Кизилюртовский городской суд РД
Судья Ганаматов Г.А.
Дело №2-846/2023
УИД 05RS0022-01-2023-001309-37
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2024 года, № 33-2243/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Пономаренко О.В.
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Руслана Магомедрасуловича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности и взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе Магомедова Р.М. на решение Кизилюртовского городского суда РД от 14 декабря 2023г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения истца Магомедова Р.М., просившего отменить решение и удовлетворить его требования в полном объеме, заключение прокурора Муртузалиева Д.М. об оставления решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Магомедов Р.М. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование. В обоснование исковых требований указал, что постановлением старшего следователя Кизилюртовского межрайонного СУ СК РФ по РД Гаджиева М.Д. от 10.08.2018 в отношении него было возбужденно уголовное дело по ст.319 УК РФ.
06.09.2018 он был допрошен в качестве подозреваемого, 22.12.2018 ему было предъявлено обвинение по ст.319 УК РФ, в этот же день избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Данная мера пресечения сохранялась до 31.03.2020.
Приговором судьи судебного участка №30 г.Кизилюрта РД он был оправдан по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ, на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ, за отсутствием в его действиях состава преступления. Этим же приговором в отношении него отменена мера пресечения в виде подписки о невыезде, и признано право на реабилитацию.
По апелляционному представлению государственного обвинителя и апелляционной жалобе потерпевшего данное уголовное дело рассматривалось в апелляционном порядке.
Апелляционным постановлением Кизилюртовского городского суда РД от 18.06.2020 удовлетворены апелляционное представление помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Мусаева М.М. и апелляционная жалоба потерпевшего Шаихова Р.Б., оправдательный приговор от 31.03.2020 отменен с направлением уголовного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 апелляционное постановление Кизилюртовского городского суда РД от 18.06.2020 в отношении него отменено с передачей дела на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Апелляционным постановлением Кизилюртовского городского суда РД от 14.01.2021 приговор мирового судьи судебного участка №30 г.Кизилюрт РД от 31.03.2020 оставлен без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора и апелляционная жалоба потерпевшего – без удовлетворения.
Незаконным возбуждением уголовного дела, обвинением его в совершении преступления, незаконным избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде с постоянного места жительства, неоднократными судебными разбирательствами, ему причинен существенный моральный вред.
Он был лишен свободы передвижения, возможности жить прежней жизнью, всецело отдавшись защите от незаконного уголовного преследования по надуманному преступлению, в результате чего была задета его репутация. Нарушение его прав было длительным, унизительным для него.
Невыносимую душевную боль он испытывал, осознавая какие моральные и материальные трудности переживает в период уголовного преследования его семья, супруга и трое малолетних детей. По сей день в глазах его знакомых, родственников, друзей он является лицом, привлекавшимся к уголовной ответственности, находившийся на позорной скамье подсудимых. После возбуждения в отношении него уголовного дела состояния его здоровье пошатнулось.
Причинённый ему незаконными действиями и решениями судебно-следственных органов моральный вред может быть компенсирован выплатой ему денежных средств в размере 10 000 000 руб.
Решением Кизилюртовского городского суда РД от 14 декабря 2023г. постановлено:
«Исковые требования Магомедова Руслана Магомедрасуловича к Министерству Финансов Российской Федерации, удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Магомедова Руслана Магомедрасуловича,17 июля 1984 года рождения, с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Магомедова Руслана Магомедрасуловича, 17 июля 1984 года рождения, судебные расходы в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей».
В апелляционной жалобе Магомедов Р.М. просит решение суда изменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на необоснованность вывода суда о недоказанности факта ухудшения состояния его здоровья, вызванного незаконным привлечением к уголовной ответственности. В период судебных разбирательств ему становилось плохо, и прямо в зал неоднократно вызывалась бригада «Скорой помощи», после чего он был госпитализирован в связи с повышением артериального давления, вызванным эмоциональным перенапряжением и стрессом. Судом оставлены без оценки представленные им медицинские документы, подтверждающие указанные выше факты.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантулова С.Х. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункта 34 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под реабилитацией понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна ит.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи.
В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 10.08.2018 старшим следователем Кизилюртовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по РД Гаджиевым М.Д. в отношении Магомедова Р.М. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ.
22.12.2018 в отношении Магомедова Р.М. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, 21.12.2018 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ.
12.04.2019 уголовное дело с обвинительным заключением для рассмотрения по существу направлено в мировой суд судебного участка №30 г.Кизилюрт Республики Дагестан.
Приговором мирового судьи судебного участка №30 г.Кизилюрта РД от 31.03.2020 Магомедов Р.М. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ за отсутствием в его деянии состава преступления, на основании п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ. Мера пресечения в отношении Магомедова Р.М. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.
В связи с вынесением оправдательного приговора за Магомедовым Р.М. признано право на реабилитацию и право на возмещение имущественного и морального вреда в порядке ст. 135, 136 УПК РФ.
Впоследующем, апелляционным постановлением Кизилюртовского городского суда РД от 18.06.2020 приговор мирового судьи судебного участка №30 г.Кизилюрт РД от 31.03.2020 в отношении Магомедова Р.М. отменен с направлением уголовного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Однако определением судебной коллегии по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 апелляционное постановление Кизилюртовского городского суда РД от 18.06.2020 в отношении Магомедова Р.М. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным постановлением Кизилюртовского городского суда РД от 14.01.2021 приговор мирового судьи судебного участка №30 г.Кизилюрт Республики Дагестан от 31.03.2020 в отношении Магомедова Р.М. оставлен без изменения, апелляционное представление помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора и апелляционная жалоба Шаихова Р.Б. - без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм права и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», суд верно признал установленным факт незаконного уголовного преследования Магомедова Р.М. и обоснованными его требования о компенсации морального вреда.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10).
Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.
При определении размера компенсации морального вреда в размере 150000 руб., суд исходил из следующего.
Период уголовного преследования Магомедова Р.М. длился с 10.08.2018 по 14.01 2021г.- 2 года 5 мес. Под подпиской о невыезде он находился с 22.12.2018 до 31.03.2020, то есть 1 год и 3 месяца и 11 дней.
Магомедов Р.М. неоднократно участвовал в следственных действиях, заседаниях суда первой, апелляционной и кассационной инстанции.
Истец ранее не привлекался к уголовной ответственности, в период уголовного преследования имел на иждивении несовершеннолетних детей, его длительное нахождение в состоянии неопределенности относительно исхода уголовного преследования, тяжесть предъявленного обвинения в преступлении, явилось существенным психотравмирующим фактором.
Кроме того, истец испытывал на себе ограничения прав и свобод личности, связанные с необходимостью принятия участия в следственных действиях, судебных заседаниях, в том числе, чтобы доказывать свою невиновность, что повлекло причинение ему нравственных страданий.
Само по себе придание гражданину статуса подозреваемого, обвиняемого, факт возбуждения уголовного дела и привлечение по нему в качестве обвиняемого, причиняет нравственные страдания человеку, связанные с умалением его доброго имени и деловой репутации.
Однако, Магомедовым Р.М. не было представлено доказательств, что уголовное преследование послужило причиной негативного отношения к нему со стороны окружающих, а так же влияние уголовного преследования на его здоровье. Представленные им сигнальные листы от 01.06.2023, выданные главным врачом ГБУ РД «Кизилюртовский МССМП» Кадировым К.Т., не подтверждают ухудшение его состояния здоровья именно в результате уголовного преследования.
Суд также принял во внимание и то, что привлечение Магомедова Р.М. к уголовной ответственности по ст.319 УК РФ не повлекло за собой назначение ему наказания, связанного с изоляцией от общества, что мера пресечения, связанная с физическим ограничением личной свободы обвиняемого, на этапе предварительного следствия и судебного разбирательства, в отношении него не применялась.
Учитывая вышеизложенное, в том числе степень и характер нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, продолжительность судопроизводства, тяжесть преступления, в совершении которого обвинялся Магомедова Р.М., его личность, конкретные обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, суд частично удовлетворил требования истца, взыскав компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.
Судебная коллегия взысканный судом размер компенсации морального вреда считает соразмерным объему нарушенных прав истца, не находит оснований для взыскания компенсации в большем размере.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Кизилюртовского городского суда РД от 14 декабря 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Магомедова Р.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи