Дело №2-830/2023

18RS0009-01-2023-000273-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Шаркан 16 марта 2023 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,

при секретаре Перевозчиковой И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Шарканского района УР Леконцевой И.А.,

представителя третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» Перевозчиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,

установил:

прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее – ответчик, МБОУДО «Дом детского творчества», учреждение) о понуждении устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов. Требования обоснованы следующим.

Прокуратурой Шарканского района проведен анализ соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в МБОУДО «Дом детского творчества».

Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012 (далее - Конвенция), провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Согласно ст. 7 Конвенции государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

В соответствии со ст. 25 Конвенции государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим тендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конвенции государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №    181-ФЗ) организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии с п. 4.4. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2020) в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее - МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 5.1.1 СП 59.13330.2020 вход приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для МГН элементами информации об объекте.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и других.

Статья 5 вышеназванного Федерального закона устанавливает доступность образования.

В соответствии с п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу подпункта «е» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи, утвержденного Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее по тексту - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно подпунктам «а,б» пункта 4 вышеназванного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Однако, в нарушение указанных требований в ходе проведения анализа соблюдения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что в МБОУДО «Дом детского творчества» не обеспечено наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также лиц, которые в силу возраста, здоровья не могут самостоятельно защищать свои права.

Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор просил обязать МБОУДО «Дом детского творчества» в срок до 01.10.2023 при входе в здание образовательной организации по адресу: УР, <*****>, разместить вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шарканского района УР Леконцева И.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что здание МБОУДО «Дом детского творчества» является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в него инвалидов, что соответствует принципу полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, обозначенного в Конвенции о правах инвалидов. Выявленные при проведении прокурорской проверки нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. Отсутствие в образовательной организации обучающихся инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных в иске нормативных требований. Иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку с учетом миграционных процессов, происходящих в Шарканском районе УР, невозможно определить количество граждан, права которых могут быть нарушены. Доводы, указанные третьим лицом в отзыве на исковое заявление, полагает необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Представитель ответчика МБОУДО «Дом детского творчества» в судебном заседании не присутствует, о времени, месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 39).

До судебного заседания от представителя ответчика – директора МБОУДО «Дом детского творчества» поступили возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Шарканского района. Ссылаясь на положения ч.1 ст.24 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», которым утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок), полагает, что осуществление мер и создание условий по обеспечению доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для инвалидов должно осуществляться с учетом «разумных приспособлений», в каждом конкретном случае, направленных на оказание индивидуализированной помощи инвалидам. Ответчик МБОУДО «Дом детского творчества» является образовательным учебным заведением, осуществляет свою деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Здание МБОУДО «Дом детского творчества», расположенное по адресу <*****>, построено в 1956 году, которым учреждение владеет на праве оперативного управления. Ремонт здания осуществлялся в 2022 году, который не включал работы, позволяющие обеспечить доступ для инвалидов к объекту и образовательным услугам. На сегодняшний день в учреждении проходят обучение порядка 700 учащихся, зачисленных, в том числе на основании медицинского освидетельствования по состоянию здоровья, обеспечивающие получение дополнительного образования по 6 направлениям: художественное, туристско- краеведческое, естественно-научное, техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. Учащихся со слабым зрением и незрячих в МБОУДО «Дом детского творчества» не зарегистрировано. Поскольку осуществление мер по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов должно осуществляться с учетом конкретных потребностей инвалидов, а также в связи с отсутствием конкретных получателей образовательных услуг - инвалидов по зрению среди воспитанников учреждения, полагает, что отсутствие при входе в объект Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне не ограничивает и (или) нарушает права инвалидов на получение образовательных услуг, предоставляемых Ответчиком (л.д.40-41).

Дело в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» Перевозчикова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, указанным представителем ответчика. Дополнительно указала, что создание условий по обеспечению доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры для инвалидов осуществляется с учетом применения требований СП 59.13330.2020, указанных в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021г № 815 (в ред. 20.05.2022), направленных на оказание индивидуализированной помощи инвалидам в каждом конкретном случае. Подп. 5.1.1 СП 13330.2020, на который ссылается истец, не входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а входит согласно Приказу Росстандарта РФ от 02.04.2020 №687 в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», который в силу ч.4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» не может оцениваться как несоблюдение технических регламентов. Так как оборудование входа на объект доступными для маломобильных групп элементами информации об объекте не является обязательной для исполнения нормой, а также установка вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не определяет показатель доступности услуг для инвалидов, следовательно, отсутствие вывески при входе в объект е ограничивает или нарушает прав инвалидов на получение образовательных услуг, предоставляемых ответчиком.

Заслушав истца, представителя третьего лица, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты (часть 2).

Статьей 1 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что социальная инфраструктура для детей представляет систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 9 Закона N 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, реабилитации инвалидов.

Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организации, независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

В силу подпункта «е» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи, утвержденного Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее по тексту - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п.п. «а, б» п. 4 вышеназванного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Согласно п.7 вышеназванного Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001" Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр (далее по тексту - Свод правил).

Согласно п.6.5.2 Свода правил, технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.

В соответствии с п. 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги: указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных;

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Применение на обязательной основе пунктов 6.5.2, 6.5.9 Свода правил в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, вопреки доводам ответчика и третьего лица, законом предусмотрена обязанность образовательных организаций обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, при этом какой-либо оговорки относительно наличия (отсутствии) в образовательной организации обучающихся с нарушением органов зрения, которая бы свидетельствовала о возможности неисполнения указанной обязанности, вопреки доводам представителя ответчика и третьего лица, отсутствует.

Суд отмечает, что наличие вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, в силу указанных выше норм является обязательным, а не добровольным, как указывает на то представитель третьего лица, поскольку наличие таковых, помимо реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ в помещение образовательной организации, гарантирует последним безопасность их пребывания в них, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, направлены на обеспечение социальных прав инвалидов на беспрепятственное передвижение, доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Статьей 16 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более того, согласно п. 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений, помимо обучающихся, являются родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, круг которых определить невозможно ввиду миграционных процессов, как верно указано истцом.

Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, ответчиком на входе в здание МБОУДО «Дом детского творчества», расположенном по адресу: УР, <*****>, вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, не размещены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела:

- справкой старшего помощника прокурора Шарканского района УР от 02.02.2023 о результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, согласно которой в МБОУДО «Дом детского творчества» не обеспечено наличие при входе на объект вывески с названием организации, графиком её работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д. 5);

- сообщением Управления образования Администрации МО «МО Шарканский район УР» от 12.12.2022 об отсутствии тактильных табличек с использованием шрифта Брайля в образовательных учреждениях района, в том числе у ответчика, а также планируемом поступлении и выделении денежных средств, установлении в срок до 01.09.2023 г. во всех образовательных организациях таблички со шрифтом Брайля для всех маломобильных групп населения с учетом требований Федеральной программы «Доступная среда» (л.д.6);

- уставом МБОУДО «Дом детского творчества», согласно которому учреждение является некоммерческой организацией, предметом деятельности которого является реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ; целями деятельности определены, в том числе: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 5 до 18 лет, их адаптация к жизни в обществе, организация содержательного досуга, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, здоровому образу жизни; одной из задач определено оказание помощи в реабилитации детей-инвалидов, развитии и поддержке их творческих способностей (л.д.14-24);

- выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой МБОУДО «Дом детского творчества» является самостоятельным юридическим лицом, основным видом деятельности которого указано образование дополнительное детей и взрослых (л.д.28-31).

Факт неисполнения указанной обязанности ответчиком не оспаривается.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что здание МБОУДО «Дом детского творчества» по указанному в иске адресу является объектом социальной инфраструктуры, в котором осуществляется деятельность по оказанию образовательных услуг.

Однако, ответчиком - образовательной организацией не обеспечено исполнение требований действующего законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, право инвалидов на доступность к социально-значимому объекту, что является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.

Отсутствие надлежащего финансирования бюджетного образовательного учреждения, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Неисполнение ответчиком возложенной законом обязанности по размещению на здании МБОУДО «Дом детского творчества», расположенном по адресу: УР, <*****>, вывески с названием организации, графиком ее работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе участников образовательных отношений, к которым, помимо обучающихся, относятся и их родители иные законные представители, иных посетителей и лиц, желающих получить образование, на достойную жизнь и свободное развитие.

В ходе судебного разбирательства доказательств устранения указанных нарушений суду на момент вынесения решения ответчиком не представлено.

В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором Шарканского района УР исковые требования в полном объеме.

В соответствие со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение, суд с учетом начала нового учебного года находит его достаточным и разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1822003856) ░ ░░░░ ░░ 01.10.2023 ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <*****>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.

2-830/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шарканского района УР
Ответчики
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного образования "Дом Детского Творчества"
Другие
Администрация МО "МО Шарканский район УР"
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Лопатина Лариса Эдуардовна
Дело на сайте суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
09.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2023Передача материалов судье
13.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Подготовка дела (собеседование)
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2023Дело оформлено
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее