Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием истца Алексеева В.К., представителя истца Алексеевой Л.В., представителя ответчика Владимирова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева В.К. к администрации Абашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа создании межведомственной комиссии по обследованию жилого дома незаконным, обязании в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу создать межведомственную комиссию и провести обследование помещения – дома №, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его непригодным для проживания
УСТАНОВИЛ:
Алексеев В.К. обратился с исковым заявлением к администрации Абашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа создании межведомственной комиссии по обследованию жилого дома незаконным, обязании в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу создать межведомственную комиссию и провести обследование помещения – дома №, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его непригодным для проживания. Требования мотивированы тем, что он является собственником дома общей площадью 27 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки и находится в аварийном состоянии. Потолки и пол в доме насквозь прогнили, частично стены в сквозных трещинах, плесень по всему дому, в задней части комнаты отсутствует потолок. В доме отсутствует отопление, водоснабжение, электропроводка в аварийном состоянии, туалет расположен на улице. В целом дом не пригоден для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Абашевского сельского поселения Чувашской Республики с заявлением о создании межведомственной комиссии для обследования дома на предмет признания его не пригодным для проживания. По его обращению ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ за №, в котором указано, что межведомственная комиссия по его обращению создаваться не будет.
С данным ответом на обращение он не согласен. Считает, что ответчиком не было обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявления и не приняты меры по восстановлению и защите нарушенных прав и законных интересов жильцов. Администрация Абашевского сельского поселения Чувашской Республики проигнорировало его обращение, дом по настоящее время не обследован комиссией и не дано заключение.
В судебном заседании истец Алексеев В.К. и его представитель Алексеева Л.В. исковые требования поддержали в полном объёме и вновь привели их суду.
Представитель ответчика глава администрации Абашевского сельского поселения Владимиров А.Н. исковые требования не признал.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.К. является собственником жилого дома площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.К. обратился в администрацию Чебоксарского района ЧР с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания принадлежащего ему на праве собственности жилья не пригодного для проживания.
Из ответа администрации Абашевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации Абашевского сельского поселения вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции закреплено право, а не обязанность органов местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочиям по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. При этом указано, что межведомственная комиссия для признания принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения непригодным для проживания создаваться не будет.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Таким образом, Положением предусмотрено создание постоянно действующей межведомственной комиссии для оценки всех жилых помещений муниципального жилищного фонда. Создание же межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса об отнесении конкретного жилого помещения к числу непригодных для проживания, не предусмотрено.
Таким образом, вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
Такое толкование норм материального права содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в данном Обзоре указано, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Пунктами 47,49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Пунктом 49 указанного Положения установлено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Истец Алексеев В.К., обращаясь в суд сослался на акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого жилой <адрес> <адрес> подвержен значительному физическому износу и находится в аварийном состоянии, фундамент, стены, стропильная система, система отопления и электроснабжения, существует риск короткого замыкания системы электроснабжения. Проведение технически сложного ремонта заключающегося в усилении фундамента, перекладки стен, замены стропильной системы и инженерных систем, экономически нецелесообразно. Суд находит данный довод не имеющим значения при разрешении данного иска. Поскольку в силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Алексеева В.К. к администрации Абашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа создании межведомственной комиссии по обследованию жилого дома незаконным, обязании в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу создать межведомственную комиссию и провести обследование помещения – дома №, расположенного по адресу: <адрес>, для признания его непригодным для проживания отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья: С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ