УИД 74RS0028-01-2024-007596-04
Дело № 2-505/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2025 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Двуреченской А.А.,
с участием представителя истца Шишменцева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаева А.С., Багаевой Л.И., Мироновой Н.С., Миронова Е.С. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
С учетом измененных требований Багаев А.С., Багаева Л.И., Миронова Н.С., Миронов Е.С. обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - администрация Копейского городского округа) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В обоснование требований указали, что зарегистрированы и проживают по адресу: АДРЕС. Указанная квартира является муниципальной собственностью Копейского городского округа Челябинской области. Решением Копейского городского суда Челябинской области от 03 мая 2024 года за ними признано право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма. 20 апреля 2014 года в указанной квартире произошел пожар, в связи с чем она находится в состоянии, которое представляет угрозу для их жизни и безопасности. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 14 октября 2014 года спорное жилое помещение признано непригодным для проживания, при этом решение о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу до настоящего времени не принято. 28 августа 2024 года они обратились в межведомственную комиссию администрации Копейского городского округа с заявлением о проведении обследования жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, и вынесении заключения о признании указанного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, на которое был дан ответ, что в случае принятия межведомственной комиссией решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа готово произвести оплату технического заключения специализированной организации о признании жилого дома аварийным прямо пропорционально занимаемым площадям. Просят возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность предоставить им, Багаеву А.С., Багаевой Л.И., Мироновой Н.С., Миронову Е.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, а именно отдельную квартиру общей площадью не менее 42,6 кв.м, отвечающую установленным санитарным нормам, в черте г. Копейска Челябинской области (л.д. 5-6, 40-41).
Истцы Багаев А.С., Багаева Л.И., Миронова Н.С., Миронов Е.С. в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 43).
Представитель истца Багаева А.С. - Шишменцев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа извещен, в судебное заседание не явился (л.д. 39).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Согласно абз. 2 п. 49 названного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено, что квартира с кадастровым номером НОМЕР, площадью 42,6 кв.м, расположенная по адресу: АДРЕС, является муниципальной собственностью Копейского городского округа Челябинской области (л.д. 23-26, 31).
20 апреля 2014 года в 01 час 59 минут произошел пожар в доме, расположенном по адресу: АДРЕС. В результате пожара огнем повреждено строение жилого дома. Материальный ущерб составил ориентировочно 200000 рублей. Причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем (л.д. 8).
Заключением Межведомственной комиссии администрации Копейского городского округа от 14 октября 2014 года принято решение о непригодности жилого помещения АДРЕС для проживания (л.д. 9, 10).
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 03 мая 2024 года за Багаевым А.С., Багаевой Л.И., Мироновой Н.С., Мироновым Е.С. признано право пользования квартирой с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 42,6 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС, на условиях договора социального найма (л.д. 11-14). Решение вступило в законную силу 15 июня 2024 года.
28 августа 2024 года истцы обратились в Межведомственную комиссию администрации Копейского городского округа с заявлением о проведении обследования жилого помещения - квартиры площадью 42,6 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС, вынесении заключения о признании указанного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15, 16).
04 сентября 2024 года администрацией Копейского городского округа сообщено, что жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, является муниципальной собственностью Копейского городского округа. В мае 2024 года межведомственной комиссией администрации Копейского городского округа по оценке и обследованию жилых помещений и зданий, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. В случае принятия межведомственной комиссией решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа готово произвести оплату технического заключения специализированной организации о признании жилого дома аварийным прямо пропорционально занимаемым площадям (л.д. 17).
Согласно выводам заключения специалиста ООО «Центр независимых экспертиз» П.Е.Ю. НОМЕР от 14 февраля 2025 года, жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, в части расположения квартиры НОМЕР, непригоден для проживания, поскольку строительные конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Физический износ жилого дома по состоянию на 31 января 2025 года составляет 93,75 %. Восстановить строительные конструкции исследуемого жилого дома до работоспособного состояния при помощи капитального ремонта невозможно, поскольку при капитальном ремонте не предусматривается замена несущих конструкций здания. Реконструкция (восстановление строительных конструкций) жилого дома до работоспособного состояния нецелесообразно, поскольку стоимость восстановления значительно превышает стоимость постройки аналогичного жилого дома (необходимо выполнение дополнительных работ, связанных с демонтажем и вывозом демонтируемых конструкций). Дом не пригоден для проживания в связи с ухудшением строительных конструкций из-за физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационными характеристиками. Это привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 44-77).
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области, объектов недвижимости за Багаевым А.С., Багаевой Л.И., Мироновой Н.С., Мироновым Е.С. не зарегистрировано (л.д. 19, 20, 21, 22).
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В ходе судебного заседания установлено, что спорное жилое помещение фактически является непригодным для постоянного проживания, проживание в нем в настоящее время невозможно, истцы не имеют иных жилых помещений в пользовании на каком либо ином законном основании (по социальному найму, в собственности), выезд его из квартиры был связан с невозможностью проживания в ней ввиду опасности для жизни и здоровья, а предметом договора социального найма может быть только пригодное для постоянного проживания жилое помещение, невыполнение процедуры признания дома непригодным для постоянного проживания ввиду длительного бездействия органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, но должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартиру, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Принимая во внимание, что проживание Багаева А.С., Багаевой Л.И., Мироновой Н.С., Миронова Е.С. в спорном жилом доме угрожает их жизни и здоровью, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по предоставлению истцам по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 42,6 кв.м, отвечающего установленным санитарными и техническим требованиям, в черте Копейского городского округа Челябинской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7411005270) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 42,6 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2025 ░░░░.