Решение по делу № 11а-11323/2021 от 27.08.2021

Дело № 11а-11323/2021         Судья: Андреева Н.С.

                             Дело № 2а-4629/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2021 года                         г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего:    Смолина А.А.,

судей:                Кокоевой О.А., Магденко А.В.,

с участием прокурора        Гурской О.Н.,

при секретаре:            Перепечиной В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 16 августа 2021 года по административному исковому заявлению Мадаминовой Анны Владимировны к Территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска об отмене решения об отказе в регистрации кандидата,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия

Установила:

Мадаминова А.В. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска (далее – ТИК Калининского района г. Челябдинска) об отмене решения от 6 августа 2021 года № 27/140-5 об отказе в регистрации Мадаминовой А.В., выдвинутой избирательным объединением «Местное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска», кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района г.Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11, возложении обязанности в течение 2 дней со дня принятия решения суда принять новое решение о регистрации Мадаминовой А.В. кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района г. Челябинска второго созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу № 11.

Требования мотивированы тем, что 14 июля 2021 года Мадаминова А.В. в ТИК Калининского района г. Челябинска представила документы о выдвижении кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11, среди которых не было решения о выдвижении ее кандидатом в депутаты, по причине представления данного документа в ТИК Калининского района г. Челябинска ФИО14 09.07.2021 года, выдвинутого кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района г. Челябинска 2 созыва на дополнительных выборах по одномандатным избирательным округам решением совета «Местного отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе г. Челябинска от 07.07.2021 года, путём тайного голосования. В ходе сдачи документов в адрес административного истца от членов территориальной избирательной комиссии Калининского района не поступало уведомление об отсутствии в предоставленных документах решения о выдвижении ее кандидатом в депутаты, необходимости данного решения. 02 августа 2021 в адрес истца посредством электронной почты поступило письмо об извещении о выявленных недостатках в документах, в котором указано на отсутствие в представленных документах названного решения о выдвижении ее кандидатом. 03 августа 2021 года данное решение представлено административному ответчику. 06 августа 2021 года оспариваемым решением Мадаминовой А.В. отказано в регистрации в качестве кандидата по указанному округу, основанием послужило отсутствие решения о выдвижении ее кандидатом в депутаты по Калининскому одномандатному избирательному округу № 11.

Административный истец Мадаминова А.В. и ее представитель Морозова К.А., действующая одновременно как представитель заинтересованного лица Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ», в судебном заседании заявленные требования поддержали полностью.

Представитель административного ответчика ТИК Калининского района г. Челябинска Курмаев А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица местного отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Калининском районе города Челябинска Ларин Д.С. в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель Избирательной комиссии Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено с участием помощника прокурора Калининского района г. Челябинска Куляшова Д.М., который просил об удовлетворении заявленных требований.

Судом постановлено решение об удовлетворении административных исковых требований Мадаминовой А.В.. Признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска от 06 августа 2021 года № 27/140-5 об отказе в регистрации Мадаминовой Анны Владимировны, выдвинутым избирательным объединением «Местное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска» кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района г. Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11. На территориальную избирательную комиссию Калининского района города Челябинска возложена обязанность по регистрации Мадаминовой Анны Владимировны кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района г. Челябинска второго созыва по Калининскому одномандатному избирательному округу № 11, с немедленным исполнением решения в данной части.

Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, представитель ТИК Калининского района г. Челябинска Курмаев А.Ю. обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решением ТИК Калининского района г. Челябинска от 02.08.2021 года Мадаминовой А.В. было указано на отсутствие решения «Местного отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе г. Челябинска о выдвижении данного кандидата по данному округу, предложено в срок до 04.08.2021 года устранить данные недостатки. Данное решение комиссии не было обжаловано в установленный срок, с недостатками в представленных документах кандидат согласилась и 03.08.2021 года представила данное решение в комиссию. Ссылается на положения пунктов 2 и 3 статьи 33, пунктов 1, 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и указывает, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Приведенная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно, производить замену только тех документов, которые были представлены ранее в установленный срок в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов. Считает, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списков кандидатов, является основанием для отказа в регистрации кандидата, списков кандидатов. Указывает, что кандидат самостоятельно определяет полноту и соответствие документов требованиям закона, а решение о соответствии документов требованиям законодательства принимается членами рабочей группы при рассмотрении вопроса о полноте и соответствии документов, а не членом комиссии, принимающим документы у кандидата. ФИО14, сдавшим документы первым от данного избирательного объединения, также изначально не было представлено решение местного совета партии, о чем также было вынесено решение комиссии о недостатках, решение местного совета было предоставлено 03.08.2021 года. Считает, что требование закона о представлении в избирательную комиссию решения съезда политической партии о выдвижении кандидата и соответствующего согласования кандидатур, обязательно для каждого кандидата, выдвинутого от избирательного объединения, возможности для их представления первым выдвинувшимся кандидатом не предусмотрено. Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях, не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность представленных им сведений и документов. Именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о ее согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Калининского района г.Челябинска Курмаев А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Административный истец Мадаминова А.В. и ее представители Акимов И.Е., Морозова К.А., она же представитель Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ», представитель заинтересованного лица Местного отделения «Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска Ларин Д.С. в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Участвующий в судебном заседании прокурор Гурская О.Н. высказала мнение о законности решения суда первой инстанции.

Представитель Избирательной комиссии Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 58 Закона Челябинской области от 29.06.2006 г. № 36 – ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Решением Территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 25 июня 2021 года № 3/18-5 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Калининского района города Челябинска по одномандатным избирательным округам № 6, 11, 18,21 на 19 сентября 2021 года (л.д. 30).

Решением Бюро совета регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Челябинской области от 01 июля 2021 года № 26/2-БС согласованы кандидаты в депутаты совета депутатов Калининского района города Челябинска второго созыва по одномандатным избирательным округам № 6 – ФИО12, № 11- Мадаминова А.В., № 18 – ФИО13, № 21 – ФИО14 (л.д. 29).

Решением совета местного отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска от 07 июля 2021 года тайным голосованием выдвинуты кандидатами в депутаты совета депутатов Калининского района города Челябинска второго созыва по одномандатным избирательным округам № 6 – ФИО12, № 11- Мадаминова А.В., № 18 – ФИО13, № 21 – ФИО14 (л.д. 28).

14 июля 2021 года Мадаминова А.В. представила в ТИК Калининского района г. Челябинска документы о выдвижении её кандидатом в депутаты Совета депутатов Калининского района г. Челябинска по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д. 25-26).

02 августа 2021 года ТИК Калининского района г. Челябинска принято решение № 24/105-5 об извещении Мадаминовой А.В. о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации (л.д. 22, 23, 24), в котором указано об отсутствии в пакете документов решения «Местного отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе г. Челябинска о выдвижении данного кандидата по данному округу.

03 августа 2021 года Мадаминова А.В. представила в ТИК Калининского района г. Челябинска вышеуказанное решение.

Решением ТИК Калининского района г. Челябинска № 27/140-5 от 06.08.2021 года Мадаминовой А.В., выдвинутой местным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска, отказано в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района города Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д. 17-21).

Считая решение ТИК Калининского района г. Челябинска № 27/140-5 от 06.08.2021 года незаконным, Мадаминова А.В. обратилась в суд с заявлением о его отмене и об обязании ТИК Калининского района г. Челябинска зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты, мотивируя тем, что она не обязана была представлять в ТИК Калининского района г. Челябинска решение местного отделения партии о выдвижении ее в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 11, поскольку такое решение ранее уже было представлено в ТИК Калининского района г. Челябинска кандидатом в депутаты от того же избирательного объединения по одномандатному избирательному округу № 21 ФИО14, представившего документы первым.

Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке статьи 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пришел к выводу о том, что при обращении в избирательную комиссию Калининского района города Челябинска кандидатом в депутаты Мадаминовой А.В. были представлены все необходимые документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, поскольку первый кандидат ФИО14 ранее представил в избирательную комиссию требуемое от административного истца решение о выдвижении кандидатом в депутаты.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку при рассмотрении спора судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, правильно применены нормы материального права к соответствующим обстоятельствам дела.

Законом Челябинской области от 10 июля 2006 года № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» в статье 21 указано на то, что основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов устанавливаются Федеральным законом.

Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Так, в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1)

В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, в частности следующие документы: решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Аналогичные положения содержатся в Законе Челябинской области от 10 июля 2006 года № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 1.1 названной статьи при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

По смыслу приведённых правовых норм, избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией. Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.

Полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.

Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях, по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6.

Согласно п. 2.1 данных Рекомендаций применительно к выдвижению и регистрации отдельных кандидатов в целях организации приема и проверки документов организующая выборы избирательная комиссия принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые - в случаях, предусмотренных законом, и обязательные - формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, определяет порядок приема таких документов и создает рабочую группу по их приему и проверке.

Постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 15 июня 2017 года № 15/92-6 утверждены перечень и форма документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Челябинской области, согласно подпункту 2.1 данного перечня кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, предоставляются в окружную избирательную комиссию документы, в том числе заверенная руководителем политической партии, регионального отделения политической партии копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, если избирательное объединение не является юридическим лицом, а также решение о его создании.

Согласно подпункту 2.3 данного Перечня кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, предоставляется в окружную избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата (кандидатов) по соответствующему одномандатному избирательному округу.

В примечании к пункту 2 Перечня указано на то, что если избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным избирательным округам, в окружную комиссию документы, предусмотренные подпунктами 2.1-2.4, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В этом случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные пунктами 2.1-2.4, в эту же комиссию могут не представлять.

Аналогичные положения отражены в подпункте 2.3, примечании к пункту 2 решения территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 30 июня 2021 года № 4/29-5.

Названные постановления на момент рассмотрения дела никем не отменены, не признаны недействительными, размещены на официальных сайтах избирательных комиссий в общем доступе.

Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно подписанному членом территориальной избирательной комиссии подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты по Калининскому одномандатному избирательному округу № 21 ФИО14 09 июля 2021 года представил в территориальную избирательную комиссию по Калининскому району города Челябинска, в том числе решение о выдвижении кандидата (л.д. 27).

Решением Калининского районного суда города Челябинска от 16 августа 2021 года, вступившим в законную силу 24 августа 2021 года, исковые требования ФИО14 об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты удовлетворены, решение территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 06 августа 2021 года № 27/140-5 об отказе в регистрации ФИО14, выдвинутым избирательным объединением «Местное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Калининском районе города Челябинска» кандидатом в депутаты совета депутатов Калининского района города Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу № 21 признано незаконным и отменено, возложена обязанность по регистрации кандидата в депутаты (л.д. 143-146).

Выводы решения суда свидетельствуют о том, что в представленных ФИО14 документах имелось необходимое для его регистрации в качестве кандидата в депутаты решение о выдвижении кандидата.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В связи с вышеизложенным, поскольку бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом Мадаминовой А.В. требований избирательного законодательства при предоставлении документов для регистрации кандидатом в ТИК Калининского района г. Челябинска суду не представлено, выводы суда первой инстанции о незаконности решения территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 06 августа 2021 года № 27/141-5 в отношении Мадаминовой А.В. обоснованны.

При этом иное толкование подателем жалобы норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет. Доводы жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и верно установленных судом обстоятельств.

Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Калининского района г. Челябинска – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

11а-11323/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурора Калининского района г.Челябинска
Кандидат в депутаты Совета депутатов Калининского района г. Челябинска по одномондатному избирательному округу № 11 Мадаминова Анна Владимировна
Ответчики
Избирательная комиссия Челябинской Области
Территориальная избирательная комиссия Калининского района г. Челябинска
Другие
Морозова Ксения Александровна
Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Калининском районе г. Челябинска
Местное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Калининском районе г. Челябинска
Акимов Иван Евгеньевич
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Смолин Александр Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.08.2021Передача дела судье
01.09.2021Судебное заседание
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Передано в экспедицию
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее