№ 2-293/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Яковченко О.А.,
при секретаре Чернета К..С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева С.Ю. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
В Железнодорожный районный суд г.Барнаула обратился Сергеев С.Ю. с исковым заявлением к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просит: возложить на ответчика обязанность предоставить жилое помещение не менее 33 кв.м., соответствующее всем санитарно-бытовым условиям.
В обоснование требований указано на то, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, его родители Сергеев Ю.Н. и Сергеева Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> лишены родительских прав. В ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> истец был определен на полное государственное обеспечение в учреждение общественного воспитания в приют по <адрес>. Затем истец был переведен в <адрес>, в котором находился в период с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истец находился в <адрес>. Решением <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ гг. родители истца Сергеева Н.В. и Сергеев Ю.Н. были признаны безвести пропавшими. С ДД.ММ.ГГГГ истец проходил обучение в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ. проходил обучение в <адрес> №. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совершил уголовные правонарушения, был осужден к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытию срока наказания. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вновь совершил уголовные правонарушения, был осужден к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Истец Сергеев С.Ю. в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, пояснив, что родителей лишили родительских прав, он воспитывался в <адрес>, затем перевели в <адрес>. За предоставлением жилого помещения никуда не обращался, так как не знал и ему никто не объяснял. В ДД.ММ.ГГГГ выпустился с детского дома, личное дело отдали на руки. В ДД.ММ.ГГГГ личное дело у него изъяли сотрудники полиции <адрес>, после этого он не знает, куда оно пропало. С ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, с ДД.ММ.ГГГГ года вновь находится в местах лишении свободы. После освобождения в ДД.ММ.ГГГГ ему было уже 24 года, никуда не обращался за предоставлением жилого помещения. Обратился в полицию <адрес> за личным делом, там оно не оказалось, со слов сотрудников полиции ему отправили в Ик, где он отбывал наказание.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, с учетом мнения истца, требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сергеев С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родился в <адрес>, его родителями являлись - отец Сергеев Ю.Н. и мать Сергеева Н.В., что подтверждается копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сергеев С.Ю. относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители Сергеев Ю.Н. и Сергеева Н.В. на основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.Ю. являлся воспитанником <адрес>, находился на полном государственном обеспечении. Выбыл из указанного учреждения в <адрес> На территории <адрес> Сергеев С.Ю. на регистрационном учете по получению жилья как ребенок-сирота не состоял, что подтверждается ответом отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
По документам архивного фонда Главного управления образования и молодежной политики <адрес> «Списки воспитанников детских домов края» за ДД.ММ.ГГГГ Списках воспитанников <адрес> значится Сергеев С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. На ДД.ММ.ГГГГ имеются следующие сведения и записи: ДД.ММ.ГГГГ прибыл – Тальменский детский дом, закреплено жилье – «нет», поставлен на предварительный регистрационный учет - «да», «мать – Сергеева Н.В., л.р.п.; отец - Сергеев Ю.Н., л.р.п.». На ДД.ММ.ГГГГ в графах имеются следующие сведения и записи: «ДД.ММ.ГГГГ Тальменский санаторный д/ дом», закреплено право проживания - «нет», жилье в собственности - «нет», поставлен на регистрационный учет - «да», «мать – Сергеева Н.В. признана безвестно отсутствующей ДД.ММ.ГГГГ, отец - Сергеев Ю.Н. признан б/о ДД.ММ.ГГГГ
Сергеев С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <адрес> Сведения по обеспечению Сергеева С.Ю. жилым помещением как ребенка, относящегося к категории детей-сирот отсутствуют, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ. граждане из числа детей-сирот на очередь по обеспечению жильем должны были вставать самостоятельно по достижению 18 лет в органах местного самоуправления (<адрес>). В данное учебное заведение Сергеев С.Ю. с просьбой или заявлением о постановке на предоставление жилья не обращался.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.Ю. обучался в <адрес> Был поставлен на гособеспечение: Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. За неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины был отчислен. Сведения об обеспечении жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, отсутствуют. Имеется акт передачи документов обучающемуся от ДД.ММ.ГГГГ в перечне которого документов относительно жилья не имеется. Все документы принял под роспись Сергеев С.Ю. лично.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в администрации <адрес> отсутствуют сведения о постановке на учет для получения жилья или безвозмездной субсидии Сергеева С.Ю., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В органе опеки и попечительства администрации <адрес> Сергеев С.Ю. на регистрационном учете для получения жилья как ребенок-сирота не состоял и не состоит, что подтверждается ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В <адрес> Сергеев С.Ю. не состоял на предварительном регистрационном учете, с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался, что подтверждается ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
Из ответа КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о Сергееве С.Ю. в Списке отсутствуют. Учетное дело из органа местного самоуправления в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и в учреждение не поступало. Сергеев С.Ю. с заявлением по вопросу включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в учреждение не обращался.
С ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.Ю. неоднократно привлекался к уголовной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ осужден по приговору <адрес> к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сергееву С.Ю. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время Сергеев С.Ю. отбывает наказание в <адрес>.
Объектов недвижимости на территории РФ согласно сведений из ЕГРН Сергеев С.Ю. не имеет.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Без попечения родителей Сергеев С.Ю. остался в ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей в 2003 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Действовавшая редакция статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала внеочередное предоставление жилья гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60)
ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.Ю. достиг возраста 18 лет, что повлекло его полную гражданскую дееспособность.
Действовавшая на тот момент редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ также предусматривала обеспечение лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также регистрационный учет такой категории лиц.
Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2013 года) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.
Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом, как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении (до 01 января 2013 года – в общем порядке, установленном жилищным законодательством, после 01 января 2013 года – путем включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями).
Сергеев С.Ю. на таком учете до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) не состоял, что им не оспаривалось и подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 01 января 2013 года), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Сергеев С.Ю. в органы местного самоуправления, в КГКУ «Региональное жилищное управление» или в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по вопросу обеспечения жилым помещением до 23 лет не обращался, что им самим не оспаривалось.
Сведения о длительном лечении или прочих причинах, препятствующих обращению до ДД.ММ.ГГГГ за включением в список, не представлены.
Действующее до 1 января 2013 года правовое регулирование (старая редакция Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") не предусматривало обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления без заявления лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, осуществлять постановку такого лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Обязательства органов опеки и попечительства прекращены с достижением истцом совершеннолетия. На протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права он не реализовал.
Применительно к спорным отношениям суд учитывает, что вопрос об обеспеченности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их нуждаемости в жилье разрешается на момент постановки их на учет. В связи с этим пропуск срока и отсутствие постановки на такой учет до 23 лет должно быть обусловлено объективными причинами.
В ходе рассмотрения дела таких уважительных причин, которые объективно препятствовали Сергееву С.Ю. обратиться за постановкой на учет, не установлено. Обеспечение после 23 лет всех лиц, которые в возрасте до 18 лет лишились родительского попечения, жилыми помещениями влечет не предусмотренные законом расходные обязательства Российской Федерации и ее субъектов.
Нахождение в местах лишения свободы не относится к таким причинам, препятствующим обратиться за постановкой на учет.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав и оценив собранные материалы по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сергеева С.Ю.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергеева С.Ю. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» об обязании предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья О.А. Яковченко