УИД № 19RS0001-02-2023-006948-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-5489/2023
г. Абакан 12 октября 2023 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Федоренко Л.В.,
с участием представителя истца Лазаренко С.А., представителя ответчика Парфёновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чертищева В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чертищев В.Л. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по РХ, Фонд, Отделение) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя требования тем, что решением Отделения от 25.08.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. С данным решением Чертищев В.Л. не согласен, полагает, что ответчиком незаконно не включены в его специальный стаж периоды работы с 01.01.1998 по 31.10.1996 (8 лет 10 месяцев 1 день) в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» и с 01.11.1996 по 02.08.2007 (0 лет 9 месяцев 2 дня) в качестве исполняющего обязанности мастера по ремонту цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» со ссылкой на то, что с 01.01.1998 назначение льготных пенсий по Списку № 1 и Списку № 2 в Республике Казахстан отменено, поскольку досрочная страховая пенсия должна быть ему назначена в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В связи с чем Чертищев В.Л. просит обязать Фонд включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Чертищев В.Л. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом, направил для участия в деле представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.ст. 48, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Лазаренко С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, уточнив, что в исковом заявлении допущены описки, вместо 2006 года неверно указан 1996 год, дополнительно пояснил, что к спорным правоотношениям применимо Соглашение от 13.03.1992, согласно которому пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству Российской Федерации. Тяжелые условия труда истца в спорные периоды подтверждаются уточняющей справкой. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по РХ Парфенова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, приводя в обоснование доводы, изложенные в оспариваемом решении. Дополнительно указала, что поскольку в спорные периоды истец работал на территории Республики Казахстан, где с 01.01.1998 отменены льготные пенсии по Спискам № 1 и № 2, он не имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в Российской Федерации. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ, ФЗ «О страховых пенсиях»).
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 14.08.2023 Чертищев В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, полагая, что имеет право на ее назначение.
Решением Отделения от 25.08.2023 № 86020/23 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием правовых оснований на ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представленных документов истцу установлена продолжительность общего страхового стажа – 29 лет 9 месяцев 17 дней, и стажа работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, – 3 года 4 месяца 9 дней – период работы с 23.08.1994 по 31.12.1997 в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» (при требуемом 10 лет).
Из указанного решения Фонда следует, что в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, истцу не засчитаны периоды работы: с 01.01.1998 по 31.10.2006 (8 лет 10 месяцев 1 день) в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», с 01.11.2006 по 02.08.2007 (0 лет 9 месяцев 2 дня) в качестве исполняющего обязанности мастера по ремонту цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», поскольку с 01.01.1998 назначение льготных пенсий по Списку № 1 и Списку № 2 в Республике Казахстан отменено, с 01.01.2000 введен в действие Закон Республики Казахсан от 13.07.1999 № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списках № 1 и № 2, утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.12.1999 № 1930.
Рассматривая требование Чертищева В.Л. о включении указанных периодов работы в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.
С 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в связи с чем, существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан с 1998 года были отменены. С 01.01.2000 в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 № 141-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» периоды соответствующих работ до 01.01.1998 включаются в стаж для государственного специального пособия.
Вместе с тем, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств – участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13.03.1992), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 6 данного Соглашения, участником которого является и Казахстан, для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
С учетом положений ст. 6 Соглашения при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 даны разъяснения, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР не только за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанное Соглашение от 13.03.1992 денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01.01.2023.
Однако, в пункте 1 ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» указано, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Соглашения от 13.03.1992, каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления (пункт 1). Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают (пункт 2).
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которая исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции, учитывая, что спорный период работы истца на территории Казахстана приходился на период действия Соглашения от 13.03.1992, в целях недопущения ухудшения правового положения Чертищева В.Л., переселившегося в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в период до денонсирования названного Соглашения, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения Соглашения от 13.03.1992.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий значения не имеет, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения истца разрешаются в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается также п. 2 ст. 6 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского Экономического Союза (участником которого являются, в том числе, Российская Федерация и Республика Казахстан) от 20.12.2019, вступившего в силу с 01.01.2021, согласно которому назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
В подп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее – Порядок № 258н), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат работы с тяжелыми условиями труда.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 названного Федерального закона).
Частью 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Список № 2 от 26.01.1991);
- Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Спорные периоды работы истца приходятся на период действия Списка № 1 от 26.01.1991, разделом VII «Металлургическое производство (цветные металлы)» которого предусмотрены «Рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (позиция 1070200а-17531) и «Мастера» (позиция 1070200б-23187).
В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В п. 4 Порядка № 258н указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, доказательствами подтверждения необходимого стажа для досрочного назначения пенсии являются записи в трудовой книжке, справки, выданные работодателем, о занятости на работах с тяжелыми условиями труда, а также с 1997 года – сведения в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку истец зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета на территории Российской Федерации уже после спорных периодов работы, его стаж для досрочного назначения пенсии может быть подтвержден записями в трудовой книжке и справками работодателя о занятости на работах с тяжелыми условиями труда.
В силу абзаца 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.
Соответственно, для включения в соответствующий стаж периодов работы после 01.01.1992, также необходимо соблюдение условия о выполнении работ в течение полного рабочего дня (не менее 80%).
Как следует из записей в трудовой книжке истца серии <данные изъяты> №, Чертищев В.Л. 23.08.1994 принят в цех № 2 слесарем-ремонтником по 4 разряду в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» (пр. № 335 от 22.08.1994), 01.03.1997 ему присвоен 5 разряд слесаря-ремонтника (р-97 от 24.03.1997), 11.11.2004 присвоен 6 разряд слесаря-ремонтника (р-418 от 24.11.2004), 01.11.2006 переведен и.о. мастера по ремонту цеха № 2 (пр. № 667-к от 27.10.2006), 02.08.2007 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (пр. № 373-к от 19.06.2007).
Указанные периоды работы истца подтверждаются справкой № 01-78/0067, уточняющей особый характер работы и условия труда, выданной 20.06.2023 АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», из которой также следует, что истец работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. Цех № 2 – это цех по производству четыреххлористого тетрахлорида титана, получению редких металлов магния и титана металлургическим и химико-металлургическим способом, работа истца в период с 23.08.1994 по 31.10.2006 в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2 дает право на досрочную пенсию по старости по позиции 1070200а-17531 Списка № 1 от 26.01.1991, работа истца в период с 01.11.2006 по 02.08.2007 в качестве исполняющего обязанности мастера по ремонту цеха № 2 дает право на досрочную пенсию по старости по позиции 1070200б-23187 Списка № 1 от 26.01.1991; за указанные периоды работы истца периодов, не подлежащих включению в специальный страховой стаж, не было; справка выдана на основании книги приказов, расчетных ведомостей, штатных расстановок и технологического процесса за период с 1994 по 2007 г.г.
По сообщению Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан от 11.01.2023 № 02-0619/460, на Чертищева В.Л. за период с 19.02.1998 по 09.08.2007 перечислялись обязательные пенсионные взносы.
Анализируя вышеприведенные документы, суд приходит к выводу, что факт полной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы в должностях, которые предусмотрены Списком № 1 от 26.01.1991, в спорные периоды подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе, записями в трудовой книжке и выданной работодателем справкой.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, учитывая, что достойное пенсионное обеспечение относится к одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ст. 39), суд полагает возможным удовлетворить требование Чертищева В.Л. о возложении на Отделение обязанности включить ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.01.1998 по 31.10.2006 (8 лет 10 месяцев 1 день) в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2, а с 01.11.2006 по 02.08.2007 (0 лет 9 месяцев 2 дня) - в качестве исполняющего обязанности мастера по ремонту цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат».
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
На дату обращения истца в Фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии ответчиком засчитано в его специальный стаж 3 года 4 месяца 9 дней.
С учётом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы (9 лет 7 месяцев 3 дня) право на досрочную страховую пенсию по старости на ДД.ММ.ГГГГ (достижение возраста 50 лет) у него возникло, так как специального стажа более 10 лет. Следовательно, исковые требования Чертищева В.Л. о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чертищева В.Л. удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН №) включить Чертищеву В.Л. (СНИЛС №) в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы:
- с 01.01.1998 по 31.10.2006 – 8 лет 10 месяцев 1 день – в качестве слесаря-ремонтника цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат»;
- с 01.11.2006 по 02.08.2007 – 0 лет 9 месяцев 2 дня – в качестве исполняющего обязанности мастера по ремонту цеха № 2 в АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН №) назначить Чертищеву В.Л. (СНИЛС №) досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2023 г.
Председательствующий М.Г. Земба