Дело № 2-985/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2011 года г.Колпашево
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.А.,
с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Бакулиной Н.В.,
при секретаре Дубовцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Луканина Р.В. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Луканина Р.В. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Луканина Р.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2), Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8); <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указал, что Луканин Р.В., 1990 года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку мать воспитанием сына не занималась, в связи с чем, решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, а отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Луканин Р.В. с 2005 года, на основании решения Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, находится под опекой К. Жилое помещение за Луканиным Р.В. не закреплялось. В июне 2011 года Луканин окончил образовательное учреждение – ОГОУ НПО «ПУ №» <адрес>, с получением начального профессионального образования. С 2006 года Луканин Р.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени Луканин Р.В. жильем не обеспечен. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2006 году) Луканин Р.В. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ и ст. <адрес> №-ОЗ. Поскольку органы местного самоуправления не выполнил, право на его получение он не теряет.
В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Бакулина Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что право на предоставление жилого помещения возникло у Луканина Р.В.. после окончания образовательного учреждения - ОГОУ НПО «ПУ №» и прекращения над ним попечительства.
Луканин Р.В., в соответствии со ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не представил сведения о причинах неявки. В соответствии со ст. 167 ч.3 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии Луканина Р.В.
Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Кириченко В.А., в соответствии со ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом извещенный о времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В заявлении указал, что не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований об обеспечении Луканина Р.В. вне очереди жилым помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Колпашевского городского поселения.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются <адрес> по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> за счет средств областного бюджета.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов <адрес> наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).
В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства <адрес> корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ.
Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.
Луканин Р.В., 1990 года рождения, родившийся в <адрес> (справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 13), свидетельство о рождении 1-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), паспорт серии 69 09 №, выдан территориальным отделением УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24)), имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и пользуется всеми льготами, предназначенными для этой категории лиц. Согласно данным, предоставленным Администрацией Колпашевского городского поселения, Луканин Р.В., жильем не обеспечен и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2006 года (л.д. 6)
Его мать Л., решением Колпашевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Луканина Р.В., которые были переданы под опеку К..
Согласно справке о составе семьи (л.д. 15) в квартире по адресу: <адрес>, квартиросъемщиком которой является А., проживают: Луканин Р.В. 1990 г.р., К., 1982 г.р., Е., 1999 г.р., Е. 2002 г.р.
Луканин Р.В. имеет диплом об окончании в 201 году ОГОУ НПО «Профессиональное училище №», с присвоением квалификации «слесарь по ремонту автомобилей 3 разряда, слесарь по топливной аппаратуре 3 разряда, водитель автомобиля категории «С». (л.д. 21-22)
Статус Луканина Р.В. как ребенка, оставшегося без попечения родителей ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Луканин Р.В. обратился с заявлением на имя Главы Колпашевского городского поселения, в котором просил предоставить ему жилье. В ответ на указанное заявление Глава Колпашевского городского поселения в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил Луканину Р.В., что Администрация Колпашевского городского поселения принимает все необходимые меры для решения жилищной проблемы. (л.д. 20)
Луканин был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а, следовательно, имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8). Требований об обязательном заявительном порядке, с учетом признания права истца на внеочередное предоставление жилого помещения по результатам рассмотрения материалов жилищной комиссией, законодательство в указанной части не содержит.
Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и др. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется.
Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Луканина Р.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях до социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. <адрес> «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>».
Однако, в нарушение действующего законодательства Луканину Р.В. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования ОГОУ НПО Профессиональное училище №, жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было.
Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Луканина Р.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию <адрес> №-ОЗ.
Кроме того, согласно ст. 8 Закона №-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в <адрес>» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. <адрес> №-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Луканину Р.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Е.А.Кузнецова
Решение вступило в законную силу: 22 октября 2011 года