№ 2-3452/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2015 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Подберезко Е.А.
при секретаре Мордвиной А.А.
с участием представителя административного истца Егоровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «Сириус» к Государственной инспекции труда в Алтайском крае об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сириус» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Алтайском крае об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указывало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Бондарь К.А. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, по результатам проверки обществу выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на общество возложена обязанность выплатить в двойном размере заработную плату работнику Новикову Е.В. за работу в выходные и праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ; на основании заявлении Новикова Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ произвести увольнение ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.80 ТК РФ, выдать тому расчет и трудовую книжку.
Административный истец полагает, что предписание незаконно в части увольнения Новикова Е.В. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в увольнении его указанной датой работодателем отказано в связи с необходимостью отработать до ДД.ММ.ГГГГ, однако, работник отработать отказался и ушел с рабочего места, в последующем ДД.ММ.ГГГГ он был уволен за прогулы, увольнение Новикова Е.В. законно, возлагая обязанность на общество уволить его другой датой, инспекция обязывает общество совершить незаконные действия.
Общество просит признать незаконным и отменить предписание в указанной части.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивала по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Алтайском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя инспекции.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Новиков Е.В. обратился в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае в связи с нарушением его трудовых прав, допущенных работодателем ООО «Сириус», незаконно уволившим его за прогул ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГГГ, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении юридического лица – ООО «Сириус».
По результатам проведения проверки инспекцией составлен акт проверки, согласно которому со стороны общества выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, и выдано предписание № об устранении нарушений, заключающихся в выплате в двойном размере работнику Новикову Е.В. за работу в праздничные дни – 1, 9 мая и 12 июня, увольнении Новикова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного им заявления от ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации, выдать расчет и трудовую книжку.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Суд считает, что неурегулированные разногласия между работодателем и работником в части увольнения последнего по иным основаниям, иной датой, выдачи расчета и трудовой книжки являются, в силу ст.381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров или судом, а не инспекцией.
Учитывая изложенное, суд считает, что Государственная инспекция труда в Алтайском крае, выдавая ООО «Сириус» предписание об увольнении работника по иным основаниям и ной датой, а также выдачи ему расчета и трудовой книжки вышла за пределы своей компетенции.
В этой связи заявленные требования общества подлежат удовлетворению, соответствующий пункт выданного обществу предписания следует признать незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░.80 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░