой «истёк срок хранения», в качестве причины невручения. Таким образом, судом предприняты все возможные меры к надлежащему извещению административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав выступление лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ч. 3 ст. 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в <адрес> <дата>, закреплено, что, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что, в связи с поступившими в прокуратуру г. Новочеркасска из МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области сведениями о лицах, являющихся владельцами водительских удостоверений и имеющих противопоказания к управлению транспортными средствами, прокуратурой г. Новочеркасска проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что <дата> Белоусову Анатолию Владимировичу, <дата> года рождения, было выдано водительское удостоверение серии № №, сроком действия до <дата>.
Также было установлено, что Белоусов А.В. с <дата> состоит на диспансерном учете в Шахтинском филиале государственного бюджетного учреждения <адрес> «Наркологический диспансер» у врача психиатра-нарколога с диагнозом «<данные изъяты>».
Из представленной Шахтинским филиалом государственного бюджетного учреждения <адрес> «Наркологический диспансер» по запросу суда медицинской карты амбулаторного больного Белоусова Анатолия Владимировича, <дата> года рождения, следует, что административный ответчик состоит на диспансерном учете у врача-психиатра Шахтинского филиала государственного бюджетного учреждения <адрес> «Наркологический диспансер» с <дата> с диагнозом «<данные изъяты>».
В соответствии с ч. 4 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Cогласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что федеральным законодательством РФ в области безопасности дорожного движения наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя, поскольку управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает принципам дорожного движения.
На основании абз. 5 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения», порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно данному перечню, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для водителей всех категорий являются «Наркомания, алкоголизм, токсикомания».
Таким образом, наличие у административного ответчика заболевания, включенного как на момент выдачи водительского удостоверения, так и в настоящий момент, в перечни заболеваний, являющихся противопоказанием к управлению транспортными средствами, подтверждаются материалами дела.
При таком положении, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание то, что здоровье Белоусова А.В. не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, суд полагает исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 150, 180, 188 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░