Решение по делу № 33-6980/2019 от 24.06.2019

Дело

Судья:     Бутырин А.В.

Докладчик:    Мулярчик А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего         Мулярчика А.И.,

судей              Александровой Л.А., Хабаровой Т.А.,

при секретаре             ПАЮ,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 25 июля 2019 года гражданское дело по иску ВЮО к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> об обязании предоставления жилого помещения, компенсации расходов, по апелляционной жалобе представителя мэрии <адрес>СНП на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., выслушав объяснения ВЮО, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ВЮО обратилась в суд в суд с требованиями к мэрии <адрес>, правительству <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> об обязании предоставления жилого помещения, указав в обоснование, что она относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в соответствующий список, подлежит обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, что явилось основанием для обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями.

Просила обязать ответчиков предоставить ВЮО ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Суд обязал мэрию <адрес> предоставить ВЮО благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.

С данным решением не согласилась представитель мэрии <адрес>СНП, в жалобе просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении требований, поскольку считает, что решение суда не исполнимо по причине недостаточности финансирования из областного бюджета.

Полагает, что предоставление истцу жилого помещения ранее впереди состоящих граждан, повлечет нарушение их прав.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>.

Из материалов дела следует, что ВЮО, приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно представленных в суд доказательств у истца отсутствуют в собственности жилые помещения, она не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы закона и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав мэрию города предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку с момента включения ВЮО в Список у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансового обеспечения отклоняются судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ и от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию за счет средств областного бюджета <адрес>.

Доводы апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их нрав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети-сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право истца на получение специализированного жилья с реализацией прав иными лицами на получение такого же жилья.

Напротив, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии <адрес>СНП – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее