Р Е Ш Е Н И Е
14 февраля 2023 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Хахо К.И., при секретаре Мамаеве О.А., с участием Нахушева Асланбека Темборовича, его защитника Карежева Джабраила Мухамедовича, помощника прокурора Кабардино-Балкарской Республики Башиева Расула Алисалтановича, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики Каракизова Алий Хакимовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики Кадырова А.В. на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 стати 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующего сектором маркетинга Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики Нахушева Асланбека Темборовича,
УСТАНОВИЛ:
прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации была проведена проверка соблюдения Министерством курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (далее – «Министерства») законодательства при осуществлении закупок у единственного поставщика.
По результатам проверки первым заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенковым А.В. постановлением от 31 мая 2022 года в отношении должностного лица – заведующего сектором маркетинга Министерства Нахушева Асланбека Темборовича было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информаций и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС КБР Гаева Р.А. от 22 июня 2022 года №007/04/7.31-379/2022 Нахушев А.Т. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено, он освобожден от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения, с вынесением устного замечания (л.д. 6-9).
Указанным постановлением Нахушев А.Т. признан виновным в том, что, будучи заведующим сектором маркетинга Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики несвоевременно разместил в единой информационной системе сведения о заключенном контракте.
Это было обусловлено тем, что он вовремя не получил экземпляр государственного контракта, подписанного контрагентом.
Из материалов дела следует, что Нахушев А.Т. вину свою в совершении административного правонарушения признает, привлекается к административной ответственности впервые существенных нарушений, повлекших причинение вреда правами законным интересам каких-либо лиц, организаций и общества не имеется.
Не согласившись с постановлением, считая, что совершенное Нахушевым А.Т. правонарушение не может быть признано малозначительным, 26 сентября 2022 года, заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Кадыров А.В. принес на него протест (л.д. 2-5).
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2022 года обжалуемое постановление изменено, из его резолютивной части исключено указание о признании Нахушева А.Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 72-73).
12 декабря 2022 года заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Кадыров А.В. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с протестом на решение суда от 25 ноября 2022 года, в котором просил отменить названное решение суда и возвратить дело на новое рассмотрение.
Одновременно прокурором было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для принесения протеста на данный судебный акт.
Определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2023 года названное ходатайство удовлетворено, заместителю Прокурора Кабардино-Балкарской Республики восстановлен пропущенный процессуальный срок для принесения протеста на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики, вынесенное 25 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующего сектором маркетинга Министерства Нахушева А.Т.
В обоснование принесенного протеста прокурор указывает на то, что Нахушевым А.Т. был нарушен закрепленный в статье 7 Федерального закона № 44-ФЗ принцип открытости контрактной системы, согласно которому в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. С целью исполнения данного принципа законодателем введена административная ответственность за нарушение сроков и полноты размещения информации в сфере закупок. По мнению автора протеста правонарушение, совершенное Нахушевым А.Т., не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые устанавливают единый порядок закупок, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В своих возражениях Нахушев А.Т. указывает, что вину в нарушении сроков размещения соответствующей информации признал, подобное нарушение допущено им впервые, ранее не привлекался к административной ответственности, совершенное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и причинение им вреда, цели заключенного контракта достигнуты.
Нахушев А.Т. в судебном заседании вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что опротестованное прокурором решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики законно и обоснованно. Совершенное им правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании помощник прокурора Кабардино-Балкарской Республики Башиев Р.А. поддержал протест по изложенным в нем доводам.
Нахушев А.Т., его защитник Карежев Д.М., а также представитель УФАС по КБР Каракизов А.Х. просили отклонить протест, считая решение Нальчикского районного суда Кабардино-Балкарской Республики законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, выслушав участников судебного разбирательства, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение сроков размещения необходимой информации в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 107 названного Федерального закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по итогам аукциона между Министерством курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики и Обществом с ограниченной ответственностью «Хайв Экспо Интернешнл» 14 марта 2022 года заключен государственный контракт № 2072501394522000006 на предоставление в аренду оборудованной выставочной площади для участия субъектов малого и среднего предпринимательства Кабардино-Балкарской Республики в составе «единого» стенда от Кабардино-Балкарской Республики на 28-й Московской международной туристической выставке.
В нарушение пункта 9 части 2 и части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ контракт и информация о нем были направлены в реестр контрактов Единой информационной системы в сфере закупок 19 апреля 2022 года, контракт размещен 18 мая 2022 года, при том, что крайней датой размещения являлось 21 марта 2022 года.
Являясь должностным лицом, на которого возложены обязанности управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства (приказ № 76/2-ОД от 18 октября 2021 года), в том числе ответственного за обеспечение направления сведений о контрактах для включения их в реестр контрактов, Нахушев А.Т. допустил нарушение срока направления сведений для размещения в реестре контрактов.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики в отношении должностного лица Министерства по указанному факту производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС КБР Гаева Р.А. от 22 июня 2022 года №007/04/7.31-379/2022 Нахушев А.Т. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено, он освобожден от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения, с вынесением устного замечания.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2022 года обжалуемое постановление изменено, из его резолютивной части исключено указание о признании Нахушева А.Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 72-73).
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях относительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, при этом применение положений соответствующей статьи закона является правом, а не обязанностью суда.
Проанализировав обстоятельства настоящего дела, доводы протеста о том, что совершенный Нахушевым А.Т. проступок не является малозначительным, нахожу несостоятельными.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, выразившегося в несвоевременном размещении соответствующих сведений в ЕИС, обстоятельств его совершения, личности виновного, который впервые привлекается к административной ответственности, в связи с отсутствием вреда либо угрозы причинения вреда личности, обществу и государству, а также каких-либо последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных отношений, суд первой инстанции пришел к выводу о малозначительности совершенного Нахушевым А.Т правонарушения.
Соглашаюсь с указанными выводами судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики, полагаю, что должностное лицо обоснованно пришло к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и положениям закона.
В связи с чем, состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш ИЛ:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Гаева Р.А. №007/04/7.31-379/2022 от 22 июня 2022 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нахушева Асланбека Темборовича, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики – без удовлетворения.
Судья К.И. Хахо