Дело № 2-421/2022
Поступило 23 июня 2022 года
УИД 54RS0016-01-2022-000620-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2022 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Буяновой Н.А.,
при секретаре Шмидт А.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Тимошенко Т.Е.,
представителя ответчика Шевченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области обратился в Доволенский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к администрации Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения администрацией Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
При изучении в декабре 2021 года, в феврале, апреле, июне 2022 года размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» сведений установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 4, ч. 4 ст. 5 Закона Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» с пометкой «выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 24 незаконных муниципальных нормативных правовых акта, принятых органами местного самоуправления Баклушевского сельсовета в период с 2012 по 27 сентября 2021 года.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Доволенского района 07 декабря 2021 года внесено представление главе Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области с требованием принять меры, направленные на полное исключение незаконных муниципальных нормативных правовых акта из регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
По состоянию на 22 июня 2022 года информация о том, что требования прокурора, содержащиеся в указанном представлении исполнены, отсутствует.
Ответ на представление носит формальный характер, конкретные меры, принятые для устранения нарушений, отсутствуют. При изучении в мае 2022 года размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации сведений установлено, что в регистре муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области до настоящего времени числится 6 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Баклушевского сельсовета в период с 2012 года по 27 сентября 2021 года: решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 27 сентября 2021 года № 49, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 22 октября 2018 года № 106, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 08 июня 2018 года № 34, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 13 сентября 2017 года № 67, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 28 мая 2014 года без номера, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 20 января 2012 года без номера, что свидетельствует о неисполнении требований, содержащихся в представлении прокурора Доволенского района Новосибирской области.
Просит обязать администрацию Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, а именно: решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 27 сентября 2021 года № 49, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 22 октября 2018 года № 106, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 08 июня 2018 года № 34, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 13 сентября 2017 года № 67, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 28 мая 2014 года без номера, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 20 января 2012 года без номера и направить в Министерство юстиции Новосибирской области информацию о результатах рассмотрения заключений на вышеуказанные нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, установить срок для исполнения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Тимошенко Т.Е. поддержала исковые требования по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – глава администрации Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что администрацией Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области рассмотрены заключения Министерства юстиции на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, информация о результатах рассмотрения указанных заключений будет направлена в Министерство юстиции Новосибирской области.
Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организация и ведение регистра осуществляется Министерством юстиции Новосибирской области.
В соответствии с п. 4 Положения «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 08 апреля 2013 года № 315-ОЗ«О порядке организации и ведения регистра муниципальныхнормативных правовых актов Новосибирской области» направление в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи главой муниципального образования Новосибирской области или уполномоченным им должностным лицом в течение 15 дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 5 Закона Новосибирской области от 08 апреля 2013 года № 315-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальныхнормативных правовых актов Новосибирской области» случае выявления в результате правовой экспертизы в муниципальном нормативном правовом акте противоречий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законодательству Новосибирской области, уставу муниципального образования и муниципальным нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), уполномоченный орган осуществляет подготовку экспертного заключения.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты подписания экспертного заключения включает его в регистр и направляет органу местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления), принявшему (издавшему) муниципальный нормативный правовой акт.
Орган местного самоуправления (должностное лицо местного самоуправления), принявший (издавший) муниципальный нормативный правовой акт, в течение 30 дней со дня получения экспертного заключения направляет в уполномоченный орган информацию о результатах его рассмотрения.
Таким образом, на каждый нормативный правовой акт, не соответствующий требованиям законодательства, Министерство юстиции Новосибирской области готовит заключение, которое посредством электронного документооборота направляется в орган местного самоуправления поселения, принявшего данный нормативный правовой акт. Каждое заключение должно быть рассмотрено, в случае согласия с ним принимается нормативный правовой акт, которым несоответствующий нормативный правовой акт приводится в соответствие с законодательством, о результатах рассмотрения извещается Министерство юстиции Новосибирской области.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения администрацией Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
При изучении в декабре 2021 года, в феврале, апреле, июне 2022 года размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» сведений установлено. что в нарушение ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 4, ч. 4 ст. 5 Закона Новосибирской области от 08.04.2013 № 315-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» с пометкой «выявлено несоответствие федеральному законодательству» числится 24 незаконных муниципальных нормативных правовых акта, принятых органами местного самоуправления Баклушевского сельсовета в период с 2012 по 27 сентября 2021 года.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Доволенского района 07 декабря 2021 года внесено представление Главе Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области с требованием принять меры, направленные на полное исключение незаконных муниципальных нормативных правовых акта из регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области.
По состоянию на 22 июня 2022 года информация о том, что требования прокурора, содержащиеся в указанном представлении исполнены, отсутствует, конкретные меры, принятые для устранения нарушений, отсутствуют. При изучении размещенных на портале Министерства юстиции Российской Федерации сведений установлено, что в регистре муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области до настоящего времени числится 6 незаконных муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Баклушевского сельсовета в период с 2012 года по 27 сентября 2021 года: решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 27 сентября 2021 года № 49, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 22 октября 2018 года № 106, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 08 июня 2018 года № 34, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 13 сентября 2017 года № 67, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 28 мая 2014 года без номера, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 20 января 2012 года без номера, что свидетельствует о неисполнении требований, содержащихся в представлении прокурора Доволенского района Новосибирской области.
В судебном заседании представителем ответчика не предоставлено суду подтверждения рассмотрения заключений Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству и направления данной информации в Министерство юстиции Новосибирской области.
Доказательств, опровергающих доводы истца, не приведено, в связи с чем, иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу требований ст.206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено и полагает, что срок - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным для исполнения данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области рассмотреть заключения Министерства юстиции Новосибирской области на нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, а именно: решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 27 сентября 2021 года № 49, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 22 октября 2018 года № 106, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 08 июня 2018 года № 34, постановление администрации Баклушевского сельсовета от 13 сентября 2017 года № 67, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 28 мая 2014 года без номера, решение Совета депутатов Баклушевского сельсовета от 20 января 2012 года без номера.
Обязать администрацию Баклушевского сельсовета Доволенского района Новосибирской области направить в Министерство юстиции Новосибирской области информацию о результатах рассмотрения заключений на вышеуказанные нормативные правовые акты, признанные несоответствующими законодательству, установить срок для исполнения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Буянова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2022 года