Решение по делу № 2-355/2022 от 18.01.2022

2-355/2022

24RS0-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2022 г.              г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Доронина С.В.,

при секретаре Федоровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова к МУП Тепловых сетей г. Зеленогорска о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Трофимов А.А. обратился в суд с иском к МУП ТС г. Зеленогорска и просит признать приказ от 20.12.2021 года, вынесенный МУП ТС г. Зеленогорска об отстранении Трофимова А.А. от работы без сохранения заработной платы незаконным, взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за период со дня отстранения от работы до дня восстановления на работе согласно справке 2НДФЛ о среднемесячной заработной плате, моральную компенсацию в размере 50 000 руб.

Свои требования мотивирует тем, что 20.12.2021 г. работодателем МУП ТС г. Зеленогорска был вынесен приказ об отстранении работника Трофимова А. А. от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что работник не прошел в установленном порядке обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и отказался от ее прохождения. Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. №43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Предусмотрено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) гражданам, подлежащих обязательной вакцинации, указанным в данном Постановлении. Тем временем работодатель, мотивируя сам факт отстранения работника от работы не прохождением обязательной вакцинации, ссылается в том числе на вышеуказанное постановление Главного регионального государственного санитарного врача, которым на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников вакцинации. Деятельность в области тепловых сетей в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания, инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825; работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 11 Закона N 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, иммунопрофилактика граждан является добровольной. Несоответствующий требованиям законодательства оспариваемый Приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы нарушает права и законные интересы работника, препятствуя ему в осуществлении трудовой деятельности, поскольку необоснованно возлагает на работодателя незаконные требования по вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Следовательно, у работодателя не имелось правовых оснований для отстранения работника от работы без сохранения заработной платы. Обжалуемый приказ об отстранении работника от работы без сохранения заработной платы в связи с отказом от вакцинации является незаконным, в связи с чем подлежит признанию незаконным в судебном порядке. Поскольку в связи с вынесением работодателем незаконного Приказа об отстранении работника от работы без сохранения заработной платы, работнику не начислялась заработная плата за период: со дня отстранения от работы, при этом, согласно справке 2НДФЛ, заработная плата работника составляет 29 000 рублей в месяц, с работодателя в пользу работника надлежит взыскать заработную плату за период со дня незаконного отстранения от работы до дня восстановления на работе согласно справке 2НДФЛ о среднемесячной заработной плате.

Истец Трофимов А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Хаятов С.М. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором возражал против удовлетворения иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что 02.11.2018 г. между МУП ТС г. Зеленогорска (Работодатель) и Трофимовым А.А. (Работник) заключен трудовой договор № 60, согласно которого работник принимается электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования по 4 разряду (рабочие) на электро-техническом участке цеха «Водоканал».

Приказом МУП ТС г. Зеленогорска № 222 от 22.10.2022 г. руководителям подразделений, отделов и служб аппарата управления МУП ТС под персональную ответственность приказано осуществлять постоянный контроль за процессом вакцинации в коллективах, вести разъяснительную работу среди работников о необходимости достижения к 15.12.2021 года 80 % вакцинированных от общей численности работающих с целью формирования коллективного иммунитета на предприятии.

Всем работникам предприятия, имеющим сертификаты о вакцинации COV1D-19 (сертификаты переболевшего) либо отвод от прививки по медицинским показаниям, незамедлительно представить их в отдел кадров МУП ТС. Начальнику отдела кадров Шинкаревой Н.А. поручено: сформировать списки работников, не прошедших вакцинацию без уважительных причин по состоянию на 01 ноября 2021 года; направить указанные списки в Межрегиональное управление № 42 ФМБА России. К 16 декабря 2021 года подготовить документы для отстранения от работы в остановленном порядке работников, не прошедших к 15 декабря 2021 года вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID -19). Секретарю руководителя Курагиной Н.К. приказано довести данный приказ до сведения руководителей подразделений, отделов и служб аппарата управления МУП ТС под роспись. Руководителям подразделений, отделов и служб аппарата управления МУП ТС приказано ознакомить с настоящим приказом подчиненных работников под роспись.

Кроме того, Трофимову А.А. под роспись вручено уведомление от 14.12.2021 г. о необходимости вакцинации и разъяснены последствия неисполнения вплоть до отстранения от работы.

20.12.2021 г. Трофимов А.А. отказался от проведения профилактической прививки (вакцинирования) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), о чем подал объяснительную записку.

20.12.2021 г. Трофимову А.А. вручен приказ № 660-к от 20.12.2021 г. об отстранении от работы без сохранения заработной платы с 20 декабря 2021 года и до издания Главным государственным врачом Красноярского края постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования ЭТУ цеха «Водоканал» Трофимова А.А.

С приказом № 660-к от 20.12.2021 г. об отстранении от работы Трофимов А.А. ознакомлен 20.12.2022 г., о чем имеется собственноручная подпись.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.В. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников, трудовая деятельность которых связанна с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 35 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактически���������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????��??????????�??�?�?Љ??Љ?��?Љ???????�??�?�?Љ??Љ?Љ?��?Љ?Љ???????�??�?�?Љ??Љ?��?Љ???????�??�?�?Й??��??????J?J?J??�??????????�????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?��������������?????????????????????????$??

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из приведенных законоположений следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.

На основании п. п. 5.2, 5.2.90, 5.2.93 Минздрав России наделен полномочиями самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.

Во исполнение данных полномочий, Минздравом России вынесен приказ от 09.12.2020 N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н" и приказ от 03.02.2021 N 47Н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н".

Перечисленными приказами Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (далее - Календарь профилактических прививок), дополнен позицией, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, к лицам, подлежащим обязательной вакцинации отнесен ряд категорий граждан, в том числе по принципу выполнения работ в определенной сфере деятельности.

Согласно действующей редакции Календаря профилактических прививок в указанной части к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.

Соответственно, для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях энергетики, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний.

Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 N 152-п с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 г. N 696, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю (пункт 11 Положения).

Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю N 43 от 23.07.2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60% от общей численности к 15.09.2021 года, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности МУП ТС г. Зеленогорска является оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу изложенного, МУП ТС г. Зеленогорска относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Красноярского края, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

Согласно п. 6 письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Таким образом, поскольку Календарь профилактических прививок, утвержденный Минздравом России в пределах его компетенции, в части определения перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения работниками профилактических прививок, а наличие эпидемических показаний для вакцинации лиц, работающих в сфере энергетики, в свою очередь, подтверждается постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 года N 4, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что отсутствие профилактических прививок у сотрудников филиала ПАО "Красноярскэнергосбыт" влечет обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Кроме того, в соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.

Документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не предоставлены, кроме того, до настоящего времени документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не предоставлены, так же, истец в ходе судебного заседания подтвердил отсутствие у него прививки, противопоказаний и наличия сведений о болезни, в связи с чем суд приходит к выводу, что приказ МУП ТС г. Зеленогорска № 222 от 22.10.2021 г. о проведении профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является законным и обоснованным, кроме того, МУП ТС г. Зеленогорска на законных основаниях приказом № 660к от 20.12.2021 г. отстранил Трофимова А.А. от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Трофимова А.А. о признании незаконными приказа о проведении профилактических прививок, приказа об отстранении от работы.

Требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными, от основного требования, в удовлетворении которого отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Трофимова Андрея Александровича к Муниципальному унитарному предприятию Тепловых сетей г. Зеленогорска о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через городской суд г. Зеленогорска, в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                  /С.В. Доронин/

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2022 г.

2-355/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Трофимов Андрей Александрович
Ответчики
МУП Тепловых сетей
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Доронин С.В.
Дело на сайте суда
zelen.krk.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.02.2022Предварительное судебное заседание
04.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Дело оформлено
01.07.2022Дело передано в архив
04.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее