Дело (УИД) № 29RS0026-01-2024-000114-13
Производство № 2-112/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 28 марта 2024 г.
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коржиной Н.В.,
при секретаре Пестовой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по исковому заявлению Администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области к Сковородниковой Н.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,
у с т а н о в и л:
администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с заявлением к Сковородниковой Н.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. В обоснование иска указывают следующее.
Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, в котором находится указанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МО «Емецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт обследования жилого дома, запланировано расселение жильцов и снос дома. Учитывая, что собственники не осуществили снос жилого дома, распоряжением администрации Холмогорского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд. В адрес ответчика направлено соглашение об изъятии недвижимого имущества.
Указанный многоквартирный дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. В связи с этим, администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области предложила ответчику вариант реализации его жилищных прав, а именно: выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 448 000 руб.
В настоящее время между истцом и ответчиком не достигнуто соглашение о реализации способов переселения, в связи с чем администрация просит суд изъять у ответчика для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащее ему жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес> на следующих условиях:
администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области за счет средств, выделенных администрации в рамках реализации соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, выплачивает ответчику выкупную стоимость за жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес> (с учетом требований ст. 32 ЖК РФ, статьи 56.8. ЗК РФ), в размере 448 000 руб.;
- с момента перечисления ответчику указанной суммы его право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес> прекращается, что является основанием для внесения соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебное заседание представитель истца, третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.
Ответчик Сковродникова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом своевременно, надлежащим образом, в суд направила своего представителя, который с исковыми требованиями не согласен, просил в иске отказать, поскольку не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.
Старший помощник прокурора Полуянова М.А. в судебном заседании указала, что поскольку материалы дела не содержат позиции ответчика по данному вопросу, полагала в удовлетворении требований истцу отказать.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело было рассмотрено судом при данной явке.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статья 32 ЖК РФ).
В силу части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе статьи 32 ЖК РФ, указывает Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Как следует из пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Сковордникова Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией жилой дом <адрес> отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу.
Снос жилого дома или его реконструкция не осуществлены. Распоряжением администрации ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии земельных участков и жилых помещений (в том числе и спорного объекта недвижимости, а также земельного участка по адресу: Архангельская область, <адрес> для муниципальных нужд.
Как указывалось выше, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пп. «г» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Ответчику 15 декабря 2023 г., 1 марта 2024 г., направлен проект Соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, согласно которому размер возмещения изымаемого жилого помещения определен в размере 448 000 руб.
Соглашение ответчиком не получено.
Согласно отчету №, выполненному ООО «Норд Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ, выкупная стоимость спорного жилого помещения, с учетом доли на земельный участок, составляет 448 000 руб.
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение вопроса о выбранном ответчиком способе обеспечения жилищных прав при изъятии принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения для муниципальных нужд.
Так, распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1743-р был утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе решено утвердить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение данного распоряжения в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 9 декабря 2013 г. № 23/МС были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из раздела I названных рекомендаций, органам местного самоуправления в целях заключения соглашений с гражданами - собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену рекомендовано согласовывать с собственниками цену жилого помещения, сроки и другие условия его выкупа, а также осуществить мероприятия, в том числе, по информированию собственников жилых помещений о возможности улучшить жилищные условия путем предоставления жилых помещений с более высокими потребительскими качествами по сравнению с изымаемыми жилыми помещениями при условии доплаты собственником соответствующей разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения.
Таким образом, органу местного самоуправления, осуществляющему изъятие жилого помещения путем выкупа, необходимо разъяснять собственникам жилых помещений право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав.
Применительно к настоящему спору право выбора возможного возмещения за принадлежащее жилое помещение ответчику не разъяснялось, в связи с чем выяснить его волю на реализацию им жилищных прав невозможно, что препятствует разрешению вопроса о принудительном выкупе принадлежащего ему имущества.
Поскольку соглашение, предусматривающее выплату Сковородниковой Н.В. возмещения за изымаемое жилое помещение в денежном эквиваленте, с ней не достигнуто, соглашение, предусматривающее предоставление Сковородниковой Н.В. другого жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, истцом в адрес ответчика не направлялось, оснований для удовлетворения исковых требований в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, ИНН 2923007778 ОГРН 1222900006647, к Сковородниковой Н.В., паспорт серии № №, об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Коржина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ