Дело №2-1222/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2023 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ситдиковой Н.М.
при секретаре Мукашовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфутдинова Талгата Асхатовича к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
установил:
Сайфутдинов Т.А. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и просил:
- признать архивную выписку из распоряжения Главы Мамадыш- Акиловского совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ № и государственный акт № на имя Магдиевой М.Х. принадлежащими Магдиевой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ;
- включить в состав наследства Магдиевой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
- признать Сайфутдинову С.К., умершую ДД.ММ.ГГГГ, сестрой Магдиевой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ;
- признать Сайфутдинову С.К. принявшей наследство после смерти Магдиевой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ;
- включить в состав наследства Сайфутдиновой С.К., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
- признать Сайфутдинова Талгата Асхатовича принявшим наследство после смерти Сайфутдиновой С.К., умершей ДД.ММ.ГГГГ;
- признать за Сайфутдиновым Талгатом Асхатовичем право собственности на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Сайфутдиновой С.К., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Сайфутдинова С.К.. Справкой органа местного поселения подтверждается, что истец на день смерти проживал с наследодателем. Тем самым, он фактически принял наследство. Вступил во владение и управление наследственным имуществом, принимает меры по сохранению наследства, защите от посягательств или притязаний третьих лиц, несет расходы на его содержание. Но в установленный законом срок истец не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Кроме того, и сама наследодатель не приняла мер к оформлению прав на принадлежащее ей имущество - земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ умерла сестра Сайфутдиновой С.К. - Магдиева М.М.. Справкой органа местного поселения подтверждается факт совместного проживания сестер. Право собственности Магдиевой М.М. на участок подтверждается архивной выпиской из распоряжения главы Мамадыш-Акиловского совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №, в подтверждение чего выдан государственный акт №. Но ее отчество в этих документах указано иначе, нежели в свидетельстве о смерти, поэтому необходимо установить факт принадлежности наследодателю правоустанавливающего и право подтверждающего документов на участок. Также необходимо установить факт родственных отношений и принятия матерью истца наследства после смерти сестры.
В дальнейшем истец уточнил свои исковые требования, отказавшись от иска в части принадлежности правоустанавливающего документа, включении в состав наследства, признании родственных отношений, признании принявшими наследство, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, отказ от иска в данной части судом принят.
Сайфутдинов Т.А. просил признать за ним право собственности на земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, з/у 3, в силу приобретательной давности.
В обоснование уточненных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Магдиева М.М.. Ей на праве собственности принадлежал земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности Магдиевой М.М. на участок подтверждается архивной выпиской из распоряжения главы Мамадыш-Акиловского совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №, в подтверждение чего выдан государственный акт РТ-20-14-000381. Справкой органа местного поселения подтверждается, что на день смерти Магдиевой М.М. совместно с ней проживали истец и его семья. На дату подачи иска истец более 17 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет участком как своим собственным недвижимый имуществом, несет расходы на его содержание.
Представитель истца Азгамов Р.А, действующий на основании доверенности, на иске настаивал.
Представитель ответчика исполкома ЗМР РТ, представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполкома Мамадыш-Акиловского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались.
Исполком ЗМР РТ представил отзыв с возражениями против исковых требований.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Магдиева М.М. (л.д. 20).
Распоряжением главы Мамадыш-Акиловского совета местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ Магдиевой М.Х. предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,27 га (л.д. 23).
На основании данного распоряжения выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №№ (л.д. 24-27).
Согласно материалам инвентаризации с декларацией (заявлением) о факте использования земельного участка обращалась Магдиева М.Х. (л.д. 143).
Земельный участок с почтовым адресом ориентира: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №, площадь участка по данным выписки из ЕГРН - 1535,89 кв.м (л.д. 22-29).
По мнению истца он приобрел право собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности, так как на день смерти Магдиевой М.М. совместно с ней проживали он и его семья. На дату подачи иска он более 17 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет участком как своим собственным недвижимый имуществом, несет расходы на его содержание.
Представитель истца просил обратить внимание на пункт 3 ст. 234 ГК РФ, указав, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является, уточнив, что его мать также проживала с Магдиевой М.М.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО9 показала, что Магдиева М.М. и Сайфутдинова С.К. сестрами не являлись, просто жили вместе. Данный факт подтверждается свидетельствами о рождении Магдиевой М.М. и Сайфутдиновой С.К. (л.д. 128-129).
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22 от 29 апреля 2010 г.), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления N 10/22 от 29 апреля 2010 г., исходя из статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на другое бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Исходя из вышеизложенных норм права под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Притязания истца на земельный участок основаны на положениях статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако лишь при совокупности всех перечисленных в статье 234 ГК РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Между тем право собственности на спорный земельный участок в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
Межевание земельного участка было произведено только в 2022 году.
Следовательно, спорный земельный участок был занят Сайфутдиновым Т.А. самовольно.
При таких данных владение истцом спорным земельным участком как своим собственным нельзя признать добросовестным, поскольку он должен был осознавать, что использует земельный участок в отсутствие законных оснований.
Таким образом, совокупность условий, являющейся основанием для признания права собственности на спорное имущество в силу приобретательной давности, в данном случае отсутствует, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Сайфутдинова Т.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.55-57, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ...) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 21.06.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: