УИД: 78RS0014-01-2024-007908-98
Дело №2-6395/2024 18 сентября 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.
при секретаре Морозовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кондратьева А.А, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения, обязании назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кондратьев А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Отделение Пенсионного фонда) об оспаривании решения об исключении из страхового стажа периодов отпусков за свой счет и об отказе в назначении страховой пенсии №312712/24 от 16.05.2024, обязании назначить страховую пенсию по старости с момента первичного обращения.
В обоснование указывал, что 19.04.2024 обратился в Отделение Пенсионного фонда за назначением страховой пенсии по старости по ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», однако оспариваемым решением ему в этом было отказано, при этом из страхового стажа истца исключены периоды его нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, что, по мнению истца, является неправомерным; также ссылается на то, что согласно полученным им Сведениям о состоянии его индивидуального лицевого счета спорные периоды в стаж входили.
Истец Кондратьев А.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда по доверенности Ванеева А.А. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 19.04.2024 истец Кондратьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> на момент обращения), обратился в Отделение Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, решением №312712/24 от 16.05.2024 в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 42 лет и необходимого возраста 64 лет.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.1.2 данной статьи лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Приложением №6 к данному закону предусмотрено, что для мужчин, достигших в 2022 году 60 лет, право на страховую пенсию по старости возникает в возрасте (60 лет + 48 месяцев).
Таким образом, поскольку истец Кондратьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 60 лет ДД.ММ.ГГГГ, его право на страховую пенсию по п.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» возникнет только (ДД.ММ.ГГГГ + 48 месяцев) = ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, вывод Отделения Пенсионного фонда в оспариваемом истцом решении о том, что к моменту обращения за назначением пенсии истец не достиг необходимого возраста 64 лет, является правильным.
Из оспариваемого истцом решения Отделения Пенсионного фонда №312712/24 от 16.05.2024 также следует, что при определении страхового стажа Кондратьева А.А. в него не были включены периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы: 1 месяц в 2008 году, 4 месяца в 2009 году, 25.11.2013, 08.05.2014, 02.06.2014, 28.09.2016, 30.12.2016, с 01.04.2020 по 31.05.2020, с 01.10.2020 по 31.10.2020, с 01.01.2021 по 31.01.2021, с 01.07.2021 по 31.07.2021, в связи с чем страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости определен в 41 год 07 месяцев 04 дня.
Факт нахождения в указанные выше периоды, исключенные ответчиком из подсчета страхового стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Кондратьевым А.А. в судебном заседании 18.09.2024 не отрицался, с решением ответчика в отношении остальных периодов истец согласен.
Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Поскольку в период нахождения работника в отпуске за свой счет заработная плата ему не выплачивается, соответственно, НДФЛ за данный период работодателем удержанию не подлежит, начисление и уплата страховых взносов не производится.
В силу ч.1 ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются перечисленные в данной части периоды, которые согласно ч.2 данной статьи засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Периоды нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы в указанный выше перечень периодов работы и (или) иной деятельности не включены.
Порядок исчисления страхового стажа определен в ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях», согласно п.9 которой при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Таким образом, включение в страховой стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ч.8 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, законодательство, действовавшее на 2008 год (первый неучтенный ответчиком период нахождения истца в отпуске за свой счет) и далее до дня вступления в законную силу ФЗ «О страховых пенсиях», включение в страховой стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы также не предусматривало.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Отделением Пенсионного фонда в страховой стаж истца Кондратьева А.А. обоснованно не были включены периоды его нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Ссылки истца на выписки из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в рассматриваемом случае не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов; содержащиеся в данных выписках сведения не подменяют собой решения органа пенсионного обеспечения, принимаемые при рассмотрении заявления гражданина о назначении страховой пенсии по старости с непосредственной проверкой всех документов и сведений о работе гражданина, имеющих значение для установления факта возникновения у него права на назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, поскольку на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости (19.04.2024) истец Кондратьев А.А. не достиг возраста, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости по ч.1.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», а также имел недостаточный для этого страховой стаж, суд приходит к выводу о том, что решение Отделения Пенсионного фонда №312712/24 от 16.05.2024 об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является законным.
В связи с изложенным исковые требования Кондратьева А.А. об оспаривании решения и обязании назначить пенсию удовлетворению не подлежат.
В ходе судебного разбирательства Кондратьевым А.А. были заявлены ходатайства об обращении решения суда к немедленному исполнению, а также о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения ответчиком решения суда об обязании совершить определенные действия.
Вместе с тем, поскольку истцу в иске отказано в полном объеме, правовые основания для удовлетворения вышеназванных ходатайств отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кондратьева А.А, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения, обязании назначить пенсию – отказать.
В удовлетворении ходатайств о взыскании судебной неустойки и обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Лемехова
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2024.