Дело № 2а-5061/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курановой Т.В. к администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании распоряжения незаконным и его отмене, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Куранова Т.В. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что распоряжением администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 09.03.2021 № 196-В отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как представленные документы не подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С указанным распоряжением не согласны, полагают его незаконным и подлежащим отмене. Поскольку по адресу: Х А, ком. 532, общей площадью 12,2 кв.м., ей предоставлена комната не оборудованная туалетом и раковиной, а она является инвалиХ группы и для нее создаются препятствия и трудности в удовлетворении естественных потребностей, что комиссией не рассмотрено. При этом, никаких мер для обследования жилого помещения инвалида не принято, в оспариваемом распоряжении ответчик формально подошел к исполнению своих обязанностей по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не учел, что постановка на учет возможна по абз. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, т.е. учета площади имеющегося жилья. Просит обязать администрацию Октябрьского района в г. Красноярске отменить распоряжение от 09.03.2021 года № 196-В и провести обследование жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме истца.
Административный истец Куранова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомила, предоставила право представлять свои интересы по нотариальной доверенности Вербицкому А.В..
Представитель административного истца Курановой Т.В. Вербицкий А.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Октябрьского района в г. Красноярске Парамонова Е.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому указала, что постановлением администрации города Красноярска от 14.04.2005г. № 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Красноярска» установлена учетная норма - в размере менее 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, в домах пригодных для проживания. Жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярск, ХА, ком. 532, предоставленное Курановой Т.В. по договору социального найма № 3853 от 13.10.2020, имеет общую площадь 12,2 кв.м., что превышает учетную норму. Руководствуясь положениями статей 57, 49, 50, 51 ЖК РФ, исходя из представленного пакета документов, административный истец является лицом, обеспеченным жилой площадью более учетной нормы и не может быть отнесена к категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством признаются нуждающимися в жилом помещении. Таким образом, заявителем представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете, что является основанием для отказа в принятии на учет. В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отсутствуют указания на то, что инвалиды, встающие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями из государственного жилищного фонда в ином порядке, чем это установлено общими положениями ЖК РФ. Поскольку Жилищный кодекс, действующий на момент обращения Курановой Т.В. в администрацию Октябрьского района в городе Красноярске, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, последние приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. При условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылки заявителя на нормы правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" не состоятельны, так как заявитель не обращалась к административному ответчику с требованием о принятии мер по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее потребностей как инвалида II группы. Документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении заявителем не предоставлены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании ч. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что 18 февраля 2021 года Куранова Т.В. обратилась в администрацию Октябрьского района в г. Красноярске с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, указав в качестве оснований: обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы; наличие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
09 марта 2021 года администрацией Октябрьского района в городе Красноярске, по результатам рассмотрения заявления Курановой Т.В., с учетом решения жилищной комиссии от 03.03.2021 (протокол № 383) вынесено распоряжение № 196-р, которым Курановой Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, как следует из выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета Куранова Т.В. одна зарегистрирована по адресу: Х, является нанимателем.
Как следует из договора № 3859 от 13 октября 2020 года, заключенного между администрацией Октябрьского района в г. Красноярске и Курановой Т.В., наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в квартире (доме) общей площадью 12,2 кв.м., по адресу: Х А, комната 532, для проживания в нем.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Жилищным кодексом РФ не предусмотрено специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, последние приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. При условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом, Куранова Т.В. не обращалась к административному ответчику с заявлением, содержащим требование о принятии мер по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом ее потребностей как инвалида II группы, что предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", ввиду чего, довод административного истца в исковом заявлении на указанное обстоятельство не может быть принят судом во внимание.
При том, что Куранова Т.В. обеспечена жилым помещением по договору социального найма площадью, превышающей учетную норму, жилое помещение пригодно для проживания, что, в том числе, не оспаривается стороной административного истца.
С учетом изложенного, оспариваемее распоряжение не может быть расценено, как нарушающее права административного истца, поскольку не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, принято администрацией Октябрьского района в г. Красноярске в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Курановой Т.В. к администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании распоряжения незаконным и его отмене, возложении обязанности – отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Курановой Т.В. к администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании распоряжения незаконным и его отмене, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копя верна: Л.В. Федоренко