Судья Штольп Э.В. Дело № 33-7317/2023 (№ 2-105/2023) 25RS0023-01-2023-000162-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневской С.С.
судей Симоновой Н.П., Рябенко Е.М.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
по иску Шельтик Елены Владимировны, Мартышкина Вячеслава Владимировича к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Правительству Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности
по апелляционным жалобам администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 26.05.2023.
Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., объяснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края Сапунцовой Г.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шельтик Е.В. и Мартышкин В.В. обратились в суд с иском к администрации Ольгинского муниципального округа, КГКУ «Центр социальной поддержки Приморского края» о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в чрезвычайной ситуации, возложении обязанности. В обосновании заявленных требований указав, что в момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопадом 21-23 декабря 2022 года, истцы находились по месту проживания – <адрес>. Условия их проживания в период снегопадов были нарушены: отсутствовало электроснабжение с 22 по 25 декабря 2022 года, отсутствовало транспортное сообщение как внутри поселка, так и с населенными пунктами, где оно имелось. Длительное время отсутствовала возможность выбраться из дома из-за двухметрового снега. Проулок к дому чистился своими силами вручную, федеральная трасса была почищена 26.12.2022. Истцы подали в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» заявления о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС. КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» истцам в указанной выплате отказано, в связи с тем, что условия жизнедеятельности заявителей в ЧС не нарушены. Между тем комиссия об установлении фактов проживания заявителя в жилом помещении, находящимся в зоне ЧС, нарушений условий жизнедеятельности заявителя, вызванных ЧС, не проводилась. Просят суд признать факт нарушения условий жизнедеятельности Шельтик Е.В. и Мартышкина В.В. в результате ЧС, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022, установленным; признать истцов пострадавшими в результате ЧС природного характер, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить истцов в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и произвести выплату за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением №223-па от 15.05.2018 администрации Приморского края «О создании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации ЧС природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Приморского края» единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого.
Решением Ольгинского районного суда Приморского края от 26.05.2023 исковые требования удовлетворены частично: факт нарушения условий жизнедеятельности Шельтик Е.В. и Мартышкин В.В. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21 по 23 декабря 2022 года признан установленным, Шельтик Е.В. и Мартышкин В.В. признаны пострадавшими в результате ЧС природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа; на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» возложена обязанность включить Шельтик Е.В., Мартышкина В.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи. В удовлетворении исковых требований в части возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому истцу отказано.
С указанным решением не согласились ответчики администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края». В аппеляционных жалобах просили решение Ольгинского районного суда Приморского края от 26.05.2023 отменить, ссылаясь на то, что истцами не представлено доказательств того, что при отсутствии транспортного сообщения и электроснабжения возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении, или данная ситуация создала угрозу жизни или здоровью. Заключением комиссии от 03.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч.5 ст.330 ГППК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из материалов дела усматривается, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики Приморского края, распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является Правительством Приморского края.
Учитывая, что рассматриваемым спором затрагиваются права Министерство труда и социальной политики Приморского края и Правительство Приморского края, которые не были привлечены судом к участию в деле, определением от 15.08.2023 судебная коллегия привлекла в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики Приморского края и Правительство Приморского края и перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции истец, а также представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Правительства Приморского края извещённые о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Министерства труда и социальной политики Приморского края возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь то, что истцов при отсутствии транспортного сообщения и электроснабжения отсутствовала угроза жизни и здоровью, не создавалось невозможность проживания в жилом помещении. Заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствуют основания для установления в судебном порядке факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада.
Правительством Приморского края представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Правительство является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС осуществляется в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, само по себе отсутствие транспортного сообщения и электроснабжения отсутствовала угроза жизни и здоровью истцов, реальность угрозы устанавливается уполномоченным органом в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств, уполномоченным органом факта нарушения условий жизнедеятельности не установлено, судебные акты не могут подименять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Разрешая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания для частичного удовлетворения исковых требований.
В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением в Приморском крае в декабре 2022 года снежного циклона с 21.12.2022 режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
В соответствии с п.4 указанного постановления данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022.
В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 000 рублей на человека (п.1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п.1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п.1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п.2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п.2.3).
Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно п.3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п.3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
В соответствии с п.5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
В силу п.6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шельтик Е.В. и Мартышкин В.В., зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
26.01.2023 истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» № от 06.02.2023, а также №-4 от 07.02.2023 в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации Шельтик Е.В. и Мартышкину В.В. отказано, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания Шельтик Е.В. и Мартышкина В.В. в период с 21.12.2022 по 23.12.2022 сторонами не оспаривался.
Указанные факты также подтверждаются сведениями, представленными АО «Кавалеровская электросеть» №162 от 18.04.2023, АО «ДРСК» филиал «Приморские электрические сети от 18.04.2023 №03-103/4-08/405, ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» от 17.04.2023№138, АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» филиал «Ольгинский» №2-95/2023/5-197 от 13.04.2023.
Также в соответствии с заключениями комиссий от 02.02.2023 и от 06.02.2023 подтвержден факт проживания заявителей по адресу: <адрес>, <адрес>., установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта.
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 по 23.12.2022 в месте проживания истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по двум критериям: нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п.4 Порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условии жизнедеятельности.
С учетом указанного Шельтик Е.В. и Мартышкин В.В. являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, подлежат включению по их заявлению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Доводы ответчиков о том, что заключениями комиссий ОМСУ от 02.02.2023 и от 06.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, указанное решения незаконными не признаны, в связи с чем отсутствовали основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в судебном порядке, судебная коллегия находит необоснованной, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности, в том числе является отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения. Поскольку указанные факты нарушения жизнедеятельности истца были установлены, в том числе и в заключениях комиссий, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности Шельтик Е.В. и Мартышкина В.В. в результате чрезвычайной ситуации не имелось.
Обращение истцов с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о их несогласии с заключением комиссии. Не обращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы и пункты временного размещения граждан, которые были организованы на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края, нарушение условий их жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни или здоровью, основанием для отмены решения суда также не является. Нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
Вместе с тем, в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, структурные подразделения КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении единовременной материальной помощи, решения о назначении финансовой помощи формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в Учреждение.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство.
Далее Министерство труда и социальной политики Приморского края готовит проект решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке.
Из указанного следует, что до включения истцов в сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, подготовки на основании списка проекта решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи, его согласования в установленном порядке и утверждения обязанность по выплате единовременной материальной помощи истцам у ответчиков не возникла.
Обязанность по включению истцов в список граждан, нуждающегося в получении единовременной материальной помощи, возложена на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» настоящим апелляционным определением.
В связи с чем, в дальнейшем право истцов на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей каждому будет реализовано в порядке и сроки, установленные Постановлением администрации Приморского края от 05.05.2018 № 233-па «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Руководствуясь ст.328, 329,330 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 26.05.2023 отменить, принять по делу новое решение:
Исковые требования Шельтик Елены Владимировны, Мартышкина Вячеслава Владимировича удовлетворить частично.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Шельтик Елены Владимировны ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ №), Мартышкина Вячеслава Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина РФ № №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.
Признать Шельтик Елену Владимировну, Мартышкина Вячеслава Владимировича пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года;
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», (№) включить Шельтик Елену Владимировну, Мартышкина Вячеслава Владимировича в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением №223-па от 15.05.2018 администрации Приморского края «О создании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации ЧС природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Приморского края».
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому истцу отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 31.08.2023