Дело № 2а-274/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2019 года Пущинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Трофимова М.М.,
при секретаре Кремнёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС Россия № 11 по Московской области к Ларионову Сергею Валериевичу о взыскании транспортного и земельного налога,
у с т а н о в и л:
Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в размере 8 895 рублей, пени по транспортному налогу в размере 46 рублей 03 копеек, земельный налог за 2015, 2016 годы в размере 1209 рублей, пени по земельному налогу в размере 13 рублей 45 копеек. Свои требования административный истец обосновывает тем, что административный ответчик не оплатил налоги в установленные законом сроки.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик в судебном заседании, административные исковые требования признал частично, пояснив, согласен с взысканием с него земельного налога, просил применить срок исковой давности к требованиям о взыскании транспортного налога за 2014 год.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено, что административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства: автомобиль марки Вольво S60, г.р.н. №, мощностью двигателя 170 лошадиных силы (отчужден 19.07.2014), автомобиль Опель Антара L-A, р.н. №, мощностью двигателя 167 лошадиных сил (отчужден 14.12.2014), Шевроле Авео КL1T г.р.н. №, мощностью двигателя 116 лошадиных сил. Также ответчику принадлежат на праве собственности недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: г. Пущино, ул. Балковская №, с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью 1209408 рублей.
Административным истцом направлялось налоговое уведомление
№ 103284576 от 25.09.2016 об уплате налога на имущество за 2015 год, транспортного налога за 2015 год, земельного налога за 2015 год, для уплаты в срок не позднее 01.12.2016, налоговое уведомление № 63809633 от 20.09.2017 об уплате налога на имущество за 2016 год, транспортного налога за 2014 год, земельного налога для за 2016 уплаты в срок не позднее 01.12.2017. В связи с неуплатой налогов в установленные сроки ответчику было направлено требование № 26345 об уплате налогов и пени в срок до 16.05.2017 по состоянию на 27.02.2017, требование № 39146 об уплате налогов и пени в срок до 29.01.2018 по состоянию на 21.12.2017 в общей сумме 17979 рублей (требования, уведомления, распечатка с личного кабинета налогоплательщика, расчет пени в деле). Административный истец обращался к мировому судье 208 судебного участка Пущинского судебного района Московской области о взыскании налогов и пени с заявлением о вынесении судебного приказа. 15.05.2018 определением мирового судьи 208 судебного участка Пущинского судебного района Московской области судебный приказ, выданный 04.05.2018 о взыскании с Ларионова С.В. в пользу Межрайонной инспекции ИФНС России № 11 по Московской области задолженности по уплате транспортного налога и пени, земельного налога и пени, налога на имущество и пени, был отменен (копия определения в деле).
В соответствии со ст. ст. 23, 45, 48 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения требования об уплате налога в установленный срок налоговый орган вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 75 НК РФ пени налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, и принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьями 357 - 362 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, к которым относятся автомобили, в отношении которых налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства отдельно как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, устанавливаемой субъектом РФ.
Согласно ст. 1 Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» на 2014 год ставка по транспортному налогу определена: на легковые автомобили до 100 лошадиных сил включительно – 7 рублей за одну лошадиную силу, от 100 до 150 лошадиных сил - 32 рубля за одну лошадиную силу, от 150 до 200 лошадиных сил - 47 рублей за одну лошадиную силу; на грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет до 100 лошадиных сил – 24 рубля за одну лошадиную силу, от 100 до 150 лошадиных сил включительно - 32 рубля за одну лошадиную силу; на моторные лодки до 100 лошадиных сил – 90 рублей за одну лошадиную силу; на 2016 год ставка по транспортному налогу определена: на легковые автомобили от 100 до 150 лошадиных сил - 34 рубля за одну лошадиную силу, от 150 до 200 лошадиных сил - 49 рублей за одну лошадиную силу; на грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет до 100 лошадиных сил – 25 рублей за одну лошадиную силу, от 100 до 150 лошадиных сил включительно - 40 рублей за одну лошадиную силу, от 150 до 200 лошадиных сил включительно - 50 рублей за одну лошадиную силу.
Согласно статьям 399 - 401 Налогового Кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и подлежит оплате физическими лицами, обладающими правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым относится жилое помещение, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскании задолженности по уплате земельного налога, суд исходит из того, что административный ответчик, являясь собственником недвижимого имущества не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем административному ответчику обоснованно начислены пени, которые он обязан оплатить. Доказательств уплаты налогов на день вынесения решения суда или отсутствия имущества, являющегося объектом налогообложения в спорный период, административным ответчиком не представлено. Расчет налога и пени произведен правильно, проверен судом. Всего подлежит взысканию с ответчика 1 222 рубля 45 копеек
(земельный налог за 2015 - 2016 годы в размере 1209 рублей + пени по земельному налогу за 2015 - 2016 годы в размере 13 рублей 45 копеек).
Кроме того суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с Ларионова С.В. транспортного налога и пени за 2014 год суд исходит из того, что недоимка по транспортному налогу в сумме 8 895 рублей и пени в сумме 46 рублей 03 копеек за 2014 год имела место по состоянию на 1 января 2015 года, в связи с чем в силу закона она признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Разрешая вопрос о применении срока исковой давности, к требованиям о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, суд исходит из того, что по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Кроме того, как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
В пункте 3 статьи 48 Налогового Кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового Кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи от 15 мая 2018 года отменен судебный приказ о взыскании с Ларионова С.В. задолженности по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 24.09.2019, то есть за пределами установленного законом срока, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в части требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год. Доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока административным истцом не представлено.
Согласно ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей, от которой был освобожден административный истец.
Руководствуясь ст.ст. 23, 45, 48, 75, 357-362, 399-401 НК РФ, ст.1 Закона «О транспортном налоге в Московской области», ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии со ст. 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Ларионова Сергея Валериевича, 18 октября 1973 года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в бюджет городского округа Пущино задолженность по уплате земельного налога за 2015-2016 годы в размере 1 209 рублей, пени по земельному налогу в размере 13 рублей 45 копеек.
Взыскать с Ларионова Сергея Валериевича государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 рублей.
Признать безнадежным ко взысканию и подлежащим списанию транспортного налога за 2014 год в размере 8 895 рублей, пени в размере 46 рублей 03 копеек, начисленные Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в отношении Ларионова Сергея Валериевича.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пущинский горсуд Московской области.
Председательствующий судья: подпись Трофимов М.М.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2019 года.
Председательствующий судья: подпись Трофимов М.М.
.
.