Решение по делу № 2а-2213/2019 от 05.08.2019

Дело №2а-2213/2019

33RS0011-01-2019-003183-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 19 августа 2019 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.

при секретаре Алфимовой Виктории Андреевне

представителя административного истца адвоката Смирнова Станислава Алексеевича

представителя административного ответчика Котлярова Александра Ивановича,

административных ответчиков Ванюшиной Елены Валентиновны, Морозова Дмитрия Юрьевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куандыкова Амангельды Хаджимуратовича о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Коврова, возложении обязанности допустить к участию во втором этапе конкурса,

установил:

Куандыков Амангельды Хаджимуратович обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы города Коврова, возложении обязанности допустить к участию во втором этапе конкурса.

В обоснование административного искового заявления указано, что в городе Коврове проводятся выборы главы города. Уставом муниципального образования и Законом Владимирской области предусмотрены выборы главы города не напрямую, а представительным органом местного самоуправления (Советом народных депутатов города Коврова). При этом формируется конкурная комиссия, которая проводит предварительный отбор кандидатов. Он подал документы для участия в конкурсе на должность главы города Коврова, однако решением от 30.07.2019 конкурсная комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку у него нет стажа муниципальной службы или стажа государственной службы. Он с этим не согласен, так как проходил военную службу, а в силу положений законодательства о статусе военнослужащих один день военной службы засчитывается за 1 или 2 дня гражданской службы. Кроме того, решение конкурсной комиссии противоречит правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 03.07.2018 №1676-О.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Смирнов Станислав Алексеевич поддержал требования своего доверителя.

Представитель административного ответчика Котляров Александр Иванович просил в удовлетворении административного иска отказать, так как конкурсной комиссией принято законное решение. В соответствии с условиями конкурса кандидат на должность главы муниципального образования должен иметь определенный стаж работы на государственной или муниципальной службе, однако у административного истца его не имеется. В связи с этим он не может быть допущен к конкурсу.

Представители заинтересованного лица Ковровского городского Совета народных депутатов Ванюшина Елена Валентиновна и Морозов Дмитрий Юрьевич просили в удовлетворении административного иска отказать. Пояснили, что условиями конкурса не предусмотрена возможность участия в них лиц, проходивших только военную службу, что имеет место в отношении административного истца.

Прокурор, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав адвоката, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно частям 2, 21 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Из изложенных норм закона следует, что если в муниципальном образовании проводятся косвенные выборы главы этого образования (то есть глава избирается не напрямую населением), то именно представительный орган местного самоуправления (и никто иной) избирает главу муниципального образования. Конкурсная комиссия только проводит предварительный отбор кандидатов для выборов. Единственным безусловным основанием для отказа в конкурсе является наличие ограничений пассивного избирательного права. При этом условия конкурса предусматривают требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения. Однако это не означает, что если лицо, претендующее на должность главы муниципального образования, не имеет такого образования, знаний, навыков, то оно не может быть допущено к конкурсу. Как указано в законе, эти требования предпочтительны (то есть рекомендуются), однако в каждом конкретном случае представительный орган муниципального образования решает, какое лицо достойно занять должность главы муниципального образования.

При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 №1676-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крыжова Сергея Борисовича на нарушение его конституционных прав абзацами первым и седьмым части 21 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявлен конституционно-правовой смысл данной нормы. Конституционным Судом Российской Федерации указано, что неограниченная свобода усмотрения представительного органа муниципального образования при этом не предполагается.

Пределы его дискреции очерчиваются как общими положениями, касающимися профессиональных требований к кандидату, так и вытекающими из названных законоположений дополнительными требованиями, связанными с проведением соответствующего конкурса: сам смысл введения таких требований применительно к конкурсу на замещение должности главы муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляющего местную администрацию (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), состоит в создании условий для замещения этой должности квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной муниципальной должности.

В связи с этим федеральным законодателем не исключается конкретизация на уровне местного самоуправления дополнительных профессиональных требований путем указания на подлежащее учету при проведении конкурса наличие у лица высшего образования по определенной специальности (специальностям), что характеризует данное лицо в качестве обладающего компетенцией, позволяющей успешно решать возложенные на него как занимающего соответствующую муниципальную должность административно-управленческие, финансово-экономические и иные публично-хозяйственные задачи, связанные с жизнеобеспечением населения по месту жительства и исполнением органами местного самоуправления отдельных возложенных на них государственных полномочий.

Вместе с тем в силу прямого указания федерального законодателя нельзя упускать из виду значение таких требований в соответствующей конкурсной процедуре: не будучи неким заградительным барьером для допуска кандидатов к участию в данной процедуре, они призваны обеспечить учет профессиональных характеристик конкретного кандидата, предпочтительных для осуществления полномочий главы муниципального образования в данной публично-территориальной единице, непосредственно в ходе самого конкурсного отбора, что может дать ему некоторое преимущество перед другими кандидатами при прочих равных условиях.

Такого же понимания абзаца седьмого части 21 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» придерживается и Верховный Суд Российской Федерации: как указано в апелляционном определении его Судебной коллегии по административным делам от 24 мая 2017 года №8-АПГ17-7, правовая конструкция данной нормы предполагает, что установленное в ней право представительного органа муниципального образования может быть реализовано исключительно в рамках полномочий по утверждению порядка проведения конкурса и, как следствие, - по определению условий конкурса, на соответствие которым кандидат и представленные им документы подлежат оценке конкурсной комиссией; следовательно, факт соответствия либо несоответствия кандидата требованиям, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации), может быть учтен конкурсной комиссией в случае включения таких требований в условия конкурса при принятии решения по результатам его проведения, но не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Таким образом, Конституционный Суд подчеркнул, что наличие дополнительных требований к кандидату не должно препятствовать такому лицу возможности участвовать в самом конкурсе (который проводится именно представительным органом местного самоуправления, а не конкурсной комиссией). Смысл установления требований к образованию и навыкам состоит в том, что лица, их имеющее, могут получить больше шансов на избрание представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, если представительный орган местного самоуправления установил определенные требования к кандидату на должность главы муниципального образования, то он может непосредственно при голосовании отклонить лицо, не соответствующее этим требованиям.

Как видно из материалов административного дела, в городе Коврове проводятся выборы главы города. Согласно части 2 статьи 2 Закона Владимирской области от 14.11.2014 №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области», глава городского округа в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, если частями 3, 4 настоящей статьи не предусмотрено иное.

При этом формируется конкурсная комиссия, которая проводит предварительный отбор кандидатов. В состав конкурсной комиссии от администрации Владимирской области включены Леухин Олег Викторович, Терехов Сергей Юрьевич, Шаломенцева Елена Геннадьевна.

Решением Совета народных депутатов города Коврова от 18.06.2019 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы города Коврова Владимирской области. Членами конкурсной комиссии избраны Половинкина Наталья Валерьевна, Котляров Александр Иванович, Мухин Александр Семенович.

Объявлением о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Коврова предусмотрено наличие требований к кандидату, в частности, наличие стажа не менее пяти лет на руководящих должностях в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслей экономики, социальной сферы, либо наличие не менее пяти лет стажа на должностях муниципальной службы высшей группы либо должностях государственной гражданской службы категории «руководители» высшей или главной группы, либо стаж работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее пяти лет. Под руководящей должностью понимается должность руководителя, заместителя руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, организации, а также должность руководителя структурного подразделения указанных органов и организаций, в должностные обязанности которых входит руководство деятельностью указанных органов или организаций и их структурных подразделений.

Конкурс проводится в 2 этапа: конкурс документов и конкурсные испытания (в форме индивидуального собеседования).

Административный истец подал документы для участия в конкурсе на должность главы города Коврова, однако решением от 30.07.2019 конкурсная комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку у него нет стажа муниципальной службы или стажа государственной службы.

Из материалов административного дела следует, что Куандыков А.Х. поступил на военную службу 01.08.1993. С 1998 года занимал различные должности на военной службы: заместитель командира роты по вооружению, командир взвода роты, командир учебного танкового взвода, начальник штаба, начальник учебного центра, заместитель командира 4 гвардейской танковой дивизии.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Исходя из изложенных требований закона с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие у него стажа гражданской или муниципальной службы не должно быть заградительным барьером для административного истца для того, чтобы иметь возможность выступить перед Советом народных депутатов города Коврова, ответить на их вопросы, изложить свою программу.

Также суд отмечает, что административный истец не допущен ко второму этапу конкурса, в то время как по требованиям федерального закона конкурсная комиссия представляет рекомендуемые кандидатуры представительному органу муниципального образования по итогам всего конкурса. В данном случае административный истец лишен возможности пройти собеседование с членами конкурсной комиссии (так как первый этап конкурса проводится по документам в отсутствие участников конкурса), на котором он мог бы доказать членам конкурсной комиссии наличие у него необходимых навыков и знаний.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить административные исковые требования.

Частями 1, 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Поскольку второй этап конкурса назначен на 20.08.2019, суд полагает, что не допуск к нему административного истца может нанести ущерб публичным интересам, ограничить Совет народных депутатов города Коврова в возможности рассмотреть все кандидатуры на должность главы города Коврова, поэтому полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Согласно части 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.07.2019 №5 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-2213/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковровский городской прокурор
Куандыков Амангельды Хаджимуратович
Ответчики
Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы г. Коврова Владимирской области
Другие
Смирнов Станислав Алексеевич
Администрация города Коврова Владимирской области
Совет народных депутатов города Коврова
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Дело оформлено
29.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее