Мотивированное решение
составлено 16 мая 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 05 мая 2022 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Черепанина М.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожиной Н.Н.,
с участием:
истца – Есаулковой Н.А.,
представителя ответчика «Муниципального автономного учреждения «Централизованная клубная система» - Танона К.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есаулковой Наталии Александровны к Муниципальному автономному учреждению «Централизованная клубная система» о защите трудовых прав,
установил:
Есаулкова Н.А., обратилась в суд с иском к МАУ «Централизованная клубная система» о признании незаконным приказа от 00.00.0000 ***-д «Об отстранении от работы», возложении обязанности обеспечить доступ к рабочему месту, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула с 00.00.0000 в размере 91 461 рубль, взыскании компенсации в размере не иже 1/150 действующей ключевой ставки за каждый день задержки по 00.00.0000 в сумме 6899 рублей 30 копеек, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 00.00.0000 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в историко-краеведческом музее г. Кировград Муниципального автономного учреждения «Централизованная клубная система» в должности хранителя фондов.
Приказом работодателя от 00.00.0000 *** истец отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с в связи с не предоставлением сведений подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19, (далее по тексту – НКВИ, COVID-19), а также в связи с не предоставлением сведений подтверждающих наличие противопоказаний для вакцинации, в срок до 00.00.0000.
Не согласившись с приказом работодателя, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Есаулкова Н.А., исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснив суду что считает действия работодателя дискриминацией.
Представитель ответчика МАУ «Централизованная клубная система» Танона К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что истец не предоставила сведения о вакцинации или наличия противопоказаний для вакцинации.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 00.00.0000 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности хранителя фондов Кировградского историко-краеведческого музея.
Как следует из содержания должностной инструкции истца, утвержденной приказом *** от 00.00.0000 в должностные обязанности истца, входит, в том числе осуществление работы по организации экскурсий, проведение экскурсий по постоянным экспозициям музея и временным выставкам, проведение лекций, участие в подготовке и проведении мероприятий в музее (п.2.13, 2.14, 2.16).
00.00.0000 ответчиком издан приказ *** об отстранении от работы истца на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы в связи с не предоставлением истцом сведений подтверждающих вакцинацию против НКВИ, а также не предоставлением сведений о наличии противопоказаний к вакцинации.
00.00.0000 Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой НКВИ (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения.
00.00.0000 Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением COVID-19, объявила пандемию, то есть распространение нового заболевания в мировых масштабах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 утвержден Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в который, начиная с 00.00.0000, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Так, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 и от 18 марта 2020 года N 7 предписывали высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия; принимать меры по введению режима повышенной готовности.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее также - Федеральный закон N 68-ФЗ). Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
Под чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера Федеральным законом N 68-ФЗ понимается сложившаяся обстановка, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Начиная с 01 апреля 2020 года, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Президент Российской Федерации принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт «а» статьи 8 Федерального закона N 68-ФЗ).
Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 предписывал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации (подпункт «а» пункта 2).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ в редакции от 01 апреля 2020 года). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее также - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ). Эти же органы наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Тем самым, федеральный законодатель установил право регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Согласно Уставу Свердловской области Губернатор Свердловской области является высшим должностным лицом Свердловской области (статья 42); на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Свердловской области и законов Свердловской области Губернатор Свердловской области издает указы и распоряжения (статья 44).
Нормативные правовые акты Свердловской области, принимаемые Губернатором Свердловской области, являются составной частью законодательства Свердловской области (статья 58).
Кроме того, статья 6 Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» определяет компетенцию Губернатора Свердловской области, который вводит режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При введении режима повышенной готовности Губернатор Свердловской области может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные федеральным законом (подпункты 3.1, 3-3).
Указом Губернатора свердловской области от 18.03.2020 №100-УГ в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области НКВИ, в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьями 6 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 3-1 и 3-3 статьи 6 Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 01.10.2021 №05-24/1 предписано обеспечить с 05.10.2021 проведение профилактических прививок против НКВИ гражданам в возрасте от 18 лет и старше выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Свердловской области в сфере образования; в сфере обслуживания (на объектах торговли, клиентских подразделений финансовых организаций, общественного питания; транспорта общего пользования, такси; в организациях, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и иные подобные услуги; в театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных сооружениях, фитнес-центрах); государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов власти и местного самоуправления.
Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано, в частности:
- организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации;
- в срок до 00.00.0000 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, в срок до 00.00.0000 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом;
- отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 00.00.0000 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 00.00.0000 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 00.00.0000 *** предписано обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям:
работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:
- образования;
- здравоохранения.
- социальной защиты и социального обслуживания;
-предоставления услуг населению, а именно:
- торговля любым видом товаров, а также различные виды услуг, сопровождающие продажу товаров;
- клиентские подразделения финансовых организаций и организаций, оказывающих услуги почтовой связи, многофункциональные центры;
- общественное питание;
- транспорт общего пользования (работники); на объектах транспортной инфраструктуры (автовокзалы, аэропорты);
- деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и общежития);
- деятельность по предоставлению прочих персональных услуг (бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток);
- деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставочные залы и площадки, библиотеки, спортивные сооружения, фитнес-центры).
-энергетики; предоставления жилищно-коммунальных услуг; деятельности в области культуры и развлечений (цирк, дворцы, клубы и дома культуры), деятельности домов и баз отдыха.
- государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов власти и местного самоуправления.
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Закона N 52-ФЗ).
В силу ст.1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» нормативно-правовым актом определяющим сроки и порядок проведения гражданами профилактических прививок является национальный календарь профилактических прививок
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н» профилактическая прививка против НКВИ внесена в календарь прививок по эпидемическим показаниям.
Доводы стороны истца о том, что выполняемая истцом работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и как следствие этого истец не обязан ставить прививку против НКВИ суд отклоняет руководствуясь при этом следующим.
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Закона N 52-ФЗ).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825
Вместе с тем, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как было указано выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 утвержден Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в который, начиная с 11 февраля 2020 года, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Обязательность прививок в этом случае обуславливается нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечет те же последствия что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от НКВИ в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую и жизни каждого члена трудового коллектива и других граждан и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и общественной опасностью НКВИ и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Деятельность истца и учреждения, в котором истец осуществляет трудовую функцию, относится к сферам, указанным в вышепоименованных постановлениях Главного государственного санитарного врача по Свердловской области (учреждение культуры – музей), как следствие этого работодатель имел основания для издания приказа об отстранении истца от работы в связи с отсутствием сведений подтверждающих вакцинацию истца или наличие у истца противопоказаний для такой вакцинации.
Учитывая отсутствие оснований для признания оспариваемого приказа об отстранении от работы незаконным, отсутствуют основания и для взыскания заработной платы, взыскания компенсации за задержку выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
Конвенция Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) №111 «О дискриминации в области труда и занятий» дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
Положения российского законодательства о дискриминации сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ №111.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ запрещается дискриминация в сфере труда. Дискриминация представляет собой общеправовой термин, обозначающий применительно к названной статье неоправданное ущемление прав физических лиц по сравнению с другими физическими лицами.
В ст. 3 ТК РФ отражено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества (далее указаны виды дискриминации) в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Также Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит такого способа защиты нарушенного трудового права как признание незаконной и нарушающей трудовые права дискриминацию, поскольку согласно ч. 4 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Способом защиты права работника является право на обжалование конкретных действий работодателя, признание их незаконными, восстановление нарушенного права.
Фактов, свидетельствующих о том, что истец был подвергнут дискриминации судом не установлено.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы, через Невьянский городской суд.
Председательствующий –