Решение от 06.06.2024 по делу № 2-365/2024 от 29.03.2024

5


Дело №2-365/2024 УИД 42RS0003-01-2024-000458-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Бигеза Е.Л.,

при секретаре Цепелевой А.С.,

с участием прокурора Арбузовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березовском Кемеровской области 06 июня 2024 года

гражданское дело по иску прокурора г.Березовского к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №16» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Березовского обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №16» (далее по тексту – МБОУ «СОШ №16»), просит: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» выполнить капитальный ремонт в здании по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Березовский, ул. 40 лет Победы, 3, и устранить требования пожарной безопасности в срок до 31.08.2025.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16», в ходе которой в здании образовательной организации установлены нарушения требований безопасности обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 1.4 Устава МБОУ «СОШ № 16», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа от 30.11.2015 № 36р (далее - Устав) место нахождения Учреждения: Кемеровская область-Кузбасс, г. Березовский, ул. 40 лет Победы, д. 3.

Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.1990, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного управления МЧС по Кемеровской области - Кузбассу директору МБОУ «СОШ №16» выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 26/3 от 31.08.2022 со сроком исполнения до 01.10.2023,

В нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 средства обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации. При этом не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Кровля здания не в полном объёме оборудована ограждениями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53254.

Не организовано не реже 1 раза в год в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен пункт 17 (б) Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Лестница для сообщения между подвалом и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа (левое крыло 1 этажа, правое крыло 1 этажа, центрального коридора 1 этажа) нарушение части 3 статьи 4, части 1 статьи 6 Федеральный закон № 123-ФЗ, пункта 4.18 СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты.

Директором МБОУ «СОШ № 16» 15.08.2023 направлено ходатайство Главному государственному инспектору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного управления МЧС по Кемеровской области - Кузбассу о продлении срока выполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в связи с тем, что запланирован капитальный ремонт в образовательной организации в 2024 году. На период обращения выполнено: лестница для сообщения между подвалом и первым этажом ограждена противопожарными перегородками 1-го типа (левое крыло 1 этажа, правое крыло 1 этажа, центрального коридора 1 этажа).

До настоящего времени требования предписания № 26/3 от 31.08.2022 в полном объеме не исполнены, замена технических средств обеспечения пожарной безопасности по истечении срока службы не проведена, что подтверждается предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28.02.2024, выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного управления МЧС по Кемеровской области - Кузбассу в рамках профилактического визита, согласно которому в МБОУ «СОШ № 16» по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Березовский, ул. 40 лет Победы, 3-1) средства обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации. При этом не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке; 2) кровля здания не в полном объёме оборудована ограждениями в соответствии с требованиями, не организовано; 3) не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Срок устранения нарушений до 01.07.2024.

Согласно информации от 13.03.2024, предоставленной по требованию прокуратуры города директором МБОУ «СОШ № 16» для устранения выявленных ранее нарушений - монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в проект бюджета на 2024-2026 годы заложена потребность на сумму 2 655 760, 29 рублей. Но на данный вид работ в 2024 году бюджетные ассигнования в МБОУ «СОШ № 16» не выделены. Таким образом, есть основания предполагать, что нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.07.2024 образовательной организацией не будут устранены в связи с отсутствием финансирования.

В соответствии с информацией предоставленной администрацией Березовского городского округа от 27.03.2024 Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа № 218 от 17.12.2020 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Березовского городского округа» капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 16» включен в перечень проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа со сроком реализации в 2024 году.

В связи с этим в 2022 году выполнен проект капитального ремонта, имеется положительное заключение <данные изъяты> от 04.07.2023.

По запросу Министерства строительства Кузбасса от 31.05.2023 № МС-08/2890 необходимый пакет документов направлен для участия в направлении и отборе заявок субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2024-2026 годы.

По имеющейся информации на настоящий момент решения о включении в региональный проект на реализацию в 2024 году не принято.

Вместе с тем, для устранения выявленных ранее нарушений требований пожарной безопасности, а именно монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, разработана проектно-сметная документация, и в проект бюджета на 2024 -2026 годы заложена потребность на его исполнение на сумму 2 655 760,29 рублей. Но данный вид работ в 2024 году бюджетные ассигнования не выделены в виду рассмотрения вопроса о включении объекта МБОУ «СОШ № 16» в имеющиеся программы капитального ремонта.

В случае непринятия решения о включении в программы капитального ремонта, в бюджете на 2025 год будут предусмотрены ассигнования для монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в МБОУ «СОШ № 16».

Согласно Акту содержащий перечень дефектов от 25.10.2022 установлено, что необходимо выполнить замену кровли с устройством ограждения и снегозадержания, выполнить монтаж вентилируемого фасада с утеплением. Выполнить ремонт фундамента, плит перекрытия в подвале, привести замену сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, произвести ремонт системы вентиляции, слаботочных систем. Во внутренних помещениях произвести ремонт стен, потолков, полов. Произвести зоны и подъезды путей. Выполнить замену металлического ограждения.

В соответствии с заключением Технического отчета <данные изъяты> шифр № 03-04/22-ТО по результатам обследования и оценки технического состояния здания в ходе проведения обследования в МБОУ «СОШ № 16» по адресу выявлены отклонения от параметров нормативного технического состояния. Общее техническое состояние конструкций объекта обследования в целом оценивается как ограниченно-работоспособное, имеются дефекты и повреждения, приведшие к локальному снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация объекта возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и последующем мониторинге технического состояния. Установленные категории технического состояния отдельных групп несущих конструкций: Фундаменты - работоспособное состояние (см. раздел 5.2 настоящего отчёта). Монолитный железобетонный пояс по контуру фундамента под опирание несущих стен - ограниченно-работоспособное состояние ввиду системного нарушения защитного слоя бетона с оголением и коррозией арматуры. Несущие стены из полнотелого керамического кирпича - ограниченно работоспособное состояние ввиду наличия значительных участков со сниженной несущей способностью вследствие уменьшения рабочего сечения (разрушения лицевого слоя кладки, раствора в швах, отдельных элементов кладки, наличия произвольных проёмов под коммуникации и пр.). Железобетонные элементы сборных междуэтажных перекрытий и покрытий (плиты, балки) -работоспособное состояние с локальными участками (на перекрытии подвала) категории ОРС (ограниченно-работоспособное состояние) вследствие наличия разрушения защитного слоя бетона с оголением и коррозией арматуры. Железобетонные сборные элементы лестничных клеток (марши, площадки) -работоспособное состояние. Деревянная стропильная система - ограниченно-работоспособное состояние ввиду недостаточной несущей способности и наличия системных дефектов (отсутствие части креплений, биологическое воздействие, недостаточная пространственная жёсткость и устойчивость и пр.). Кровля — ограниченно-работоспособное состояние ввиду системных протечек, механических повреждений материала покрытия (наледи в зимний период), отсутствия части конструктивных элементов, деформации или разрушения водосточной системы (настенные желоба), отсутствия снегозадерживающих устройств, элементов безопасности на кровле, недостаточного вылета карнизного свеса и пр.

Прочие элементы здания: внутренние инженерные системы - отсутствие или нарушение теплоизоляции водонесущих сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, полное отсутствие антикор.защиты, напорные протечки, локально - значительный физический износ, ненормативная прокладка разводки канализационной сети внутри здания, дефекты приборов отопления (протечки, коррозия, деформации, недостаточная теплоотдача). В рамках работ по капитальному ремонту рекомендуется полное переустройство внутренних инженерных сетей здания ввиду наличия системных дефектов, физического и морального износа и несоответствия современным требованиям. Отмостка по периметру здания - за исключением участка со стороны главного фасада разрушена или отсутствует. Заполнение оконных и дверных проёмов - локальные дефекты, рекомендована замена части элементов заполнения проёмов. Водосточная система - на площади до 50% кровли не осуществляется сбор и отвод ливневых вод вследствие деформации или разрушения элементов водосточной системы.

Результаты неразрушающего контроля прочности элементов конструкций ультразвуковым методом см. раздел 5.12, Приложение Б настоящего отчёта. По результатам измерений снижение прочностных характеристик не обнаружено. Фактическая прочность элементов конструкций соответствует нормативным требованиям к конструкциям данного типа. По результатам выполненных проверочных расчётов (см. Приложение В): ограждающие конструкции здания (наружные кирпичные стены, чердачное перекрытие) не соответствуют требованиям по теплопередаче. Деревянные стропила при действии постоянной нагрузки от веса покрытия и вариантного приложения снеговой нагрузки - не обеспечивают необходимую прочность элемента.

Планируемый срок продления безопасной эксплуатации составляет 5 лет, при условии выполнения ремонтных мероприятий согласно рекомендациям, указанным в ведомостях дефектов и повреждений (см. разделы 5.4-5.11).

Технический отчёт по результатам обследования и оценки технического состояния здания МБОУ «Средняя образовательная школа №16». Дефекты №1.3; 1.4; 1.20; 2.10; 2.11; 4.11; 4.12, 4.16 устранить в ходе эксплуатации в максимально короткий срок, либо выполнить временные мероприятия (до проведения капитального ремонта), обеспечивающие безопасность: №1.3; 1.4 - усиление значительно повреждённых ж.б. перемычек над оконными проёмами наружных стен (рекомендации см. стр. 42,44). №1.20 - демонтаж (или ограничение доступа) разрушенного сооружения на территории площадки размещения школы (рекомендации см. стр. 61). №2.10; 2.11 - исключение выявленных протечек водонесущих коммуникаций в подвальных помещениях (рекомендации см. стр. 76,77). №4.11; 4.12; 4.13 - исключение кровельных протечек во внутренние помещения здания (рекомендации см. стр. 76,77). Устранение остальных выявленных дефектов и повреждений с присвоенной категорий ОРС (ограниченно-работоспособное состояние) возможно в процессе дальнейшей эксплуатации до конца III квартала 2023 года, прочих дефектов - до конца 2024 года.

В процессе дальнейшей эксплуатации необходимо: выполнить рекомендации по устранению всех дефектов и повреждений в соответствии с указаниями разделов 5.4-5.11 «Ведомость выявленных дефектов и повреждений» в установленный срок. Не допускать ударных воздействий на несущие конструкции здания при выполнении строительных и ремонтных работ. Не допускать промачивания несущих и ограждающих конструкций здания. Не допускать подвешивания грузов и технологического оборудования к несущим конструкциям здания без проведения предварительных поверочных расчётов несущей способности. Своевременно проводить планово-предупредительные ремонты несущих и ограждающих конструкций здания. Проводить осмотры конструкций ответственным лицом по эксплуатации здания с периодичностью один раз в полгода. Соблюдать требования нормативной документации, стандартов и инструкций, распространяющихся на объекты данного типа. Контроль за выполнением указаний и рекомендаций данного раздела должен осуществляться лицом, назначенным по приказу ответственным за эксплуатацию объекта.

Рекомендуется проведение капитального ремонта конструкций и инженерных систем объекта обследования с разработкой специализированной организацией проектной и рабочей документации. В составе проектных работ учесть мероприятия по устранению всех дефектов и повреждений, указанных в данном техническом отчёте.

При отсутствии необходимости внеочередного обследования и при условии выполнения всех вышеуказанных мероприятий, следующее обследование строительных конструкций здания выполнить не позднее июня 2027 года.

В Письмах Минстроя России от 03.07.2017 № 29521-ОГ/04, от 27.02.2018 № 7026-АС/08 рассмотрен вопрос разграничения понятий «капитальный ремонт», «текущий ремонт».

Как правило, к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Неисполнение обязанности по проведению капитального ремонта, и дальнейшая эксплуатация здания с имеющимися дефектами может явиться причиной их прогрессирования и привести к аварийному состоянию, что создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации учащихся их родителей и работников. Указанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.

При этом отсутствие финансовых возможностей для проведения мероприятий по капитальному ремонту не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и надлежащего обеспечения безопасности детей, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации с их наличествующими финансовыми возможностями.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о длительном непринятии МБОУ «СОШ № 16» мер к исполнению требований Федерального закона № 123-ФЗ, правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и работников МБОУ «СОШ № 16».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Березовского Арбузова А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №16» Шелковникова Е.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что финансирование на капитальный ремонт отсутствует, сигнализация устаревшая, но она работоспособная, ее проверяют каждую неделю. Ремонт кровли будет проведен в рамках текущего ремонта.

Представитель 3-го лица Администрации Березовского городского округа Волкова Н.В., действующая на основании доверенности от 14.11.2023 сроком на 1 год, исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа № 218 от 17.12.2020 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Березовского городского округа» капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 16» был включен в перечень проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа со сроком реализации в 2024 году с целью улучшения технического состояния здания МБОУ «СОШ 16».

В связи с чем в 2022 году выполнен проект проведения капитального ремонта МБОУ «СОШ № 16», получено положительное заключение <данные изъяты> от 04.07.2023.

Техническое состояние здания не является аварийным, заключение уполномоченных органов о необходимости проведения капитального ремонта отсутствует.

По запросу Министерства строительства Кузбасса от 31.05.2023 № МС-08/2890 необходимый пакет документов был направлен для участия в направлении и отборе заявок субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2024-2026 годы. По имеющейся информации, решение о включении в региональный проект на реализацию в 2024 году не принято.

МБОУ «СОШ № 16» будут предприняты меры на включение данного проекта в государственную программу РФ «Развитие образования» на 2025-2026 годы.

Стоимость капитального ремонта с благоустройством территории МБОУ «СОШ № 16» в настоящий момент составляет около 400 млн. руб., бюджет Березовского городского округа является высокодотационным, в связи с чем предусмотреть в бюджете Березовского городского округа денежные средства в таком размере не представляется возможным.

Проведение капитального ремонта возможно осуществить только при условии включения разработанного проекта в государственную программу РФ «Развитие образования» за счет средств федерального бюджета при софинансировании из бюджета городского округа.

Право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования имеет главный распорядитель бюджетных средств

В месте с тем, в целях устранения выявленных ранее нарушений требований пожарной безопасности, а именно монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, была разработана проектно-сметная документация, и в проект бюджета на 2024 -2026г.г. заложена потребность на его исполнение на сумму 2 655 760,29 рублей. В 2024 году бюджетные ассигнования на данный вид работ не выделены, так как рассматривался вопрос о включении объекта МБОУ «СОШ № 16» в имеющиеся программы капитального ремонта.

В целях обеспечения контроля за надлежащим функционированием имеющейся АПС, ежемесячно <данные изъяты> проводится обследование состояния АПС МБОУ «СОШ № 16», и по мере необходимости производится частичная замена оборудования.

Представитель третьего лица Управления образования Березовского городского округа Носкова М.С., действующая на основании доверенности от 20.05.2024 сроком на 1 месяц, возражала против удовлетворения исковых требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16», в ходе которой в здании образовательной организации установлены нарушения требований безопасности обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 1.4 Устава МБОУ «СОШ № 16», утвержденного приказом начальника Управления образования Березовского городского округа от 30.11.2015 №36р (далее - Устав) место нахождения Учреждения: Кемеровская область-Кузбасс, г. Березовский, ул. 40 лет Победы, д. 3.

Согласно разделу III Устава МБОУ «СОШ № 16» собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Березовский городской округ. Имущество учреждения закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.3.1.).

Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета Березовского городского округа на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием лицеем муниципальных услуг (п.3.15.).

Учреждение обязано эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, обеспечивать его сохранность и надлежащий учет, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с физическим износом и форс-мажорными обстоятельствами, осуществлять текущий ремонт.

Финансирование Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного учащегося (п.3.17.17).

Согласно информации от 13.03.2024, предоставленной по требованию прокуратуры города директором МБОУ «СОШ № 16» для устранения выявленных ранее нарушений - монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в проект бюджета на 2024-2026 годы заложена потребность на сумму 2 655 760, 29 рублей. Но на данный вид работ в 2024 году бюджетные ассигнования в МБОУ «СОШ № 16» не выделены. Таким образом, есть основания предполагать, что нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.07.2024 образовательной организацией не будут устранены в связи с отсутствием финансирования.

В соответствии с информацией предоставленной администрацией Березовского городского округа от 27.03.2024 Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа № 218 от 17.12.2020 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Березовского городского округа» капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 16» включен в перечень проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа со сроком реализации в 2024 году.

В связи с этим в 2022 году выполнен проект капитального ремонта, имеется положительное заключение ГАУ «(Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Кузбасса» от 04.07.2023.

По запросу Министерства строительства Кузбасса от 31.05.2023 № МС-08/2890 необходимый пакет документов направлен для участия в направлении и отборе заявок субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2024-2026 годы.

По имеющейся информации на настоящий момент решения о включении в региональный проект на реализацию в 2024 году не принято.

Вместе с тем, для устранения выявленных ранее нарушений требований пожарной безопасности, а именно монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, разработана проектно-сметная документация, и в проект бюджета на 2024 -2026 годы заложена потребность на его исполнение на сумму 2 655 760,29 рублей. Но данный вид работ в 2024 году бюджетные ассигнования не выделены в виду рассмотрения вопроса о включении объекта МБОУ «СОШ № 16» в имеющиеся программы капитального ремонта.

В случае непринятия решения о включении в программы капитального ремонта, в бюджете на 2025 год будут предусмотрены ассигнования для монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в МБОУ «СОШ № 16».

Согласно Акту содержащий перечень дефектов от 25.10.2022 установлено, что необходимо выполнить замену кровли с устройством ограждения и снегозадержания, выполнить монтаж вентилируемого фасада с утеплением. Выполнить ремонт фундамента, плит перекрытия в подвале, привести замену сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, произвести ремонт системы вентиляции, слаботочных систем. Во внутренних помещениях произвести ремонт стен, потолков, полов. Произвести зоны и подъезды путей. Выполнить замену металлического ограждения.

В соответствии с заключением Технического отчета <данные изъяты> шифр № 03-04/22-ТО по результатам обследования и оценки технического состояния здания в ходе проведения обследования в МБОУ «СОШ № 16» по адресу выявлены отклонения от параметров нормативного технического состояния. Общее техническое состояние конструкций объекта обследования в целом оценивается как ограниченно-работоспособное, имеются дефекты и повреждения, приведшие к локальному снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация объекта возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и последующем мониторинге технического состояния.

Установленные категории технического состояния отдельных групп несущих конструкций: Фундаменты - работоспособное состояние (см. раздел 5.2 настоящего отчёта). Монолитный железобетонный пояс по контуру фундамента под опирание несущих стен - ограниченно-работоспособное состояние ввиду системного нарушения защитного слоя бетона с оголением и коррозией арматуры. Несущие стены из полнотелого керамического кирпича - ограниченно работоспособное состояние ввиду наличия значительных участков со сниженной несущей способностью вследствие уменьшения рабочего сечения (разрушения лицевого слоя кладки, раствора в швах, отдельных элементов кладки, наличия произвольных проёмов под коммуникации и пр.). Железобетонные элементы сборных междуэтажных перекрытий и покрытий (плиты, балки) -работоспособное состояние с локальными участками (на перекрытии подвала) категории ОРС (ограниченно-работоспособное состояние) вследствие наличия разрушения защитного слоя бетона с оголением и коррозией арматуры. Железобетонные сборные элементы лестничных клеток (марши, площадки) -работоспособное состояние. Деревянная стропильная система - ограниченно-работоспособное состояние ввиду недостаточной несущей способности и наличия системных дефектов (отсутствие части креплений, биологическое воздействие, недостаточная пространственная жёсткость и устойчивость и пр.). Кровля — ограниченно-работоспособное состояние ввиду системных протечек, механических повреждений материала покрытия (наледи в зимний период), отсутствия части конструктивных элементов, деформации или разрушения водосточной системы (настенные желоба), отсутствия снегозадерживающих устройств, элементов безопасности на кровле, недостаточного вылета карнизного свеса и пр.

Прочие элементы здания: внутренние инженерные системы - отсутствие или нарушение теплоизоляции водонесущих сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, полное отсутствие антикор.защиты, напорные протечки, локально - значительный физический износ, ненормативная прокладка разводки канализационной сети внутри здания, дефекты приборов отопления (протечки, коррозия, деформации, недостаточная теплоотдача). В рамках работ по капитальному ремонту рекомендуется полное переустройство внутренних инженерных сетей здания ввиду наличия системных дефектов, физического и морального износа и несоответствия современным требованиям. Отмостка по периметру здания - за исключением участка со стороны главного фасада разрушена или отсутствует. Заполнение оконных и дверных проёмов - локальные дефекты, рекомендована замена части элементов заполнения проёмов. Водосточная система - на площади до 50% кровли не осуществляется сбор и отвод ливневых вод вследствие деформации или разрушения элементов водосточной системы.

Результаты неразрушающего контроля прочности элементов конструкций ультразвуковым методом см. раздел 5.12, Приложение Б настоящего отчёта. По результатам измерений снижение прочностных характеристик не обнаружено. Фактическая прочность элементов конструкций соответствует нормативным требованиям к конструкциям данного типа. По результатам выполненных проверочных расчётов (см. Приложение В): ограждающие конструкции здания(наружные кирпичные стены, чердачное перекрытие) не соответствуют требованиям по теплопередаче. Деревянные стропила при действии постоянной нагрузки от веса покрытия и вариантного приложения снеговой нагрузки - не обеспечивают необходимую прочность элемента.

Планируемый срок продления безопасной эксплуатации составляет 5 лет, при условии выполнения ремонтных мероприятий согласно рекомендациям, указанным в ведомостях дефектов и повреждений (см. разделы 5.4-5.11).

Технический отчёт по результатам обследования и оценки технического состояния здания МБОУ «Средняя образовательная школа №16». Дефекты №1.3; 1.4; 1.20; 2.10; 2.11; 4.11; 4.12, 4.16 устранить в ходе эксплуатации в максимально короткий срок, либо выполнить временные мероприятия (до проведения капитального ремонта), обеспечивающие безопасность: №1.3; 1.4 - усиление значительно повреждённых ж.б. перемычек над оконными проёмами наружных стен (рекомендации см. стр. 42,44). №1.20 - демонтаж (или ограничение доступа) разрушенного сооружения на территории площадки размещения школы (рекомендации см. стр. 61). №2.10; 2.11 - исключение выявленных протечек водонесущих коммуникаций в подвальных помещениях (рекомендации см. стр. 76,77). №4.11; 4.12; 4.13 - исключение кровельных протечек во внутренние помещения здания (рекомендации см. стр. 76,77). Устранение остальных выявленных дефектов и повреждений с присвоенной категорий ОРС (ограниченно-работоспособное состояние) возможно в процессе дальнейшей эксплуатации до конца III квартала 2023 года, прочих дефектов - до конца 2024 года.

В процессе дальнейшей эксплуатации необходимо: выполнить рекомендации по устранению всех дефектов и повреждений в соответствии с указаниями разделов 5.4-5.11 «Ведомость выявленных дефектов и повреждений» в установленный срок. Не допускать ударных воздействий на несущие конструкции здания при выполнении строительных и ремонтных работ. Не допускать промачивания несущих и ограждающих конструкций здания. Не допускать подвешивания грузов и технологического оборудования к несущим конструкциям здания без проведения предварительных поверочных расчётов несущей способности. Своевременно проводить планово-предупредительные ремонты несущих и ограждающих конструкций здания. Проводить осмотры конструкций ответственным лицом по эксплуатации здания с периодичностью один раз в полгода. Соблюдать требования нормативной документации, стандартов и инструкций, распространяющихся на объекты данного типа. Контроль за выполнением указаний и рекомендаций данного раздела должен осуществляться лицом, назначенным по приказу ответственным за эксплуатацию объекта.

Рекомендуется проведение капитального ремонта конструкций и инженерных систем объекта обследования с разработкой специализированной организацией проектной и рабочей документации. В составе проектных работ учесть мероприятия по устранению всех дефектов и повреждений, указанных в данном техническом отчёте.

При отсутствии необходимости внеочередного обследования и при условии выполнения всех вышеуказанных мероприятий, следующее обследование строительных конструкций здания выполнить не позднее июня 2027 года.

В Письмах Минстроя России от 03.07.2017 № 29521-ОГ/04, от 27.02.2018 № 7026-АС/08 рассмотрен вопрос разграничения понятий «капитальный ремонт», «текущий ремонт».

Как правило, к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Неисполнение обязанности по проведению капитального ремонта, и дальнейшая эксплуатация здания с имеющимися дефектами может явиться причиной их прогрессирования и привести к аварийному состоянию, что создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации учащихся их родителей и работников. Указанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.

В соответствии с Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа № 57 от 25.04.2024 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Березовского городского округа от 20.12.2018 №28 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа до 2035 года» » капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 16» был включен в перечень проектов, планируемых к реализации в рамках Стратегии социально-экономического развития Березовского городского округа со сроком реализации в 2025-2026 году.

С целью выполнения противопожарных требований, между <данные изъяты> и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» заключен 19.04.2024 договор на проведение технических испытаний систем и отдельных элементов противопожарной защиты.

По настоящему делу целью обращения прокурора в суд являлась защита прав, свобод и законных интересов учащихся и работников МБОУ «СОШ № 16», нарушенных, по мнению прокурора, небезопасными условиями обучения, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации

Для устранения этих нарушений прокурор просил возложить на ответчика МБОУ «СОШ № 16» обязанность выполнить требования пожарной безопасности, предусмотренные для действующего образовательного учреждения и провести капитальный ремонт школы, а также обустройства территории школы.

Как установлено судом, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБОУ «СОШ № 16» являются, в том числе бюджетные и внебюджетные средства.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, отсутствуют законные основания для вынесения решения о возложении на МБОУ «СОШ №16» провести капитальный ремонт здания школы с обустройством прилегающей территории, поскольку источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБОУ «СОШ № 16» являются, в том числе бюджетные и внебюджетные средства, финансирование образовательной организации осуществляет в порядке и на условиях соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования субсидии муниципальным учреждениям.

Возложение на МБОУ «СОШ № 16» обязанности провести капитальный ремонт здания, фактически является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Требованиями прокурора не определены источник и порядок исполнения указанных в исковом заявлении обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурору г.Березовского к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №16» о понуждении к совершению действий по выполнению капитального ремонта здания и благоустройства территории, отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №16» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.06.2024



5




2-365/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Березовского
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 16"
Другие
Управление образования Березовского городского округа
Администрация Березовского городского округа
Суд
Березовский городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
berezovsky.kmr.sudrf.ru
29.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Подготовка дела (собеседование)
19.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.05.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Дело оформлено
13.11.2024Дело передано в архив
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее