Решение по делу № 33-3734/2021 от 18.10.2021

Судья Скрипко Н.В.

№ 33-3734/2021

10RS0016-01-2021-002259-64

№2-721/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Глушенко Н.О., Савина А.И.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов К.И., Р.Ю., И.Ю. решение Сегежского городскогосуда Республики Карелия от 05 июля 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению И.Ю., К.И., Р.Ю. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом», государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Содружество» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истцы обратились в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: (...). Теплоснабжающей организацией по ул. (...) с сентября 2019 года является государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго»,на прямые договоры с которой собственники дома перешли с 18 апреля2018 года. Управлением многоквартирным домом занимается общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Содружество».С октября 2018 года в квартире истцов, а также в доме в целом, отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Причины отсутствия горячего водоснабжения истцам неизвестны, о проведении каких-либо работ по его восстановлению им неизвестно, в связи с чем длительное время истцы переживают и нервничают, претерпевая нравственные и физические страдания, вынуждены использовать бойлер для подогрева воды с целью проведения элементарных гигиенических процедур, что увеличивает счета за электроэнергию. Истцы направляли претензии ответчикам, однако ответа по вопросу об отсутствии горячего водоснабжения не получили.

На основании вышеизложенного, уточнив в ходе рассмотрения заявленные требования, истцы просили: взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда за период отсутствия горячего водоснабжения в квартире №(...) в доме №(...) по ул.(...) за период с августа 2020 года по 23 апреля2021 год включительно в размере 30000 руб. в пользу каждого; взыскать с надлежащего ответчика расходы по договору услуг в сумме 12000 руб. в пользу (...) И.Ю.; взыскать с надлежащего ответчика расходы за составление нотариальной доверенности в сумме 1400 руб. в пользу (...) И.Ю.; взыскать с надлежащего ответчика штраф в порядке п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО «Сегежа Сети», ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республики Карелия, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Карелия; Правительство Республики Карелия.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласны истцы. В апелляционной жалобе просят его отменить.В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные приведенным в иске. Обращают внимание на то, что многоквартирный дом №(...) по ул. (...) имеет статус, как «благоустроенный». Независимо от вида эксплуатируемой системы централизованного горячего водоснабжения (открытой, закрытой, отдельной) исполнитель обязан обеспечить предоставление потребителю в необходимых для него объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, коммунальной услуги по бесперебойному, круглосуточному горячему водоснабжению. Согласно Постановлению администрации Сегежского городского поселения от 12 апреля 2016 года №(...) утверждена схема теплоснабжения Сегежского городского поселения на период 2015-2030 года, которой предусмотрено строительство индивидуальных электрических котлов, в том числе и для жилого дома №(...) по ул. (...) с предоставлением ГВС от узла нагрева «нептун-100» с циркуляционным насосом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, ответчики, третьи лица не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегияне находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирномдоме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Из п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящейстатье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодексаРФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, помимо прочего, относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу:г(...)

В доме установлены две изолированные друг от друга системы, использующие теплоноситель:-трубы отопления (подающий трубопровод – от котельной до потребителей и обратно – от потребителя к котельной);-трубы горячего водоснабжения (подающий трубопровод – от котельной до потребителя и обратный – от потребителя к котельной).Обе системы являются отдельными друг от друга и не связаны между собой.

Согласно техническому паспорту отпуск горячего водоснабжения в многоквартирный дом возможен только с котельных, принадлежащих ФКУ ИК № 7 УФСИН России по РК и ФКУ «СИЗО-2» УФСИН России по РК в связи с тем, что от указанных котельных имеется техническое присоединение труб ГВС, через которые осуществлялся отпуск горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение дома, в котором проживают истцы, осуществлялось АО «Сегежский ЦБК» в рамках договорных отношений между АО «Сегежский ЦБК» и ФКУ СИЗО-2 и ФКУ ИК № 7. ФКУ ИК № 7 и ФКУ СИЗО-2, уведомив орган местного самоуправления о выводе источника теплоснабжения из эксплуатации, прекратили отпуск тепловой энергии в жилые дома наул. (...)

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22 декабря 2015 года № (...) утвержден Перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Сегежское городское поселение» в государственную собственность Республики Карелия. По указанному Перечню 10 февраля 2016 года в государственную собственность Республики Карелия переданы все тепловые сети в г. Сегежа, в том числе, тепловые сети наул. (...).

Распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организацией закупок Республики Карелия № (...) от 10.02.2016 года тепловые сети от котельнойул. закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

После прекращения отпуска тепловой энергии ФКУ ИК № 7 и ФКУ СИЗО-2 объекты коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по транспортировке теплоносителя до потребителей г.Сегежа были переданы ООО «Сегежа сети» по договору аренды государственного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжениюг.Сегежаот01 сентября 2016 года№ (...)

В 2018 году ООО «Сегежа сети» построило новую котельную для теплоснабжения многоквартирных домов, расположенных наул. (...), отпуск горячего водоснабжения ООО «Сегежа сети» не осуществляло. До окончания строительства указанной котельной, коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах№ по ул.....осуществляло ФКУ ИК № 7.

В 2019 году ООО «Сегежа сети» прекратило подачу тепловой энергии в спорный многоквартирный дом. Для недопущения введения режима ЧС во время отопительного сезона ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установило блочно-модульную, твердотопливную котельную установку для теплоснабжения жилых домов№ по ул.. (...) Даннаякотельная подключена к системе теплоснабжения, к системе горячего водоснабжения не подключена. Кроме этого, подача горячего водоснабжения с котельной ГУП «КарелКоммунЭнерго» технически невозможна. Подача горячего водоснабжения технически возможна только с котельной ФКУ ИК №7, поскольку замкнутый контур по горячему водоснабжению подключен только к этой котельной.

ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» постановлениями Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № (...) от 28.11.2019 и № (...) от 18.12.2020 «О тарифах на тепловую энергию государственного унитарного предприятия «КареКоммунЭнерго» утвержден тариф только на тепловую энергию.

Управление домом в спорный период осуществлялось управляющими организациями: с сентября 2019 года по 31 декабря 2020 года – ООО «УК Дом», с 01 января 2021 года по настоящее время - ООО «УО «Содружество».

Согласно протоколу №(...) внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирномдоме №(...) по ул. от 18 апреля 2018 года собственниками дома принято решение о заключении с 01 мая2018 года договоров на предоставление коммунальных услуг, включая горячее водоснабжение, непосредственно сресурсоснабжающей организацией (вопрос №(...)).

Ресурсоснабжающей организацией с сентября 2019 года является ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», которое обеспечивает указанный многоквартирный дом теплоснабжением.

Установленная ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в 2019 году блочно-модульная твердотопливная котельная установка, обслуживающаяул. (...), предназначена только для теплоснабжения жилых домов в системах теплоснабжения закрытого типа, что следует из паспорта котельной установки.

Тепловые установки, используемые ранее для обеспечения горячего водоснабжения, выведены из эксплуатации, что следует из постановлений администрации Сегежского муниципального района от05 марта2014 года № (...), от05 марта 2014 года№ (...). Иные котельные установки, с помощью которых имелась бы возможность обеспечить горячее водоснабжение в многоквартирный дом, расположенный по адресу: (...), отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции, анализируя представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что вины ответчиков в отсутствии горячего водоснабжения в доме, в котором расположено жилое помещение, не имеется, поскольку внутридомовые сети, находящиеся в зоне ответственности управляющих компаний, находятся в исправном состоянии; технологическое присоединение дома к сетям горячего водоснабжения, принадлежащим ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», отсутствует; кроме того, договор между истцами и ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на обеспечение дома горячим водоснабжением не заключался.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрено право на обеспечение многоквартирного дома горячим водоснабжением не опровергают выводы суда и не являются основанием для отмены его решения.

В соответствии со пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании изложенного, на ответчиков - ООО УК «Дом», ООО УО «Содружество», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» - не может быть возложена ответственность за отсутствие горячего водоснабжения в доме, поскольку они не имеют объективной возможности обеспечить горячее водоснабжение в многоквартирный дом, в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 05 июля 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

33-3734/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильина Ирина Юрьевна
Ильин Роман Юрьевич
Зунда Ксения Игоревна
Ответчики
ООО "Управляющая компания Дом"
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
ООО "Управляющая организация "Содружество"
Другие
администрация Сегежского муниципального района
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
Осипова Оксана Васильевна
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия
ООО "Сегежа-Сети" в лице конкурсного управляющего Ковылева А.Л.
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Глушенко Наталия Олеговна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
18.10.2021Передача дела судье
23.11.2021Судебное заседание
22.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021Передано в экспедицию
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее