по делу №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№...
дата адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Вахитовой Г.Д.
Рахматуллина А.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Власовым Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах службы судебных приставов,
по апелляционной жалобе представителя Управления федеральной службы исполнения наказаний России по адрес ФИО3 на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском (с учетом изменений) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах службы судебных приставов. В обосновании своих требований ФИО1 ссылается на то, что в период времени с дата по дата он работал судебным приставом-исполнителем УФССП России по Республики Башкортостан. С дата по настоящее время он проходит службу в органах УИС РФ в должности начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-3 УФСИН России по адрес. Период работы в системе МВД по РБ с дата по дата ему включили в выслугу лет, а период работы в УФССП России по РБ в стаж службы (выслугу лет) включен не был. Просит решение ответчика № ... от дата об отказе включения периода работы в УФССП России по РБ в стаж работы (выслугу лет) в органах УИС РФ признать незаконным и отменить его. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем включения периода работы (службы) с дата по дата (9 лет 29 дней) судебным приставом УФССП России по адрес в его стаж работы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе РФ.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечен ФСИН России и Управление Федеральной службы судебных приставов России по адрес.
Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
измененный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес о признании решения незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах службы судебных приставов – удовлетворить.
Признать решение об отказе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес № ... от дата - незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес включить в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении ФИО1 период работы с дата по дата в должности судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес.
В апелляционной жалобе представитель Управления федеральной службы исполнения наказаний России по адрес ФИО3 просит об отмене решения суда, по мотиву его незаконности и необоснованности.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя УФСИН России по адрес – ФИО3 и представителя УФССП России по адрес – ФИО4, поддерживавших доводы апелляционной жалобы, ФИО1 и его представителя ФИО5, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям по следующим основаниям.
Разрешая требования ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, должность судебного пристава относится к государственной должности федеральной государственной гражданской службы, и соответственно, в силу ст.6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» входит в систему органов принудительного исполнения. Поскольку на момент исчисления стажа службы (выслуги лет) изменения, внесенные Федеральным законом № 328 в п.5 ч.2 ст.38 Федерального закона №197 о включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода прохождения службы в органах принудительного исполнения - в подразделениях территориального органа Федеральной службе судебных приставов, уже действовали, данные изменения должны были быть приняты ответчиком при расчете выслуги лет, в связи с чем, пришел к выводу о том, что при исчислении стажа службы (выслуги лет) истца спорные периоды прохождения ФИО1 службы в органах принудительного исполнения подлежат включению в стаж службы в уголовно – исполнительной системе Российской Федерации.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
С дата и по настоящее время, ФИО1 проходит службу в уголовно-исправительной системе в должности начальника отряда отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по адрес, что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
Из ответа № ОГ-3/ТО/7-404 от дата, направленного истцу за подписью начальника управления по соблюдению прав человека в УИС УФСИН России по адрес подполковником внутренней службы ФИО6, следует, что истцу отказано во включении периода работы с дата по дата (...) судебным приставом УФССП России по адрес в его стаж работы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе РФ.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 дата принят на федеральную государственную гражданскую службу назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя адрес отдела судебных приставов, что подтверждается приказом №...-к от дата. дата назначен на федеральную государственную гражданскую должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, что подтверждается приказом №...-к от дата. дата ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела заместителя старшего судебного пристава адрес отдела судебных приставов, что подтверждается приказом №...-к от дата. дата с истцом расторгнут служебный контракт, он освобожден от занимаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе, что подтверждается приказом от дата.
Согласно ч.1,2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Понятие государственной гражданской службы приведено в части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В статье 6.4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» указано, что к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.
Порядок и условия возникновения и реализации права на пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно пункту 7 части 2 статьи 38 которого в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Между тем, должность судебного пристава – исполнителя в Перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.01.1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации», не поименована.
Ссылка суда на Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. N 1574, является необоснованной, поскольку в указанном Реестре занимаемая истцом должность судебного пристава-исполнителя также не значится как государственная должность Российской Федерации, так как должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность Российской Федерации не являются тождественными.
В этой связи, выводы суда о том, что имеются основания для включения в выслугу лет истца периода службы в должности судебного пристава-исполнителя, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, решение подлежит отмене.
Принимая во внимание, что деятельность приставов не определяется как особый вид государственной службы, период службы истца в должности судебного пристава-исполнителя с дата по дата включению в выслугу лет для назначения пенсии истцу как сотруднику, проходившему службу в уголовно-исполнительной системе, не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес о признании решения УФСИН России о РБ № ... от дата незаконным и включении в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе периода службы в органах службы судебных приставов с дата по дата отказать.
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи Г.Д. Вахитова
А.А. Рахматуллин
Справка: федеральный судья Н.Р. Идиятова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.